Ни вакцины, ни лечения: россиян предупредили о «резервуарах» метапневмовируса в стране

В начале января в Китае вспыхнул метапневмовирус, инфекция быстро распространилась и уже зафиксирована в Малайзии, Гонконге и Казахстане. Роспотребнадзор заверил, что ситуация находится под контролем, но стоит ли нам волноваться? Кто в зоне риска, насколько опасен этот вирус и может ли он перерасти в новую пандемию?
Согласно китайским данным, болезнь чаще всего поражает подростков до 14 лет, особенно в северных провинциях страны. Анализы, проведённые в больницах в конце декабря, показали неутешительные результаты: пациенты страдали от гриппа, риновируса и метапневмовируса. Хотя точных цифр заражений пока нет, Казахстан уже сообщил о 30 выявленных случаях с начала эпидемического сезона.
Метапневмовирус передаётся воздушно-капельным путём и вызывает типичные симптомы ОРВИ: насморк, кашель, жар, а иногда — трудности с дыханием. Роспотребнадзор следит за ситуацией и напоминает о простых мерах защиты: избегать массовых скоплений людей, носить маски и не забывать мыть руки. Пока повода для паники нет, но быть внимательным к своему здоровью и здоровью близких сейчас особенно важно.
Для кого особенно опасен метапневмовирус?
По словам врачей, метапневмовирус особенно опасен для младенцев и пожилых людей. У пенсионеров с хроническими заболеваниями болезнь может протекать довольно тяжело, а у детей до года ещё и зачастую осложняется пневмонией.
— Этот вирус среди всех ОРВИ составляет, по одним оценкам, 0,1 процента, по другим — один процент, но он всегда был, есть и будет, — отметил академик РАН Виталий Зверев в беседе с «Парламентской газетой».
Самое печальное, что специфического лечения для метапневмовируса не существует:
— Дело в том, что специфического лечения нет что от этого вируса, что от других, которые вызывают острые респираторные вирусные инфекции, за исключением гриппа. Кроме симптоматического лечения, ничего применять нельзя, — разводит руками Зверев.
Будет ли новая пандемия?
Перерастёт ли вспышка метапневмовируса в новую пандемию? Специалисты считают, что пока беспокоиться рано. Руководитель отдела арбовирусов Института вирусологии имени Ивановского Александр Бутенко отметил в разговоре с РБК, что информации о вирусе недостаточно — точное число случаев и полное понимание его природы пока не установлены. Однако информацию о крайне высокой летальности инфекции он категорически отрицает:
— В отдельных СМИ проходила информация, что летальность по данному вирусу составляет 30-43 процента. Этого быть не может, — подчеркнул Бутенко.
По словам специалиста, такой летальности в принципе не бывает за редкими исключениями вроде вируса эболы в Африке. Но даже у таких серьёзных заболеваний, как натуральная оспа, летальность не превышает 10%.
Между тем в самих сообщениях о вспышке метапневмовируса человека (hMPV) в Китае нет ничего нового, ведь они открыты больше 20 лет назад, заявил в беседе с РБК вирусолог, академик РАН, заведующий лабораторией бионанотехнологии, микробиологии и вирусологии ФЕН НГУ Сергей Нетесов. Более того, эти вирусы давно есть и в России, раскрыл правду эксперт.
— Вернее всего, у нас в стране уже и внутренние резервуары этих вирусов давно есть, которые просто осенью-зимой активируются, а летом пропадают, — объяснил Нетесов.
Он подчеркнул, что избежать проникновения метапневмовируса в РФ из-за рубежа просто нереально:
— Если у нас сейчас самолеты летают в Китай и из Китая к нам, эти вирусы к нам попадут. А у нас самолеты летают не только в Китай, они летают в Европу, они летают в Африку, они летают в Америку до сих пор, и поэтому внешние метапневмовирусы неизбежно к нам попадут, — уверен он.
Тем не менее, оснований для тревоги, по мнению вирусолога, нет, поскольку метапневмовирус не даёт столь тяжёлых последствий, как ковид или даже обычный грипп.