Культура
15:5815 сентября 2017

Лучшие роли Кирилла Лаврова: от Грибоедова до Достоевского

Сегодня исполнилось бы 92 года выдающемуся актеру, преданному болельщику «Зенита» и настоящему петербуржцу Кириллу Лаврову. По просьбе 78.ru критики выбрали самые запоминающиеся работы актера в театре и в кино.
1505493882359

Судьбоносное знакомство

Из-за войны Кирилл Лавров так и не смог окончить школу, а без аттестата зрелости и думать не стоило о поступлении в театральные училища. Однако это не остановило молодого человека. Он поступил в труппу Киевского драматического театра под руководством Константина Хохлова и пять лет учился актерскому мастерству прямо на сцене.

В 1955 году Хохлова перевели в Ленинград, где он возглавил БДТ. Режиссер позвал с собой и молодого актера. Уже через год худруком БДТ вместо Хохлова стал Георгий Товстоногов. По мнению многих критиков, именно он создал золотую труппу театра. Одним из незаменимых актеров в ней стал и Лавров.

В Большом драматическом театре актер служил до самой смерти и сыграл свои лучшие роли. После смерти Товстоногова он занял его место и руководил БДТ почти 20 лет.

Молчалин — «Горе от ума» (1962)

Первый раз классическую пьесу Грибоедова в постановке Товстоногова зрители увидели в октябре 1962 года. Занавес поднялся, а за ним оказался еще один. Писатель Михаил Веллер вспоминал, что второй оказался зеленым, как бильярдный стол. В его верхнем углу будто от руки был написан эпиграф: «Черт догадал меня родиться в России с умом и талантом» Пушкин.

Актриса БДТ Зинаида Шарко вспоминала, что фраза вызвала недоумение у городских властей. Они заставили снять второй занавес, но отменить спектакль по бессмертной пьесе не решились. Постановка еще долго была предметом споров и обсуждений.



— Это один из первых ярких и спорных спектаклей Товстоногова. В 1962-го году это была пьеса о современных людях. В ней сталкивалось два абсолютно разных молодых человека. Юрский играл левого, либерального интеллигента. Молчалин Лаврова был удивительным: успешный, гладкий, положительный, правильный и по своему очень обаятельный персонаж. Эта роль навсегда вошла в историю, — вспоминает театральный критик Николай Песочинский.

С этим спектаклем связана еще одна находка художественного руководителя. За две недели до первого представления Товстоногов решил поменять местами актеров, игравших Чацкого и Молчалина. Сергей Юрский вспоминает, что изначально Лавров должен был сыграть именно положительного главного героя. Тем не менее, замена стала удачной.

— Молчалин Лаврова был умным человеком, который готов жить в этом мире. Поэтому он смог стать весомым антагонистом для эмоционального Чацкого в исполнении Юрского. И это было интересно, — отмечает критик Наталья Скороход.

Нил — «Мещане» (1966)

В 1932 году БДТ присвоили имя Максима Горького, но в нем долгое время не играли ни одной его пьесы. К концу 50-х над этим смеялся даже журнал «Крокодил». Но только в 1966-м Георгий Товстоногов вернул этого драматурга в репертуар. В конце декабря на сцене впервые сыграли пьесу «Мещане».

Лавров сыграл машиниста депо Нила, воспитанника в доме зажиточного мещанина Бессеменова. Для актера роль в этой постановке стала исторической. Поколение шестидесятников обсуждало ее шепотом. Критики говорили, что актер сыграл большевика-разрушителя.

— Лавров представил Нила агрессивного, жестоко относящегося к родителям и к влюбленной в него Татьяне. Это был сложный образ. Персонаж уже чувствовал, что за ним историческая правда, но эта правда шла по трупам, не обращая внимания на моральные сложности. Эта роль была смелая и очень здорово сыгранная, — отмечает Николай Песочинский.

Спектакль стал настолько удачным, что в 1971 году на экраны вышла его телеверсия. Более того, уже в 1990 году, ровно через год после смерти Товстоногова, постановку возобновили. Очевидцы вспоминают, что на единственный спектакль было почти невозможно попасть. А те счастливцы, которым это удалось, были заворожены спектаклем так, будто он был поставлен вчера, а не четверть века назад.

Городничий — «Ревизор» (1972)

Еще одной визитной карточкой Большого драматического театра стал «Ревизор». Спектакль по хрестоматийной пьесе Гоголя впервые поставили в 1972 году. Пусть и с изменениями, но он оставался в репертуаре более 30 лет.

Постановку отличал одновременно звездный и спорный актерский состав. Интеллигентный и ироничный Сергей Юрский играл крепостного Осипа, статный Олег Басилашвили — юркого и тоненького Хлестакова. Но главным героем на этот раз стал не чиновник из Петербурга, а городничий.

— В разные времена эту пьесу ставят по-разному: в кризисные эпохи она про Хлестакова, а в застойные — про городничего, точнее, про внутренний кризис власти. Тот спектакль был про городничего, про ошаление и внутренне омертвелый образ властителя, который тормозит перед тем, что рядом с ним может измениться. В 1972 году это смотрелось смело, сильно и очень социально ярко, — подчеркивает Николай Песочинский.

