Сразу скажем, что обсуждать адекватность поведения человека, пинающего ногами трехлетних детей, не имеет смысла. Вне зависимости от аффектов и других сопутствующих обстоятельств. Все понятно и так. В обстоятельствах же конкретного инцидента теперь разберутся следствие и суд.
И в их распоряжении вполне достаточно видеозаписей, чтобы вынести разумное решение. Следователи планируют добиваться ареста. Возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство».
Однако у данной истории есть и более широкий контекст. Конфликты между родителями маленьких детей и владельцами собак происходят на улицах города постоянно. И намного чаще, чем, к примеру, между либералами и консерваторами или фанатами «Зенита» и «Спартака». Принципиальное отличие истории, произошедшей 4 сентября на Дивенской улице в том, что она попала на видеозаписи и в объектив СМИ.
По словам очевидцев, 30-летняя владелица собаки Надежда гуляла со своим малышом на детской площадке. Туда подошла еще одна 34-летняя мама по имени Барно с ребенком. Далее изложение истории в устах основных участниц резко расходится в существенных деталях.
— Они качались на качелях, а когда уходили, мы тоже подошли, чтобы покачаться. И ее собака напала на ребенка. Я начала отбивать собаку от ребенка, потом посыпалась куча всяких оскорблений. Она подошла, толкнула меня, и потом уже началась потасовка. Потом она прыснула в меня из баллончика, и я была уже не в состоянии отбиваться, — вспоминает Барно.
— Эта женщина была агрессивной и наносила мне побои. Я была в состоянии аффекта, потому что она в течении двух-трех минут наносила удары по голове, по спине, по туловищу, — заявила в свою очередь Надежда.
Момент с ударом ребенка она не помнит.
Однако по поводу причины конфликта никаких расхождений нет. Все началось с появления собаки на детской площадке. И ей там категорически нечего делать. Даже пинчеру, даже доброму, который дома «мухи не обидит». Закон «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» трактует поступок владелицы собаки однозначно. Он карается штрафом от одной до пяти тысяч рублей.
Аналогичное наказание предусмотрено за появление собак на спортивных площадках, рядом с детскими и образовательными организациями, а также учреждениями здравоохранения. В остальных общественных местах они должны быть на поводке, а собаки выше 40 см в холке еще и в наморднике. Без поводка и намордника в городской черте четвероногих можно выгуливать только в специально оборудованных местах.
Вот только с соблюдением закона в городе уже не первый год большие проблемы. Впервые данные нормы появились восемь лет назад. И понадобились они потому, что на федеральном уровне этот вопрос до сих пор регулируется постановлением Совета министров РСФСР от 1980 года. В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП), действующем по всей стране, никаких санкций за нарушение правил выгула четвероногих не предусмотрено.
С городским законом тоже все непросто. Три года назад полицейским запретили составлять протоколы по административным статьям, действующим на региональном уровне, а в Смольном появилось новое управление, подведомственное Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности. Теперь за штрафы отвечают чиновники. И судя по тому, как все запущено, сил и средств на весь огромный город у Управления по контролю за соблюдением законодательства об административных правонарушениях явно не хватает.
При этом многие владельцы собак считают действующий закон несправедливым. И у них есть свои аргументы. Во-первых, разделение питомцев по высоте в холке вряд ли разумно. Есть более мелкие, но агрессивные породы, есть более крупные, но миролюбивые. Во-вторых, и это самое важное, маловероятно, что люди будут массово соблюдать закон, если для этого отсутствуют объективные условия. А с оборудованными местами для выгула собак на территории города настоящая беда. Добавим от себя, что неотвратимость наказание – еще одно необходимое условие нормальной работы законодательства.
А пока закон не работает, людям приходится разбираться между собой самостоятельно. И в обоих лагерях присутствует люди, готовые выйти за рамки разумного, доказывая оппоненту свою правоту. Порой происходят драки, и были случаи, когда они заканчивались смертью или тяжелыми травмами одного из оппонентов. Сюда же примыкает и так широко обсуждаемая проблема догхантеров.
Другая сторона медали – тысячи укусов, которые ежегодно совершают подопечные петербургских собаководов по данным городского управления ветеринарии. Особенно часто страдают как раз дети. Можно вспомнить только самые вопиющие случаи, произошедшие за последний год. На двухлетнего Даниила чужой питомец напал прямо во дворе дома. А семилетнюю девочку на проспекте Культуры жестоко искусала целая свора собак, которую содержали две не слишком внимательных хозяйки.
Решать проблему можно разными способами. Во-первых, оборудовать больше специальных мест для выгула. Во-вторых, обеспечить реальное соблюдение закона, регламентирующего выгул собак. И сделать это легче всего на федеральном уровне, добавив соответствующую статью в КоАП.
Но нельзя не заметить и кое-что по поводу конкретного петербургского инцидента, случившегося на днях. В Петроградском районе существует девять специально оборудованных мест для выгула четвероногих. В этом отношении он выгодно отличается от многих других. Две ближайших площадки на улицах Кронверкской и Чапаева находятся менее чем в километре от места конфликта. Так что проблема собак в большом городе – это прежде всего проблема людей, которые их когда-то приручили. И иногда эти люди ведут себя хуже бешеной собаки.