«Всё сделали идеально»: Варламову понравилась закрашенная фреска с Бродским в Петербурге
Блогер Илья Варламов на своём канале в Youtube наряду с другими знаменательными событиями минувшей недели, такими как запуск Crew Dragon и сопутствующие шутки про «батут», протестов в США в связи с гибелью Джорджа Флойда по вине полицейского и прочее, коснулся уничтожения фрески с портретом Иосифа Бродского в Петербурге.
Появился арт-объект на заборе школы напротив дома, где жил поэт, в его 80-й день рождения, 24 мая. Но «жил» портрет недолго: завхоз учебного заведения тут же приказала закрасить художество. Именно в этот момент зародилось настоящее искусство, считает Варламов.
Во-первых, пояснил урбанист, никакой ценности этот рисунок не представлял, потому что это была просто распечатанная фотография, которую наклеили на стену.
— С точки зрения художественной — абсолютно никакой ценности у этого не было, но ценность была как некой инсталляции, как некое высказывание, что портрет Бродского появился напротив дома, где он жил, смотрел на этот дом в день 80-летия со дня рождения, — сказал Варламов.
А вот когда изображение закрасили, началась дискуссия в соцсетях, «началась жизнь», как выразился общественный деятель.
— Многие начали сокрушаться, как же так, какие-то варвары, как они смеют. На мой взгляд, всё произошло просто идеально. Всё, что случилось с этой работой, — это именно то, что и должно было случиться. Потому что когда её закрасили, это сразу попало в новости. Про это написали многие СМИ, началась дискуссия в социальных сетях. Дальше начали приходить люди — и началось само искусство. Потому что на этой побелке начали писать стихи, их опять начали закрашивать, потом стали появляться новые и новые стихи. Не знаю, сколько там было слоёв, я к этой стене подходил, — а я в тот момент находился в Петербурге, — и там просвечивались какие-то строчки, но их постоянно замазывали, — продолжил блогер.
После этого началась «третья жизнь» кусочка стены: она перешла в Интернет, и люди начали рисовать на ней уже в фотошопе, в том числе копировать работы Бэнкси.
— Многие сокрушаются, когда закрашивают какие-то работы на улице, когда закрашивают уличное искусство. Но на самом деле, это вполне нормальная история, потому что уличное искусство — оно на то и уличное, что оно может просуществовать год, месяц, а может и всего несколько часов. Вот так вот — спешить и видеть. В этом весь кайф уличного искусства, что оно сегодня есть, а завтра нет. И закрасить его может не обязательно муниципальный служащий, закрасить его может другой художник, и в мире есть немало примеров, когда стена становится полем боя, когда несколько стрит-арт художников сражались один против другого, перекрашивали работы, что-то замазывали. Когда целая жизнь — в этом весь кайф, — считает Илья Варламов.
Без этого на наклеенный портрет внимания бы никто не обратил, уверен блогер, «всё искусство как раз началось после того, как его замазали».
— Вот этот дворник, гастарбайтер, которого все начали чморить, мол, сердца нет, как ты смеешь закрашивать эту прекрасную фотографию… Да ему приказали — он пришёл закрашивать. Именно он разбил яйцо, из которого вылупилось искусство. Вот это всё — это очень живое, искреннее и настоящее. То, что случилось в Петербурге, это просто потрясающе, очень круто. Большая благодарность завхозу и дворнику, которые «разбили яйцо» и подарили нам праздник искусства, — завершил своё высказывание урбанист.
Видео: varlamov/Youtube
Напомним, сам автор работы Олег Лукьянов ранее в комментарии 78.ru заявлял, что он не расстроен уничтожением фрески: «Граффити и уличное искусство недолговечно и, возможно, этим и прекрасно», — сказал он.