Защита или фикция? Верховный суд против безответственности агрегаторов такси
Верховный суд опубликовал документ, который долго ждали как профессионалы рынка такси, так и простые пассажиры, которым не посчастливилось попасть в ДТП или иную неприятную историю во время поездки. Это Постановление Пленума Верховного суда, описывающее, кто и в каких случаях несет ответственность при перевозках таксомоторным транспортом.
Сначала был опубликован проект постановления, в котором прямо говорилось, что ответственность за ущерб, причиненный пассажиру во время поездки, несут агрегаторы такси, указывало РАПСИ. В итоговом же документе от прямолинейных выводов отказались. Что, однако, не помешало многим СМИ объявить о том, что теперь права пассажиров защищены намного лучше.
— Специальные разъяснения по сути вводят повышенную ответственность и для водителей такси, и для компаний, под чьими брендами работают таксисты — сообщила, например, «Российская газета».
Транспорт повышенной опасности
Напомним, при каких обстоятельствах появилось постановление пленума ВС. В 2014 году пассажирка такси погибла в ДТП в Москве. Ее муж и дети подали в суд на компенсационные выплаты. Агрегатор, через который было заказано такси, как водится в таких случаях, снял с себя всю ответственность, заявив, что он является лишь информационной службой, помогающей таксистам и клиентам находить друг друга. Ответственность же за перевозку несет сам таксист или таксопарк, в котором он числится, заявил ответчик.
Суды соглашались с такой позицией, пока дело не дошло до Верховного суда. А он указал, что, согласно Гражданскому кодексу, агент несет ответственность по сделке, заключенной от своего имени. Именно такой была сделка по оказанию услуг такси погибшей пассажирке, решил Верховный суд. Дело направлено на новое рассмотрение. В случае положительного решения, истцы смогут взыскать с агрегатора по 1,5 млн рублей компенсации морального вреда.
И это далеко не единственный процесс такого рода. Женщина, получившая тяжелые травмы в ДТП в Петербурге, судится с агрегатором «Яндекс.Такси», пассажиркой которого она была в тот момент. Все, что она получила — 75 тыс. рублей по ОСАГО. Агрегатор своей ответственности не признает.
Стоит отметить, что происшествия с участием такси и таксистов происходят чуть ли не каждый день, но далеко не все пострадавшие готовы отстаивать свои интересы в изнурительных судебных процессах.
Юридические шахматы
Обилие ДТП с участием такси и исков, поданных пассажирами, видимо, побудили Верховный суд расставить все точки над «и». Судьи заявили, что перевозчик не имеет права прописывать в условиях предоставления услуг пункты об ограничении своей ответственности. Кроме того, указали, что ответственность несет то лицо, к которому обращается клиент при заказе такси.
— Лицо, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа, отвечает перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если оно заключило договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора (например, рекламные вывески, информация на сайте в сети «Интернет», переписка сторон при заключении договора и т. п.) у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке, — говорится в постановлении пленума.
Но агрегаторы четко прописывают в договорах, что заказы передаются их партнерам, являющимся другими юрлицами. И, заказывая такси, клиент подтверждает, что он ознакомился и согласен с этими условиями, указывает директор некоммерческого партнерства «Петербургское такси» Александр Холодов.
— На мой взгляд, Верховный суд точку не поставил. В каждом случае гражданин будет доказывать в суде с непонятной перспективой, что он был введен в заблуждение, заказывая такси, — говорит он.
Решением проблемы могли бы стать изменения в законодательстве, которые дадут агрегаторам некий юридический статус, считает Александр Холодов.
— На сегодняшний момент у нас агрегаторов такси с точки зрения закона не существует. Это некий вымышленный персонаж, — указывает эксперт.
Такие законы вносились в Госдуму, но до сих пор ни один из них не было принят.