«Только поверхностные люди не судят по внешности», – учил знаменитый британский модник позапрошлого столетия Оскар Уайльд.
И действительно, можно скрывать свои мысли, но не предпочтения в одежде. Однако строгий дресс-код стирает разницу между индивидуумами. Самым жестким проводником идеи единства делового стиля в Петербурге является спикер городского парламента Вячеслав Макаров. Давно прошли те времена, когда старожил Заксобрания Алексей Ковалев мог прийти на заседание в джинсах и рубашке с коротким рукавом. Теперь даже отсутствие галстука карается строго и незамедлительно. Уже на первом заседании нового созыва новички депутатского корпуса Александр Рассудов и Виктор Сысоев получили публичную взбучку. А теперь строгие требования распространили на любых госслужащих. Без галстука в Мариинский дворец просто не пускают.
Впрочем, женщинам дресс-код дозволяет куда больше свободы. Им, разумеется, тоже нельзя расслабляться. В этом году спикер с трибуны отчитал сотрудницу Смольного – главу юридического управления Комитета по градостроительству и архитектуре Елену Щедрову. За темные брюки и черные балетки.
– Вы бы еще в халате и тапках, или пижаме пришли, – возмутился спикер.
В то же время он уверен, что его коллеги из женской части депутатского корпуса одеваются идеально. А на одном из брифингов подчеркнул, что не против высоких каблуков и модной одежды.
Зато другой депутат Сергей Никешин неоднократно возмущался появлением в ЗакСе высоких каблуков, сетчатых колготок и одежды унисекс.
В число самых главных модниц Мариинского дворца точно входит Оксана Дмитриева. Она нередко отдает предпочтение ярким тотал-лукам, которые тем не менее вполне соответствуют общим представлениям о деловом стиле.
Мужчинам выделиться сложнее. Однако даже вездесущий Вячеслав Макаров не может проконтролировать, во что они одеваются за пределами официальных мероприятий. К примеру, Виталий Милонов в бытность депутатом ЗакСа опубликовал в Твиттере свое изображение в черной футболке с тремя черепами и греческим лозунгом «Православие или смерть».
– Лучше ходить так, чем в содомитском одеянии, – объяснил политик.
Широко известны и его фотографии в церковном облачении алтарника.
Галстучно-костюмному официозу Милонов не следует и на митингах, предпочитая джемпера и футболки с православной символикой. Политический психолог Александр Конфисахор считает, что в ЗакСе с дресс-кодом палку перегибают, так как имидж и внешний вид – неотъемлемая часть публичной политики. А, следовательно, здесь должно быть гораздо больше свободы.
– Нужно различать бюрократию и партократию. Для чиновников характерно четкое подчинение вышестоящим, иерархия, единообразие. К их миру относится такое понятие, как дресс-код. Партократия – это политики. Это другой психологический тип людей. Каждый из них имеет особое мировоззрение, свою картину мира, образ будущего страны. Они являются служителями собственной ценной идеи о том, как обустроить мир. И это определяет в том числе и их внешний вид, одежду. Когда всех депутатов заставляют ходить в одинаковых костюмах, галстуках, трусах, происходит внешнее стирание разницы. А это полная дискредитация идеи партократии, – заявил Конфисахор.
Образ вице-губернатора Игоря Албина сложно представить без каски. На различных строительных объектах города чиновник попадает в объектив камер чаще, чем в чистых кабинетах. Одно время он даже переехал на стадион «Зенит-Арена», чтобы поскорее закончить скандальную стройку.
Одежда casual в таких случаях смотрится куда органичнее. Но, видимо, Албин так к ней привязался, что и к официальным кабинетным мероприятиям забывает переодеваться. Благо, в Смольном своего Вячеслава Макарова пока нет.
Впрочем, большинство других чиновников следуют деловому дресс-коду более строго. Стилист Татьяна Тангирова уверена, что и в такой ситуации и женщины, и мужчины могут выделиться.
- В любом образе стиль делают детали. Для мужчин – это ухоженность, стрижка, качественный костюм из хорошей ткани. Важны правильные пропорции и цветовая подборка. У женщины должен быть флер, загадочность, а у мужчины – аромат успешности, – отмечает стилист. По ее словам, уделять внимание внешнему виду для чиновников важно, но еще важнее сделать как можно больше хорошего для города. В идеале между двумя этими мирами должна быть гармония.
Многие петербургские чиновники действительно отличаются похвальным вниманием к деталям. К примеру, на руке председателя Комитета по промышленной политике и инновациям Максима Мейксина нередко красуются «умные часы» Apple Watch. Они снабжены фитнес-трекером, подключаются к айфону и позволяют диктовать СМС-ки. А как еще показать верность высоким технологиям, не снимая деловой костюм?
Среди женщин Смольного самым ярким стилем одежды отличается глава Комитета по инвестициям Ирина Бабюк. Впрочем, что поделаешь, если каблуки-шпильки хоть и не соответствуют самым принципиальным критериям делового дресс-кода, но отчаянно идут элегантным нарядам чиновницы. Переговоры с инвесторами – дело тонкое. Возможно, именно длина каблука в каком-то случае решит судьбу миллиардов рублей, которые вольются в петербургскую экономику. В таких ситуация нельзя мелочиться и слишком скромничать.
В легенду вошли и наряды спикера Совета Федерации и бывшего губернатора Петербурга Валентины Матвиенко. В ее гардеробе работы известных модельеров. Политик нередко отдает предпочтение ярким цветам, высоким каблукам, любит вышивку, меха и платки.
Следует признать, что многих петербургских чиновников и депутатов одежда красит. А если желание женщины красиво одеваться вступает в противоречие с дресс-кодом, то, к счастью, уступать пока приходится сторонникам дресс-кода.