Кутузов — Старый лис Севера
«Победами себя прославить»
После ранения в голову Екатерина II решила отправить отличившегося подполковника на лечение в Австрию и взяла на себя все расходы. В Европе Кутузов провел два года и потратил это время на обучение военному искусству. Кроме того, в 1776 году в городе Регенсбург он вступил в масонскую ложу «К трем ключам».
Кутузов стал заметным участником организации вольных каменщиков. Он был принят в ложах Франкфурта, Берлина, Москвы и Петербурга. Задолго до Отечественной войны 1812 года Кутузов получил орденское имя Вечнозеленеющий лавр и пророческий девиз: «Победами себя прославить».
Искусный дипломат и завсегдатай гарема
После победы в Русско-Турецкой войне 1787-1791 годов Кутузов стал чрезвычайным послом России в Константинополе. Знание нескольких иностранных языков, эрудиция и умение вести себя в обществе, конечно помогали вести переговоры. Но, возможно, не менее важным слагаемым успеха стали частые визиты русского дипломата в гарем к турецкому султану.
Не подумайте ничего плохого. Там вместе с красавицами-женами правителя Турции жила и его мать. Михришах Султан имела большое влияние на сына, что и сыграло на руку посланцу Екатерины Великой. Кутузов раз за разом совершенно безнаказанно пробирался на запретную территорию. В этом ему помогла благосклонность двух могущественных женщин и статус посланца победившей стороны.
Кофе по-турецки как карьерный лифт
Вернувшийся из Константинополя Михаил Илларионович при дворе Екатерины II оказался чуть ли не единственным, кто умел варить настоящий кофе по-турецки. Говорят, что каждое утро он приходил в приемную к фавориту императрицы Платону Зубову и собственноручно варил для него свежий кофе. Такое усердие не осталось незамеченным.
Вскоре Кутузов стал главнокомандующим всеми войсками Финляндии, генерал-губернатором Казанским и Вятским и директором одного из Императорских кадетских корпусов. Правда, кадеты скоро узнали про то, каким методом Кутузов стал главой их корпуса. После этого он перестал пользоваться их уважением. Каждый раз, когда их преподаватель садился в карету, чтобы отправится к фавориту с трофейным кофейником, воспитанники кричали ему вслед: «Подлец, хвост Зубова!».
Скрытный полководец
Непредсказуемость русского полководца выводила из себя и врагов и даже союзников. Соратники частенько упрекали Кутузова в том, что его слова расходятся с делом, а планы, озвученные на военных советах, не совпадают с приказами, которые он отдает войскам.
— Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым, — говорил об этом сам князь.
Враги отдавали Кутузову должное. Он изматывал противника, заманивая его вглубь страны и не давая генеральных сражений. За такой подход к войне в Европе полководцу дали прозвище Старый лис Севера.
Кроме того, его упрекали в том, что он предпочитает верные, пусть и небольшие победы, громкой славе. Тем не менее выбранная Кутузовым тактика работала. Отступающая французская армия значительно уменьшилась благодаря партизанским вылазкам, а не крупным сражениям.
Единственный, кого уважал Наполеон
Несмотря на то, что русская армия оказалась сильнее, Наполеон уважал Кутузова. Это был единственный полководец, о котором французский император не говорил пренебрежительно. Кроме того, в одном из его писем, написанном уже в сгоревшей Москве, видно отношение корсиканца к Северному лису.
«Князь Кутузов! Посылаю к вам одного из моих генерал-адъютантов для переговоров с вами о многих важных предметах. Я хотел бы, чтобы Ваша Светлость поверили тому, что он вам скажет, в особенности когда он выразит чувства почтения и особливого уважения, которые я издавна испытываю к вам. Не имея сказать настоящим письмом чего-либо еще, я молю Всевышнего, князь Кутузов, чтобы он хранил вас под своим священным и благим покровом».
Дитя, преследуемое школьным учителем
Переговоры не принесли плодов, поверженные французы бежали по ими же разоренной дороге. В переписке с одной из своих дочерей Кутузов писал об этом с юмором.
«Вот Бонапарт, — этот гордый завоеватель, этот модный Ахиллес, бич рода человеческого, или, скорее, бич Божий, — бежит передо мной более трехсот верст, как дитя, преследуемое школьным учителем», — писал Кутузов в одном из писем своей дочери.
Сам же французский император, отступая, пытался сохранить хорошую мину при плохой игре. Он говорил, что в его поражении виновата не столько русская армия, сколько «суровая русская зима».
Так где же сердце?
Кутузов сделал очень многое для победы над Наполеоном, но так и не увидел, как русские войска вошли в Париж. Дело даже не в том, что он не считал заграничный поход целесообразным. Измотанный компанией полководец не смог оправиться после простуды и 28 апреля 1813 года скончался в небольшом городке на границе Германии и Польши. Тело Кутузова забальзамировали и отправили на родину.
Здесь берет начало красивая легенда, якобы князь завещал похоронить свое сердце рядом с солдатами. «Дабы видели солдаты — сыны Родины, что сердцем он остался с ними». На месте гибели полководца действительно установлено надгробие, и под ним покоятся органы, изъятые при бальзамировании, однако сердца среди них нет. В 1933 году могилу Кутузова в Казанском соборе вскрыли и в изголовье обнаружили серебряный сосуд с искомым органом.
Долгая последняя дорога
В пути печальная процессия находилась около месяца. Во многих городах тело полководца встречали торжественно. В Российской империи вдоль маршрута служили панихиды. Из повозки, на которой везли погибшего героя, люди выпрягали лошадей и тянули ее вместо них. В конце весны кортеж остановился в 20 верстах от столицы, поскольку для торжественных похорон в Петербурге еще не все успели подготовить. В течении 18 суток, пока гроб оставался в Троице-Сергиевой пустыни, сотни людей приходили, чтобы проститься с героем.
Все это время в столице работала так называемая печальная комиссия, которая должна была найти деньги на похороны и организовать погребение. И ей это отлично удалось: в последний путь Михаила Кутузова отправили почти с монаршими почестями. Члены императорской семьи лично присутствовали на церемонии, а после посетили вдову полководца.
В городе тело встречали дворяне, чиновники, купцы и простой народ. Одна из газет писала:
«Гроб Кутузова сопровождали отряды войск, пехотных и конных, артиллерия с своими орудиями. Все дороги и улицы усыпаны были зеленью, а по иным местам и цветами. Народ еще у Нарвской заставы выпряг лошадей и вез траурную колесницу вплоть до Казанского собора. Все невольно утирали слезы».




