Общество
11:3223 октября 2017

Недоступные инновации: Когда на дороги Петербурга выйдет комфортный общественный транспорт

Телеканал «78» посетил Международный инновационный форум пассажирского транспорта и выяснил, готов ли наш город к технологическим чудесам, о которых с таким энтузиазмом рапортовали чиновники.
Фото: 78.ru

Сказочные инновации

На прошлой неделе в петербургском «Экспофоруме» прошел 3-й . Это, кстати, единственная подобная выставка в России. Призвана она, как говорится в официальном релизе, «способствовать развитию городского пассажирского транспорта». На форуме было замечено множество чиновников из различных комитетов Смольного. Одни, как дети, радовались блестящим новинкам, некоторые из которых уже успели прикупить для нашего города. Другие наперебой обещали обновить транспортную инфраструктуру Петербурга – чтоб было не хуже, чем на Западе. Третьи уверяли, что все представленные на форуме транспортные новации будут внедрены в Северной столице.

На инновационном форуме умных машин в павильоне было представлено то, до чего дошел прогресс, а точнее – доехал. Ноу-хау в производстве общественного транспорта: электробусы, которым не нужен бензин, экологически чистые троллейбусы и скоростные трамваи – аналоги «сапсанов».



Но такой технический прогресс до улиц Петербурга пока не дошел. Здесь вместо умных машин чаще ездят те, что разработали несколько десятилетий назад. Об инновационном комфорте пассажиры знают только из репортажей журналистов. На деле они получают ожидание, пробки, шум и облака из выхлопных газов.

Людмила Петрова без палок для ходьбы на общественном транспорте не ездит. Спортивное снаряжение пенсионерка использует не по назначению – зайти в вагон может только с его помощью.

– Я еле-еле забираюсь в этот трамвай, а мне надо ехать. Вот сейчас буду выходить с ужасом, очень жду когда будут трамваи с низким полом, – говорит Людмила Петрова.

Пока пенсионерка ждет, такой трамвай с помпой презентуют на выставке. Низкопольный состав нового поколения красуется на подиуме.

– Самое главное, что мы учитываем современные тенденции в развитии трамваев: низкий пол, айджиби-транзисторы, внедряем систему пай-вэй оплаты, систему пассажироподсчета, – говорит начальник службы подвижного состава ПГУП «Горэлектротранс» Александр Касаткин.

Экспонаты на дорогах

Справедливости ради надо сказать, что несколько родственников этого низкопольного экспоната были замечены и на улицах города, на маршруте №100. Но передовые трамваи, один за другим, стали сходить со старых рельсов.

– Пути в таком состоянии, что трамвай болтается из стороны в сторону. На такие пути жалко выпускать новый состав. Для того, чтобы это было комфортно и эффективно, должен быть комплексный подход: прокладывать под маршрут, где будет новый подвижной состав, рельсы, сделать посадочные площадки один в один по высоте с этим полом, – поясняет заведующий кафедрой транспортных систем Архитектурно-строительного института Александр Солодкий.

Чтобы избавить городские улицы от грохота, а исторические здания – от разрушений из-за вибраций, специально для Петербурга разработали бесшумный экологичный трамвай «Чижик». У этой зеленой «птицы» электронный мозг и автоматизированная система управления, за счет которой он никогда не будет стоять в пробках.

– При подъезду к перекресту будет загораться зеленый сигнал светофора для приоритетного проезда трамвая, – объясняет руководитель проектов компании-поставщика системы автоматизации трамвая «Чижик» Андрей Попов.

Но по обычным рельсам «Чижик» ездить не может. Специально для него в отдельно взятом районе – Красногвардейском – сейчас строят пути нового поколения с фибробетонной подушкой. Конструкция должна обеспечить полную шумоизоляцию и плавное движение трамвая.

Однако прогрессивные технологии сопровождают инновационного «Чижика» не на всем маршруте. Часть дороги прокладывают по старой схеме с рельсошпальной решеткой. Объяснение простое – так дешевле. Но скупой платит дважды – уверены эксперты. Менять эти пути придется уже через шесть лет, а те, что на подушке, служат 50. К тому же в таких условиях новый скоростной трамвай быстро выйдет из строя.

– Строительство новой конструкции трамвая заканчивается здесь, а дальше пошла рельсо-шпальная решетка. Причины не экономические, а чисто организационные: не успели вовремя организовать и стали делать эту, которую можно в дождь и слякоть строить. Хотя проблемы будут и экологические, и технические, и экономические, – говорит завкафедрой промышленный и городской транспорт ПГУПС Евгений Дудкин.

Еще одно чудо техники – автобус, который заряжается от розетки. Вместо бензобака – комплект батареек. Подключаться к питанию электробусы будут ночью на парковке. Заряда должно хватать на всю смену.

– Суточный пробег – 160 км у нас, запас – 300. Надо постараться такие пробки найти, чтобы не хватило наших батарей, – заверяет заместитель генерального директора холдинга «Волгабас» Виктор Прохоров.

Транспортные реалии

Но пока реалии таковы, что пассажирам важнее, не на каком топливе автобус едет, а когда он появится на горизонте.

– Только если б он ходил вовремя и постоянно. А так ждать приходится и 15, и 20 минут, – жалуется петербурженка Раиса Кузнецова.

В общем потоке общественный транспорт часами пробивается по своему маршруту. Люди томятся в салонах и на остановках. А редкие выделенные полосы как правило заняты припаркованными авто.

Улучшить жизнь пассажиров окраин мог бы умный троллейбус с автономным ходом. Он может складывать рога и ехать уже без проводов до 15 километров. То есть идеально подходит для новых районов, где нет контактной сети. Но когда он там появится?

– По вопросу появления в Петербурге: вы его уже наблюдаете. Он уже в Петербурге – это уже 11 троллейбусов с автономным ходом. По поводу маршрутов скажу так: испытываем и определимся, – говорит директор троллейбусного парка №6 Артем Григорьев.

А испытывать этот электробус будут там, где все небо в проводах – на Невском проспекте. Поэтому обитателям новостроек придется еще постоять в километровых очередях на посадку.

Надежда на ЧМ?

Одной из главных тем транспортного форума стала подготовка города к проведению Чемпионата мира по футболу, который пройдет в Петербурге уже в следующем году. Возможно, он станет тем долгожданным толчком для транспортных перемен. Но точно не решит все проблемы.

– Все эти транспортные средства, даже если мы их поставим, встанут в те же самые пробки. Надо решать проблему комплексно: проводить исследования, делать моделирование, смотреть, что делать с перекрестками, – считает координатор по развитию проекта «Экомобильность» Ольга Якименко

Специалисты уверены: комфортный общественный транспорт – единственный способ избежать грядущего коллапса на дорогах. А пока вместо реальных перемен горожане видят показательные выступления на выставочных площадках, они вряд ли предпочтут общественный транспорт своим авто.

Транспорт Исаакиевский собор
Новости партнеров