Культура
18:4715 ноября 2017

Художник Михаил Шемякин – о новой выставке, французском стиле и «crazy императоре» Петре I

Михаил Шемякин приехал в Петербург на две недели. Он открыл студенческую выставку и нашёл время для беседы с журналистами «78.ru». О работе над бродвейским балетом, отношении к первому императору России и взгляде художника – в нашем видеоинтервью.
Михаил Шемякин. Фото: телеканал «78»

Новая выставка в Петербурге: «французский период» и «мир шестидесятых»

Сегодня у нас после капитального ремонта открылся Центр Михаила Шемякина. Мы поменяли вывеску – раньше был «Фонд Михаила Шемякина», и люди приходили и спрашивали: «Сколько денег вы нам можете дать?» А мы не даём деньги, мы сами ищем их годами!

Скульптурная композиция Михаила Шемякина «Дети - жертвы пороков взрослых»/Фото: flickr.com/Nickolas Titkov
Скульптурная композиция Михаила Шемякина «Дети - жертвы пороков взрослых»/Фото: flickr.com/Nickolas Titkov

У нас открывается довольно любопытная выставка – работ моих студентов с показом моего метода образования. Мои студенты обучаются в Академии Штиглица, где я преподаю, являюсь профессором. На выставке показан их французский стиль, потому что мои занятия происходят, в основном, у меня во Франции. Здесь, в России ими занимается мой ассистент Александр Ходюк. Он учит их рисовать академически.

А я учу их во Франции правильно мыслить, мыслить как художник, правильно видеть мир. Как раз сегодня будут выставлены эти любопытные эксперименты, которые, я думаю, будут интересны для зрителей.



Там же, наверху – выставка моих работ. Она напоминает мастерскую. Там можно увидеть мои натюрморты ленинградского периода, мою керамику. Это шестидесятые. Есть и французский период – фотографии, которые я делал для цикла «Чрево Парижа», автограф Владимира Высоцкого – поэма, которую он написал, увидев мои работы. Обычно Володя дарил мне свои оригиналы – для меня он написал двенадцать песен, и все их оригиналы хранятся у меня. Он отдавал их мне, а себе делал копию.

Есть там и работы нью-йоркского периода, и фотографии шестидесятых годов моих друзей: Сергея Слонимского, Сергея Сигитова, композиторов, с которыми я дружил, фотографии моих учеников. Мир шестидесятых годов.

Русского искусства для Запада нет

Отношение к российскому искусству в Западной Европе и Америке очень пренебрежительное. За исключением того, что признается русская икона, русский авангард, всё, что дальше, не воспринимается Западом совсем.



Я думаю, что это проблема Министерства культуры – мы не умеем себя подать. Запад совершенно не знает Тышлера, не знает Лабаса. Выставили в Италии Дейнеку, и был колоссальнейший успех. Мы не показываем себя. А потом удивляемся, почему к нам такое отношение.

Скульптурная композиция Михаила Шемякина «Человек-часы»/Фото: flickr.com/Victor
Скульптурная композиция Михаила Шемякина «Человек-часы»/Фото: flickr.com/Victor

К русскому искусству отношение не плохое, а вообще никакое – нас просто нет для Запада.

Пётр I – crazy император

Пётр I для меня – уникальное явление в когорте правителей, совершенно необычное и чисто русское. Недаром в Америке, где я прожил 30 лет почти безвыездно, русских называют «crazy russian» – «сумасшедшие русские». Но я не скажу, что это очень плохо. Американцы называют русских «crazy russian» не потому, что они сумасшедшие полностью, а потому, что они непредсказуемы и делают такие вещи, которые для рядового буржуазного американца кажутся очень странными.


А Пётр I – это crazy император. Он создал такое удивительное явление, как, например, Всепьянейший собор. Никогда не забуду такую деталь его биографии – Пётр, сидя в царском шатре на поле боя, часто ночами, кроме того, что вычерчивал план атак, также создавал эскизы костюмов на Всепьянейший собор. И писал, кто в каком костюме должен явиться на этот безумный карнавал. Вот, например: «Князья Гагарины должны явиться в китайских костюмах, играть на дудочках, а въехать на запряжённом медведе». Сам он въезжал иногда на громадном борове.

Это уникальное явление – Всепьянейший собор. В окружении у Петра было триста карликов, которых он выписывал со всего мира. Представляете себе это зрелище: император ростом два с лишним метра, а вокруг суетятся, бегают лилипуты.

Вот такой был государь: владел 14 профессиями, запрещал называть себя государем и назначал на ведущие посты Шафирова – еврея с рынка, Меншикова – человека, который торговал пирожками. И плевать ему было на чины и звания, ему важно было, умеет человек делать что-то или нет. Это был один из первых настоящих демократов. Вот почему я люблю Петра I, лепил его, леплю по-прежнему и рисую.


О художнике

Михаил Шемякин родился в 1943 году в Москве, но всё своё детство провёл в ГДР. В 14 лет он переехал в Ленинград, где поступил в художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Из школы его выгнали – за «эстетическое развращение» однокурсников.

Однако уже в 19 лет Шемякин организовал первую выставку своих работ. Работая почтальоном, вахтёром и такелажником, художник писал картины по ночам. За собственное творчество он был отправлен на принудительное лечение в психиатрическую клинику, а в 1971 году – выслан из СССР во Францию.

В Париже художник и скульптор Шемякин прожил десять лет, после чего переехал в Нью-Йорк. Сегодня Михаил Михайлович является почётным доктором пяти университетов, а в Петербурге дважды в год устраивает выставки в «Фонде Михаила Шемякина». Художник также преподаёт в Академии Штиглица.

Культура СкульптурыМузеиВидеоИстория
Новости партнеров