Приходилось даже брить лоб: 7 самых странных шляп прошлого

9 янв, 16:01
Светлана Ульянова
Некоторые модели можно было надеть только с помощью десятка слуг.
Королева Анна Болейн в головном уборе «арселе»/ Фото: Общественное достояние

Головные уборы — это не просто часть гардероба: они сопровождали человечество с древнейших времён и всегда играли важную роль в жизни человека, отражая социальный статус, культурные традиции, климатические условия и даже религиозные убеждения.

Первые примитивные шапки из кожи и меха служили утилитарным целям — защищали от холода, дождя или палящего солнца. Позже они приобрели символическое значение: становились знаком власти, принадлежности к сословию или даже религиозной группы. Например, в средневековой Европе лишь высшая знать могла позволить себе шляпы с перьями, тогда как простолюдинам было предписано носить скромные головные уборы.

Некоторые головные уборы были настолько сложными, что становились объектом искусства и демонстрировали богатство и влияние их владельцев. Другие — поражали своей утилитарностью или необычным дизайном, рождавшимся из культурных особенностей народов.

9 января в мире отмечают неофициальный праздник «День смешных шапок», поэтому мы решили рассказать вам о самых удивительных и странных головных уборах, которые история оставила нам в наследие.

1. Шляпа «Энн Болейн» (Тюдоровская Англия, XVI век)

Эта изысканная шляпа, известная также как «френч-худ», представляла собой широкую ободковую конструкцию с ниспадающим сзади бархатным «хвостом». Её украшали жемчугом и золотыми нитями, подчёркивая высокий социальный статус владелицы. Шляпа не только подчёркивала высокий лоб — главный признак красоты того времени, — но и защищала волосы от пыли. Чтобы шляпа лучше сидела, женщинам той эпохи зачастую приходилось сбривать волосы на лбу.

2. Вьетнамский «Нон Ла» (Азия, древность — настоящее время)

Этот конический головной убор — символ Вьетнама. Его делают из пальмовых листьев, связанных бамбуковыми нитями, что обеспечивает лёгкость и долговечность. Нон Ла защищает крестьян от палящего солнца и проливного дождя, а также используется как корзина или веер. Иногда на его внутренней стороне изображают сцены из жизни, что превращает обычный предмет в произведение искусства.

3. Французский «Атур» (Западная Европа, XV век)

Атур, она же эннин или геннин — это высокая конусообразная шляпа, достигающая в некоторых случаях метра. Её основа из жёсткого льна или даже китового уса обтягивалась шёлком или парчой, а сверху крепилась полупрозрачная вуаль, символизировавшая скромность и изящество. Атур особенно любили дамы из высшего общества Бургундии. Из-за громоздкости шляпы дамы редко надевали её сами — для этого требовалась помощь служанок.

4. Монгольский «Бугатей» (Монголия, XIII—XIV века)

Этот головной убор напоминал рога или крылья и был важным элементом традиционного костюма монгольских женщин. Бугатей изготавливался из шерсти, шёлка, металла и украшался кораллами, бирюзой и жемчугом. Его форма символизировала принадлежность к аристократии и могла варьироваться в зависимости от региона. Надеть бугатей было делом непростым, так как он крепился сложной системой лент и заколок

5. Индийский «Пагри» (Индия, тысячелетия до н. э. — настоящее время)

Тюрбан, или пагри (пагари), — это длинная ткань, оборачиваемая вокруг головы. Пагри не только защищал от жары, но и служил маркером религиозной принадлежности, сословия или даже профессии. Например, сикхи носят тюрбаны как символ духовного достоинства и смирения. Современные пагри продолжают украшать сложными узорами и яркими цветами.

6. Русский кокошник (Россия, XVII—XVIII века)

Кокошник — это широкий головной убор в форме гребня, который носили русские женщины. Его изготавливали из дерева, бархата и парчи, а украшали бисером и жемчугом. Кокошники варьировались по форме и размеру: для праздников они были высокими и богато украшенными, а для повседневной жизни — более скромными. Интересно, что некоторые формы кокошников послужили вдохновением для европейских модных домов в XIX веке.

7. Современные шляпы от Филиппа Трейси (XX—XXI века)

Филипп Трейси — знаменитый дизайнер головных уборов, чьи работы скорее напоминают арт-объекты. Его шляпы носят знаменитости на королевских свадьбах и красных дорожках. Одна из самых известных — шляпа в форме парящего фламинго, сделанная из розового фетра. Такие головные уборы не имеют абсолютно никакой утилитарной функции, скорее, доказывают, что мода — это искусство.

Какими бы странными нам ни казались шляпки и шапки наших предков, история головных уборов — это фактически отражение истории человечества. И наверняка в будущем, лет через 100-200, наши прапраправнуки будут иронично улыбаться, рассматривая в музеях те головные уборы, которые сегодня мы носим каждый день.