Четыре новых выставки открываются в Музее искусства Петербурга XX—XXI веков

27 апр, 19:04
Андрей Макаров
Экспозиции представят знаковых мастеров Северной столицы.
фото: пресс-служба Музея искусства Санкт-Петербурга XX—XXI веков

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX—XXI веков открываются четыре новых выставки, представляющие знаковых мастеров города и блестяще демонстрирующие разнообразие и масштаб творческих поисков в отечественном искусстве второй половины ХХ столетия.

Как рассказали организаторы, выставки продлятся с 4 мая по 30 июня.

КОНСТАНТИН СИМУН «НЕОЖИДАННЫЙ ВЗГЛЯД»

Выставка приурочена к 90-летию легендарного скульптора-шестидесятника Константина Симуна, автора знаменитого памятника «Разорванное кольцо», ставшего символом подвига Ленинграда в дни блокады.

фото: пресс-служба Музея искусства Санкт-Петербурга XX—XXI веков

Экспонируемые произведения раскрывают новаторский творческий дух мастера, проявившийся в его искусстве ещё в 1960—1970-е годы в России и получивший своё развитие в США, куда Симун переехал в 1988 году. Помимо классических скульптур, на выставке представлен ряд никогда ранее не выставлявшихся экспериментальных работ мастера. Они раскрывают «закулисье» художественной мысли, размышления о действительности, облаченные порой в парадоксальные пластические формы. Всего на выставке представлено более 50 скульптур и арт-объектов.

ТАТЬЯНА ЛЕОНОВА «МИФОЛОГИЧЕСКАЯ СЮИТА»

Выставка приурочена к 75-летию Татьяны Леоновой, известного петербургского графика, заявившего о себе ещё в 1980-е годы. Очарованная античностью как источником вдохновения, она всегда смотрит на окружающее сквозь призму мифов, легенд и преданий прошлых веков. Именно поэтому мифологическая серия — одна из важнейших в творчестве автора.

фото: пресс-служба Музея искусства Санкт-Петербурга XX—XXI веков
фото: пресс-служба Музея искусства Санкт-Петербурга XX—XXI веков

Античные богини, боги, вакханки, музы, сатиры и кентавры даются на листе крупным планом. Их формы обобщены и монументальны. Вся пластическая идея подчинена отражению метафизической сущности мужского и женского начал в их противоборстве и единении. Сюжет всегда трансформируется в универсальное вневременное событие. При этом даже Петербург воспринимается Леоновой как носитель духа античности. Её графическая серия «Летний сад» с образами мраморных статуй богинь среди аллей знаменитого сада исполнена трепетного очарования и таинства преемственности исторических эпох.

МИХАИЛ И ЕЛЕНА НАТАРЕВИЧИ, ДМИТРИЙ ВАЙНМАН «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Выставка «Отцы и дети» познакомит со знаменитой династией Натаревичей и Вайнманов, представив искусство двух поколений творцов — трёх художников, талант которых раскрылся у каждого в своей области.

Старший, живописец Михаил Натаревич, входил в число ведущих мастеров, определивших облик ленинградской художественной школы конца 1950-х—1970-х годов, времени больших перемен и открытий. Его творческий «лексикон» являет собой продолжение и развитие новаторских исканий отечественных мастеров периода «оттепели». Представлены различные жанровые сцены и портреты 1960-1970-х годов — наиболее интересного и плодотворного периода его творчества.

фото: пресс-служба Музея искусства Санкт-Петербурга XX—XXI веков
фото: пресс-служба Музея искусства Санкт-Петербурга XX—XXI веков

Искусство его дочери, художника Елены Натаревич, — блестящий пример развития петербургских традиций графического мастерства. Лаконичные, изящные фигуры-знаки в представленных графических листах и коллажах Елены повествуют о неспешном течении жизни, о безбрежности прекрасного в обыденном. Экспозиция раскрывает все грани её искусства: демонстрируются портреты, пейзажи и тематические композиции.

К поколению «детей» на выставке относится и творчество скульптора Дмитрия Вайнмана, свидетельствующее о переосмыслении традиций знаменитой «матвеевской школы» пластики, прославившей наш город. Зрителям представлены портреты деятелей культуры, отличающиеся психологической глубиной, целый ряд обнажённых моделей с их «мягкой» пластикой форм, рельефные композиции на библейские темы и произведения, связанные с театральными и цирковыми мотивами.

ЛЕВ СМОРГОН «ПЛАСТИЧЕСКАЯ МЕЛОДИЯ»

Выставка открывает сезон экспозиций под открытым небом. Во дворе музея представлено искусство одного из самых ярких ленинградских скульпторов второй половины ХХ века, Льва Сморгона, справляющего в этом году свое 95-летие.

фото: пресс-служба Музея искусства Санкт-Петербурга XX—XXI веков
фото: пресс-служба Музея искусства Санкт-Петербурга XX—XXI веков

В экспозицию вошли скульптуры в камне 1990—2000-х: портреты и автопортреты, религиозные сцены и абстракции. Её частью станут и детские игрушки, которыми Сморгон занимался с середины 1950-х, сотрудничая с крупнейшими фабриками того времени. Мастер разработал почти сотню моделей, новаторски изменил дизайн изделий, сделав образы игрушек занимательными, а их формы пластически выразительными, благодаря чему эти детские предметы стали узнаваемыми и любимыми на всем пространстве Советского Союза.

Другое по теме