Культура
18:2218 сентября 2017

Children of Bodom в Петербурге: 20 лет безумного металла. Интервью с музыкантами

В воскресенье, 17 сентября в клубе «Космонавт» состоялось громкое событие. Громкое во всех смыслах – стены здания на Техноложке потрясли виртуозные гитарные риффы и ершистый вокал Алекси Лайхо, солиста финской метал-группы Children of Bodom. Команда, популярная во всём мире, представила петербуржцам новое шоу в рамках юбилейного тура – ровно 20 лет назад, в 1997 году музыканты записали свой первый альбом.
Фото: 78. ru

Тысяча фанатов за углом

Плотная цепочка страждущих тянется от входа в клуб по всему периметру здания. Заходишь за угол – и видишь, что у очереди нет конца. За следующим углом людей не меньше, и где у этой «человеческой многоножки» хвост, совершенно непонятно. Чтобы измерить уровень популярности Children of Bodom в Петербурге, не нужно проводить соцопросы и исследования – достаточно посмотреть на огромную толпу, собравшуюся у входа в «Космонавт» перед концертом великих финнов. Тысяча человек в небольшом питерском клубе, все билеты раскуплены, VIP-ложа – забита до отказа. Едва опомнившись после концерта в Москве, музыканты дают грандиозное шоу в Петербурге.

В Северную столицу музыканты приехали с юбилейной программой «20 YEARS DOWN & DIRTY», посвящённой их первому альбому – «Something Wild». А потому и сетлист был соответствующий: финны играли песни с первых четырёх альбомов. Перед концертом клавишник группы Янне Вирман и бас-гитарист Хэнкка Сеппаля дали журналистам «78» эксклюзивное интервью – и рассказали, как музыканты относятся к русским фанатам, как выживают при сверхплотном концертном графике и как, в конце концов, определить их музыкальный стиль.

Рождение гения

Солист группы Алекси Лайхо занялся музыкой в пять лет. Это не шутка – малыш Алекси уже в столь нежном возрасте засел за клавиши, а в семь лет увлёкся скрипкой. В одиннадцать будущий фронтмен популярной во всём мире группы бросил всё это «классическое баловство» и вплотную взялся за гитару. Уже тогда он увлёкся металлом, наслушавшись виртуозов мирового прогрессив-рока. Сложные гитарные «запилы» Стива Вая и Ингви Мальмстина – императоров «техничной гитары» – определили судьбу финского мальчика Алекси навсегда.

Алекси Лайхо. Фото:
Алекси Лайхо. Фото: "78"

Когда Лайхо основал свою группу, ему было 14. Первоначально у неё было другое название – IneartheD. Но через четыре года, когда музыканты записали свой первый альбом, появилась необходимость сменить имя. Ребята посовещались и решили, что их команда возьмёт себе «имя со страшной историей». Такая история нашлась, можно сказать, по соседству – большой и страшный секрет хранило в себе озеро Бодом, расположенное в родном городе музыкантов Эспоо. В ночь с 4 на 5 июня 1960 года на берегу этого озера неизвестный преступник зарезал троих подростков и ранил четвёртого. Убийцу, к слову, так и не нашли.

«Дети озера Бодом» стали писать страшные сказки и класть их на жёсткую, но мелодичную и красивую музыку. С тех пор музыканты записали десять альбомов и прожили вместе со своими фанатами двадцать лет. За эти годы Children of Bodom превратилась из подростковой местечковой команды в самую популярную финскую метал-группу в мире.

Отправная точка истории

Бытует мнение, что сам Лайхо не очень любит свой первый альбом, изданию которого и посвящено турне – «Something Wild». Возможно, музыканты хотели бы что-то изменить в своём самом первом произведении?

- С тех пор многое изменилось, изменился сам звук – 20 лет назад всё звучало совсем по-другому, – рассказывает Хенкка Сеппаля.

- Но это была наша отправная точка, мы были детьми, нам было по 17-18 лет, и у нас не было опыта профессиональной записи. Нам нужно было с чего-то начать, и поэтому получилось так, – соглашается с другом Янне Вирман. – Я думаю, мы бы поменяли сейчас многие вещи, но это был бы уже другой альбом.

- Это часть нашей истории как она есть, – считает Хенкка. – Её не изменишь. И мы бы не стали её менять, даже если бы могли.

«Отправная точка» истории Children of Bodom оказалась довольно горячей и сложной: записав свой первый альбом, Алекси Лайхо заработал тяжёлый нервный срыв (напомним, вокалисту на тот момент было всего 18 лет). Из-за передозировки транквилизаторами, с помощью которых он пытался пережить сильнейший стресс, вокалист угодил в больницу. Очнувшись, музыкант не бросил начатое – напротив, он окунулся в музыку с головой. И, по всей видимости, навсегда.

Музыка без рамок и определений

Одной из главных проблем в описании творчества великих финнов обычно считают определение их стиля. Музыкантам приписывают самые разные поджанры металла: от мелодик до дэт-металла, от симфонического рока до блэка. Но сами участники группы отметают чёткие определения. Хенкка и Янне уверяют – не нужно втискивать их музыку в жёсткие рамки, это бесполезное и вредное занятие.

- Когда мы записывали«Something Wild», мы думали, что это смесь всех стилей металла, чтобы всем было интересно, – вспоминает Сеппаля. – Наш стиль очень-очень сложно определить одним словом. Это смесь всех стилей музыки.

