В Петербурге участились случаи «пенсионного» мошенничества
Петербуржцы в 2017 году все чаще сталкиваются с мошенниками, специализирующимися на пенсионных отчислениях. Приятные молодые люди представляются сотрудниками Пенсионного фонда России, но по факту это, как правило, сотрудники негосударственных пенсионных фондов. Они ходят по квартирам, предъявляют фиктивные удостоверения и самыми разными способами выпытывают страховые номера индивидуальных лицевых счетов.
— Сразу нужно оговориться, что обвинять здесь скорее всего нужно не сам НПФ, а именно агента, в погоне за количеством приведенных клиентов обманывающего не только человека, но и своего работодателя. Последний же думает, что его сотрудник провел реальную и легальную деятельность и убедил клиента в выгодах нового предложения. Если основатели организации планируют работать на рынке долго, они никогда не пойдут на аферы, поскольку финансовая сфера контролируется очень пристально, и случаи массового мошенничества очень быстро становятся известны, — говорит ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения Кирилл Титаев.
Предлоги, под которыми нечистоплотные дельцы обманывают новых «клиентов», весьма разнообразны: это изменения порядка образования пенсионных накоплений и требуемых процедур; необходимость оформления документов, обязательных для того, чтобы процент отчислений в накопительную часть пенсионных сбережений не уменьшался или необходимость предъявления СНИЛСа для оформления дополнительных вкладышей, без которых свидетельства якобы будут недействительны и т.д.
Отдельная история — фиктивные кадровые агентства. Они завлекают простодушных людей высокооплачиваемыми вакансиями. Люди проходят собеседование, заполняют анкеты и, вместе с соглашением о сотрудничестве в поиске работы, подписывают заявление о переводе отчислений накопительной части пенсии в НПФ.
—В таком случае правоохранительные органы встают на позицию, что уголовного преступления не совершено. Ведь деньги не пропадают. Клиент всегда может вернуть их обратно. Это правонарушение квалифицируется как служебный подлог или подделка документов. Как правило, агент пишет заявление за клиента. И главная его задача — узнать данные человека, в том числе номер СНИЛС, и получить на бумаге подпись, объясняя это необходимостью подтверждения визита. Но процедура доказывания подлога очень сложна. Человек говорит — я не подписывал, а агент — нет, я вам все объяснил, и вы подписали, — рассказывает Кирилл Титаев.
По данным Пенсионного фонда, все эти действия заведомо должны вызывать подозрение, поскольку организация не занимается «выездными» мероприятиями с гражданами, а надомные посещения предусмотрены только для ограниченных в возможности передвижения лиц.