Многим городничий со школьной скамьи кажется персонажем, скорее, комическим и второстепенным, но у Товстоногова это не так. Первое, что видел зритель — одинокая фигура Лаврова, освещенная лучом света в полной темноте сцены. На нем сразу концентрировалось внимание. Критик Инна Вишневская вспоминала, что: «Антон Антонович у Лаврова был человеком не только значительным и сильным, умеющим думать, всматриваться в себя и окружающих, но и смешным, потому что на нелепые дела была направлена эта сила».

Актер с единственной отрицательной ролью

Фильмография Кирилла Лаврова еще богаче, чем список его театральных работ. За полвека он сыграл более, чем в 80 фильмах. Впервые в главной роли лейтенанта Кости Ласточкина он появился в фильме «Ссора в Лукашах», который в 1959 году выпустила киностудия «Ленфильм».

— Понятно, что ему удавались роли положительных милицейских генералов, он часто был идеальным и справедливым начальником. Тут проявлялась его сущность очень высокоморального, ответственного и собранного человека. Он был образцом честной мужественности. И это переходило в его кинороли и использовалось режиссерами, — отмечает Николай Песочинский.

Тем не менее, таким Кирилл Юрьевич был не всегда. Критики больше всего ценят именно созданных им неоднозначных персонажей.

«Долгая счастливая жизнь» (1966). Рейтинг «Кинопоиска» 7.6

Это как раз одна из редких отрицательных ролей. Виктор случайно знакомится в автобусе с девушкой. Они сразу же влюбляются друг в друга, и молодой человек обещает девушке долгую и счастливую жизнь. На следующий день, когда героиня уже готова ехать за возлюбленным куда угодно, все внезапно заканчивается. Персонаж Лаврова понимает, что не способен на серьезные отношения и уезжает.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Долгая счастливая жизнь"
— Сейчас этот фильм снова обретает популярность. Это очень хорошая роль, выдающаяся роль. Он не только ярко играет персонаж, но и создает атмосферу этого фильма, атмосферу оттепели. Она интересно смотрится на контрасте его положительного образа секретаря обкома и отрицательного персонажа, — рассказывает критик Наталья Скороход.

Лента стала первой и последней в режиссерской карьере Геннадия Шпаликова. Сразу после выхода ее приняли крайне неоднозначно. Зрители посчитали тему исчерпанной, а финал невозможно затянутым. В то же время фильм взял главный приз на первом фестивале авторского кино в Бергамо.

«Братья Карамазовы» (1968). Рейтинг «Кинопоиска» 8.13

В этот раз Кириллу Лаврову пришлось побывать с обеих сторон камеры. Любители кино помнят его Ивана Карамазова, рассудительного среднего брата. Однако только актерской работой дело не ограничилось. Случилось так, что режиссер картины Иван Пырьев умер, успев закончить только две части. Чтобы не бросать работу, его место заняли сразу два брата: Дмитрий (Михаил Ульянов) и Иван (Кирилл Лавров).

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Братья Карамазовы"
— Они вместе с Ульяновым заканчивали фильм. Это была детская попытка выйти на самый крупный уровень мастерства. Не совсем удавшаяся, но очень интересная попытка. Потребовалось собрать все актерское мастерство, и попробовать добраться до вершин так называемого духа Достоевского, — рассказывает кинокритик Владимир Кузьмин.

Совместная работа так сплотила актеров, что они до смерти называли друг друга братьями. Эта дружба показывает еще одну черту Лаврова — его умение находить общий язык с коллегами.

— Он не одинокая звезда на сцене, он ансамблевый актер. Кинозрители воспринимают его как яркую вспышку, главного героя, который всегда привлекает внимание, но при этом он прекрасно умел работать с партнерами по сцене и кадру, — отмечает Николай Песочинский.

«Братья Карамазовы» стали третьей в карьере Ивана Пырева экранизацией книг Достоевского. На этот раз его работу признали не только в СССР, но и в Голливуде. Фильм получил номинацию на «Оскар» в 1969 году.

«Стакан воды» (1979). Рейтинг «Кинопоиска» 8.1

Кириллу Лаврову довелось примерить на себя и образ английского виконта Генри Болингброка в киноверсии французской пьесы «Стакан воды». Его герой стремится прекратить войну за испанское наследство. Для этого ему нужно поссорить королеву Анну и ее подругу детства герцогиню Мальборо, в руках которой находится настоящая власть.

— Ни один зритель, который видел фильм, никогда не забудет персонажа Кирилла Лаврова. Эта такая тонкая и обаятельная актерская работа, какую редко увидишь, — убежден Николай Песочинский.

Однако не все опрошенные нами критики разделили восторг Николая Песочинского от игры Лаврова в этом фильме. Так, Наталья Скороход убеждена, что в этой работе актера нет ничего необычного. По ее мнению, ему вообще не очень шли костюмные роли.

— Так или иначе, наследие Кирилла Лаврова огромно с точки зрения человеческого, творческого, стилевого и художественного многообразия. Он сделал очень многое для того, чтобы мы поняли, каким актерское искусство может быть разным, — заключает Николай Песочинский.
Новости партнеров