Петербургские ларечники нашли, как обойти запреты Смольного

7 нояб, 16:11
Алиса Мун
Возле каждой станции метро разрастаются нелегальные ярмарки и стихийные базары.
Митинг отчаявшихся собственников ларьков. Фото: 78.ru

Чтобы вывести представителей малого бизнеса в Петербурге в холодную погоду на улицы с плакатами нужно очень постараться. Но владельцы киосков, ларьков и небольших торговых павильонов, кажется, уже исчерпали иные способы привлечь внимание к своим проблемам — несколько дней назад коммерсанты вышли на общегородской митинг.

Претензии коммерсантов были обращены к Комитету имущественных отношений и лично к его председателю Михаилу Мокрецову. По мнению предпринимателей, бесконечно меняя «правила игры» для малых предпринимателей, Смольный уничтожает их бизнес и принуждает уйти в нелегальную торговлю.

Глава КИО Михаил Мокрецов стал главным врагом малого бизнеса в Петербурге. Фото: 78.ru
— Малый бизнес всегда выполнял все инструкции, которые диктовала власть. Надо желтенькие — поставим желтенькие, надо красненькие – поставим красненькие. В основном проблемы из-за нелегальной торговли, а малый бизнес все параметры выполняет. Здесь не бизнес не идет на контакт, здесь власть не идет на контакт, — считает председатель общественной организации «Содействие малому бизнесу» Янина Гришина.

По плану чиновников в ближайшее время все нестационарные торговые объекты будут отодвинуты от вестибюлей метро минимум на 100 метров. Сейчас предельное расстояние в два раза меньше. Впрочем, на практике эти нормы никто не соблюдает. И, что самое главное — не контролирует.

Приезд съемочной группы 78.ru явно застал полицейского врасплох. Сотрудника правопорядка мы хотели попросить добросовестно исполнить свои обязанности – а именно проверить законность торговли возле метро Удельная. Безуспешно. Пришлось все делать самостоятельно.

После разговоров с продавцами выяснилось, что никаких документов у них при себе нет. Санитарные книжки отсутствуют. Про договор аренды можно даже не спрашивать. Доказать, что грязная автолавка с рыбой или картонная коробка с фруктами имеют хоть какое-то разрешение, не получится при всем желании. При виде нашей камеры большинство торговцев спешно разбегались или вовсе бросали свой товар на улице.

По распоряжению Смольного рядом с подземкой разрешено устанавливать лишь киоски с прессой, цветами и театральными билетами. Для этого даже предусмотрена льготная арендная плата. Но ушлые торговцы придумали хитрую схему – в ларьке с китайскими товарами продают два-три журнала, а регистрируются как газетный киоск.

— Вот так воруются деньги из бюджета. Вместо того, чтобы данный ларек приносил, грубо говоря, арендную плату 50 тысяч рублей в месяц, предприниматель платит 5 рублей в год, сдает за 50 рублей в месяц и получает 600 тысяч рублей в год к себе в карман, — рассказал 78.ru председатель общественной организации «Потребнадзор» Александр Виноградов.

Однако комитет имущественных отношений это, похоже, устраивает. Ведь по отчетам – все хорошо. Незаконных торговых точек у метро официально нет. На деле возле каждой станции метро, словно плесень, разрастаются нелегальные ярмарки и стихийные базары. Но, оказывается, за ними стоит не какой-то абстрактный делец. Все это – порождение Смольного. На митинге предприниматели говорили об этом напрямик.

В администрации оправдываются — мол, всем не угодишь.

— Правительство Петербурга всегда находится в состоянии компромисса, потому что на одной чаше весов у нас бизнес, на другой чаше весов у нас обычные граждане. Мы не можем защищать интересы одного слоя граждан и ущемлять других, — сообщила пресс-секретарь комитета имущественных отношений Петербурга Оксана Шульга.

Результатом такого компромисса стало полное отсутствие контроля. Спустя час после импровизированного рейда 78.ru, на месте появилось сразу семь сотрудников полиции. Но бороться они собирались не с нелегальным бизнесом, а с нашей съемочной группой.

Только после того, как на место приехал начальник участка собственной персоной, сотрудники полиции нехотя приступили к исполнению своего служебного долга по обеспечению правопорядка.

— То есть все-таки точка стояла не там, где нужно? – Да. – А почему до нашего приезда нельзя было решить этот вопрос? – Вы знаете, я сотрудник ППС, я работаю по улице, а вот этим занимаются другие организации, — оправдывались стражи порядка на вопросы корреспондента.


Другое по теме