Кладбище инициатив: как депутаты ГД «гробили» законопроекты, о которых мечтали россияне

Рожайте пораньше… Утром на работу
Год по факту начался с микроразочарования: в январе комитет при ГД рекомендовал отклонить инициативу, которая могла бы порадовать российских матерей. Согласно идее, мамочки двух и более детей могли бы претендовать на сокращённую рабочую неделю с сохранением полной ЗП.
Тут, правда, поддержку встречало скорее направление мысли — «урезать» хотели с 40 до максимума в 39 часов. Впрочем, и этот час не отдали: в Комитете Госдумы по труду рекомендовали законопроект отклонить, депутаты последовали совету. Аргументировали на самом деле вполне логично: дополнительные условия могли бы подталкивать работодателей к дискриминации. И так всем женщинам до 30 в обязательном порядке на собеседованиях задают вопрос об их планах на семью.
Однако это не единственная такая инициатива-попытка материально стимулировать матерей, которая не нашла отзыва у депутатов. Отклонялись и предложения по увеличению выплат. Например, пособий по уходу за ребёнком. Внесли его в том же январе группа депутатов от ЛДПР во главе с лидером партии Леонидом Слуцким. Предлагалось, во-первых, увеличить пособия по уходу за ребёнком до полутора лет с 40 % до 60 % от среднего заработка мамы, а, во-вторых, закрепить, что они не могут быть меньше прожиточного минимума в регионе. Идею «развернули» в Комитете по труду, социальной политике и делам ветеранов, рекомендовав отклонить. Основания — ряд формальностей и кое-что отсылающее на нетленное выступление Дмитрия Медведева о том, что «держаться надо».
— Отсутствие в финансово-экономическом обосновании к законопроекту соответствующих расчётов не позволяет оценить финансовые последствия реализации проектируемых норм, — сообщается в документах с уточнением, что выплаты точно повлияют на бюджет РФ.

Эту инициативу отклонили по итогу на заседании в июне. За три месяца до этого депутатами от «Справедливой России — за правду» было предложено если не пособия по уходу, до хотя бы единоразовые выплаты увеличить до 50 тыс. рублей, которые были бы закреплены в качестве минимума по всем регионам страны. Эту идею отвергли в октябре.
Три безальтернативных буквы
Другая «убитая» на заседаниях инициатива тоже касалась родителей, детей и их «фобии» вот уже много лет — ЕГЭ. Экзамен нещадно критикуют с самого введения, вспоминая в том числе советский опыт, но он «держится». Новый виток разговоров об отмене ЕГЭ запустили ещё в 2024-м, когда в июне прошлого года инициатива была зарегистрирована в ГД, в августе появился отзыв правительства, который с официального языка переводится как «да вы достали» в корректной форме:
— Ранее Правительством Российской Федерации неоднократно рассматривались проекты федеральных законов с аналогичным предметом правового регулирования. Позиция Правительства Российской Федерации по данному вопросу не изменилась.

Тем не менее, отмена ЕГЭ, «раздражающего как термин», по мнению одного из авторов законопроекта, Ярослава Нилова (ЛДПР), всё-таки маячила. Законопроект даже добрался до первого чтения, причём ещё в июле 2024-го, а дальше его постигла судьба Винни Пуха — застрял аж до марта 2025-го, когда был получен ответ от комитета по просвещению. Рекомендовали отклонить с объяснением, которое вполне соотносится с майским заявлением главы Рособрнадзора Анзора Музаева. Логика простая — ничего лучше не придумали.
— Чтобы отменить (ЕГЭ. — Прим. ред.), надо предложить что-то взамен. Взамен (существующей. — Прим. ред.) модели за этот текущий год новой модели предложено не было, — цитировало его «РИА Новости».
Гюльчатай может не открывать личико
Зато вот по теме миграционного законодательства в 2025-м предложений была масса. Многие из них приняли — больше 20 различных поправок, включающих, например, обязательное тестирование на знание русского языка при поступлении в школы и ужесточение правил получения медполисов для иностранцев. В то же время одна из самых широко обсуждаемых в соцсетях идей «маринуется» ГД месяцами и без особых перспектив, учитывая имеющиеся негативные отзывы. Речь о законе о запрете ношения одежды, закрывающей лицо: норма распространяется и на религиозные элементы гардероба (никабы и хиджабы).

Вопрос не новый, но на волне антимигрантских настроений и ряда преступлений, вызвавших резонанс в СМИ, вновь ставший актуальным. Добавилась к этому и иностранная практика: аналогичные меры приняли Узбекистан, Казахстан и Киргизия, что лишь добавило россиянам вопросов о том, «почему не у нас?»
Предложивший меры парламентарий от КПРФ, Михаил Матвеев, совсем недавно в этом декабре рассказывал о том, как поправки тяжело идут. Существующий аж с июня 2024-го документ до сих пор «путешествует» по отзывам и согласованиям, где инстанции недовольны (в частности, претензия, что нормы дублируются):
— Законопроект о запрете одежды, не позволяющей идентифицировать личность (правовая формула, по которой никабы запрещены в законодательстве Казахстана, Киргизии и Узбекистана) давно готов, больше года назад, и увяз в бесконечных согласованиях... А давайте ещё этому покажем... А давайте ещё у этого спросим.... А вот туда вы не направляли? Направьте! Перечислять, к кому уже ходили и куда направляли, не буду, важнее то, что все ни да, ни нет не говорят, — сетовал депутат в декабре.
Можно отметить, что у этой инициативы есть шансы стать действующими поправками в УК, но они объективно призрачные. Матвеев указывал, что готовится подать документ на рассмотрение коллегам «как есть», без всех затребованных согласований — это станет, читай, «приговором» для законодательной инициативы.
«Духов» больше, чем «трупов»
Стоит сказать, что вышеописанное можно было продолжить десятком позиций, если бы речь шла и о тех идеях, что депутаты просто «предложили» — озвучили в публичном поле или обратились с запросом к какому-либо из министерств. Таких инициатив каждый год столько, что это уже стало отдельным жанром, который россиян, надо сказать, давно перестал развлекать, судя по реакциям.
Это показывают хотя бы яростно-скептические комментарии на традиционный «парад щедрости» от народных избранников в преддверии праздников. Избранное с начала декабря:
- Вице-спикер Госдумы Борис Чернышов направил обращение в Минтруда с предложением ввести единовременные выплаты под праздники в размере пяти тысяч рублей для пенсионеров;
- Депутаты от «Справедливой России» направили письмо председателю Фонда пенсионного и социального страхования с просьбой увеличить страховые пенсии до 50 тысяч (почти в четыре раза);
- Народный избранник от КПРФ и сенатор Айрат Гибатдинов попросили у главы ФАС об установке максимальной наценки в 50 % в аэропортах;
- Тоже от коммунистов — идея о сокращении рабочего времени россиян до шести часов в день.

Последнюю, кстати, даже внесли на рассмотрение 10 декабря, но, как легко догадаться, по соседству с другими предложениями, которые ни к чему (отметим ради честности, что «пока») не привели, её перспективы как минимум сомнительны. Глава Минтруда Антон Котяков в беседе с «РИА Новости» отметил, что у «каждой инициативы должны быть предпосылки и какая-то целесообразность» и продолжил тем, что в шестичасовом рабочем дне их не видит. Из-за этого очень и очень большие сомнения, что данная идея не пополнит «кладбище» следующего года.