Хенкка Сеппаля. Фото:
Хенкка Сеппаля. Фото: "78"

- Мы этого не делаем и не будем делать. Это не имеет смысла, – соглашается Вирман. – Мы просто называем это хэви-металл. А мелодик, дэт – это просто определения, которые не дают полного описания. Сами мы даже не пытаемся описывать наш стиль. Мне кажется, так проще.

- Я уверен, что многие группы чувствуют то же самое. Это просто металл, и ты должен просто слушать его, а не пытаться что-то выяснить, – ставит точку бас-гитарист.

При этом, фанаты Children of Bodom уверены, что точно знают их стиль. Так, одна из поклонниц группы, пришедшая на концерт, определила всё чётко и ясно:

- Стиль Children of Bodom я определяю как мелодик-дэт-металл. Это 100%! Мелодик – потому что у них есть очень красивые клавиши, слушаешь – и они отправляют тебя в какое-то прекрасное время. Дэт-металл – посмотрите их клипы, у них всё такое жуткое! А почему металл – и так понятно!

Безумие длиной в 20 лет

В Петербурге финны сыграли несколько песен, никогда ранее не исполнявшихся в России вживую. Для нашего города они подготовили особый сетлист. Правда, как признались сами музыканты, чёткого расписания они не придерживаются почти никогда. Стараются – но чаще всего концерт выливается в импровизацию. В которой участвуют не только музыканты, но и фанаты.

«Великолепно» и «изумительно» – два главных слова, которыми Янне и Хенкка описывают свои впечатления от концертов в России.

- Российская публика всегда нас радует. Она, пожалуй, одна из лучших во всём мире, поэтому, когда мы приезжаем на гастроли в Россию, то возлагаем большие надежды на аудиторию. И она их оправдывает, – признался бас-гитарист группы.

- Мы очень любим приезжать в Россию, – подтвердил клавишник Children of Bodom.

В то, что с начала их творческого пути прошло уже двадцать лет, сами музыканты верят с трудом.

- Я не представлял, что мы будем заниматься этим двадцать лет, когда мы начинали. Это безумие, это половина наших жизней! Это поразительно. Мы посетили столько стран, увидели столько крутых мест, великолепных людей, собирали толпы по всему миру. Это огромная честь для нас – до сих пор заниматься этим, – поделился эмоциями Янне Вирман.

Автобус vs самолёт: когда колёса лучше крыльев

Накануне петербургского концерта в «Космонавте» Лайхо и компания отыграли юбилейное шоу в Москве. После гига в столичном клубе вечером 16 сентября музыканты отправились на Курский вокзал и погрузились в поезд, который домчал их до Петербурга.

В четверг и пятницу гениальные юбиляры также не прохлаждались: 14 сентября состоялся концерт в Киеве, а 15 числа – в Минске. Три перелёта за четыре дня – это, согласитесь, уже серьёзное испытание для организма. А когда, едва отдохнув от турбулентностей и перепадов давления, ты бежишь на сцену и устраиваешь мощное шоу – стресс, как минимум, утраивается. Как вообще живой человек может такое пережить?

Янне Вирман соглашается: путешествия – самая тяжёлая часть любого турне. Однако все туры делятся на два вида: автобусные и авиатуры. И нет ничего тяжелее «flight tour», когда даже не можешь выйти из отеля и прогуляться по городу, потому что слишком устал, жалуется клавишник.

- Но вот американо-канадское турне будет у нас автобусным. В «автобусном туре» ты каждое утро просыпаешься в новом городе, и у тебя есть время пойти погулять, посмотреть разные места в городе, – рассказывает Янне.

Янне Вирман. Фото:
Янне Вирман. Фото: "78"

Именно поэтому автобусные туры музыканты любят больше – даже несмотря на то, что такие путешествия предполагают ещё более плотный график. Так, прошедшей весной группа объездила с юбилейным шоу всю Европу. Музыканты порадовали своих фанатов в одиннадцати странах: Германии, Великобритании, Люксембурге, Франции, Италии, Хорватии, Австрии, Швеции, Дании и Норвегии. Children of Bodom дали 22 концерта в 22 городах! При этом, тур занял меньше месяца – стартовав 8 марта в Ганновере, команда Алекси Лайхо завершила «европейское путешествие» 4 апреля в Стокгольме.

После концерта в Северной столице музыканты собираются отдохнуть около месяца – и снова в путь. В конце октября финны отправятся в грандиозное турне по США и Канаде. С 31 октября по 1 декабря Children of Bodom отыграют 24 концерта, четыре – в Канаде, а остальные двадцать – в Штатах. И вновь музыканты окунутся с головой в «автобусную жизнь».

Отыграв в общей сложности полсотни концертов, Лайхо и компания собираются заняться самым важным делом в жизни любой группы – записью нового альбома. Однако приподнять завесу тайны над новой пластинкой музыканты отказались.

- Мы начали работать над ним, написали пару песен, но слишком рано что-то говорить, – поделился Янне Вирман. – Какой-то конкретной темы у нас нет.

- Невозможно что-то говорить ни с какой точки зрения, я думаю, – согласился с ним Хенкка Сеппаля.

Но главное – новый альбом всё-таки будет, несмотря на прошедшие двадцать лет «безумия», как выразился сам Янне Вирман. И, без сомнения, нас ждёт ещё не один юбилейный тур королей самого чистого и беспредельного финского металла.

Новости партнеров