Муж-алкоголик, брошенный внук и костыли: во что превратилась красавица Наталья Фатеева

Детство в Харькове
23 декабря 1934 года в украинском Харькове родилась девочка Наташа Фатеева. Её отец, военнослужащий Николай Демьянович, был человеком неоднозначным: с одной стороны — строгий военный, с другой — удивительно артистичная натура: он прекрасно пел, имел отличный слух и любил играть на публику. Мать, Екатерина Васильевна, руководила ателье мод и считалась в городе законодательницей стиля.
От родителей Наташа взяла всё самое лучшее. Отец привил ей любовь к искусству, а ради её музыкальных занятий даже продал свои лучшие сапоги — на вырученные деньги купил дочери пианино. Девочка росла разносторонней: помимо музыки и вокала, она серьёзно занималась спортом: плаванием, бегом, лёгкой атлетикой. На школьных соревнованиях Наташа раз за разом брала первые места, и уже тогда было видно, что проигрывать эта девчонка просто не умеет.
Скандал в Харькове и билет в Москву
В 1952 году, после окончания школы, Фатеева не раздумывала ни секунды: только театр, только актёрство. Она поступила в Харьковский театральный институт и сразу показала класс — единственная из всех абитуриентов сдала экзамены на одни пятёрки. Институт наградил талантливую студентку именной стипендией, а местное телевидение пригласило её работать диктором. Казалось, карьера только начинается, а на горизонте уже маячит слава и популярность.
Но в 1954 году случилось то, о чём Фатеева не любит вспоминать до сих пор: её внезапно отчислили из института. В чём причина, до сих порт достоверно неизвестно: какая-то «неприятная история», как деликатно пишут биографы. Поговаривали, что дело было в характере будущей актрисы: слишком независимая и своенравная, Фатеева не желала подстраиваться под чужие правила.
Девушка пережила отчисление тяжело, но руки не опустила. Собрала чемоданы и уехала в Москву — поступать во ВГИК, к самому Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой. И тут произошло нечто невероятное: Герасимов, увидев яркую харьковчанку, принял решение, которого не было ни до, ни после в истории института. Он зачислил Фатееву сразу на четвёртый курс своей мастерской — туда, где уже учились Людмила Гурченко и Зинаида Кириенко.
В 1958 году Наталья получила заветный диплом. Большое кино ждало её.
Первые съёмки и триумфальная роль в «Три плюс два»
Первые роли в кино особой известности Наталье не принесли. Уже на третьем курсе ВГИКа она дебютировала в картине «Капитан старой черепахи» (1956), сыграв крошечную, проходную роль Кати. Потом были «Есть такой парень» и «Случай на шахте восемь», которые тоже не добавили ни славы, ни узнаваемости. Правда, на съёмках «Случая на шахте» в 1957 году произошло кое-что важное: 23-летняя Фатеева познакомилась с режиссёром картины Владимиром Басовым — мужчиной, который сыграл огромную роль в её жизни. Но об этом чуть позже.
В 1961 году Наталья возлагала большие надежды на картину «Битва в пути», где ей досталась главная роль — инженера Тины. Партнёрами были сам Михаил Ульянов и Михаил Названов, режиссёром должен был стать Захар Аграненко. Но Аграненко скончался прямо во время съёмок, и доснимать фильм поручили... на тот момент уже мужу актрисы, Владимиру Басову. Увы, момент был самый неудачный: супруги как раз разводились. К тому же над картиной нависла сама Екатерина Фурцева — приближался очередной съезд партии, и фильм требовалось сделать максимально идеологически выдержанным. В итоге от роли Тины осталась лишь тень: идейный план раздавил личность героини и звёздного прорыва не случилось.
Настоящая же слава пришла год спустя, в 1962-м, когда режиссёр Генрих Оганесян пригласил Фатееву на съёмки комедии «Три плюс два». К слову, изначально ей была уготована роль актрисы кино Наташи, но Наталья категорически отказалась:
— Или я играю циркачку Зою, или вообще не снимаюсь в этом фильме, — заявила она Оганесяну.
Режиссёр пошёл навстречу. И не прогадал.
Фильм снимали в посёлке Новый Свет в Крыму, а актёров разместили в настоящем дворце князя Голицына, на территории завода шампанских вин. Условия, правда, были мало похожи на княжеские: съёмочная группа жила впроголодь, воду грели на электроплитках, мылись в тазиках, а питались малосъедобной пищей из судакской столовой.
Зато на площадке царила удивительно дружная и энергичная атмосфера. Наталья быстро подружилась с Натальей Кустинской, к тому же рядом блистали молодые и подающие надежды красавцы Андрей Миронов и Евгений Жариков. Для всех четверых «Три плюс два» станет началом блестящей карьеры.

Картина вышла на экраны в 1963 году и мгновенно покорила Советский Союз, а Наталья Фатеева проснулась знаменитой. В её дерзкую, смешную, живую Зою влюбились миллионы. Наконец-то она получила то, к чему так долго шла.
«Слишком улыбчивое лицо»: за что советское кино невзлюбило Фатееву?
После оглушительного триумфа «Три плюс два» Фатеева продолжала сниматься, но превзойти успех той комедии так и не смогла. Ярких, запоминающихся ролей было до обидного мало — чаще всего второстепенные, эпизодические.
В 1970 году Наталья снялась в советско-румынской музыкальной мелодраме «Песни моря», где сыграла музыкального рецензента вместе с популярным румынским певцом Даном Спэтару. Съёмки проходили в Румынии, и поговаривали, что между партнёрами вспыхнул бурный роман.
Потом были и другие роли, которые зрители запомнили, хотя на экране актриса появлялась буквально на несколько минут. В «Джентльменах удачи» она сыграла профессорскую дочь Людмилу, ту самую, которая звонким голосом приветствует незадачливых уголовников: «Археологи, ау!». Крошечный эпизод, а врезался в память намертво.
В культовом «Место встречи изменить нельзя» Фатеева досталась роль эффектной Ирины Соболевской — опять не главная, но яркая. А в «Человеке с бульвара Капуцинов» она появилась в экзотичном образе жены вождя.
Почему так вышло? Почему актрисе, покорившей всю страну в «Три плюс два», не давали достойных ролей?
Сама Фатеева объясняла это просто:
— Лицо у меня слишком улыбчивое. За это, кстати, меня не любило советское кино, ему не очень нужна была актриса со счастливым выражением лица.
Но были и другие причины. Фатеева презирала в душе политическое устройство своей страны и наотрез отказалась вступать в партию, хотя в советские времена это могло серьёзно помочь карьере. У актрисы хватало самоуважения не унижаться перед чиновниками, не искать покровительства у высокопоставленных людей.

Всю жизнь Фатеева играла только те роли, которые хотела, и если уж за что-то бралась, то никогда не работала вполсилы. А когда в кино наступало затишье, Наталья ездила с концертами по всему Советскому Союзу.
Критики называли её «символом красоты советского кинематографа», «советской Джиной Лоллобриджидой». В 1980-х её сравнивали с Элизабет Тейлор. Фатеева знала себе цену, но понимала: в советском кино для неё оказалось слишком мало места.
Личная жизнь Натальи Фатеевой: три брака, три катастрофы
В первый раз Наталья вышла замуж совсем юной за однокурсника Леонида Тарабаринова. Скороспелый студенческий брак продлился всего два года и рухнул, когда Фатеева решила покорять Москву, а муж остался в Харькове. Расставание прошло тихо, без скандалов, просто два человека разошлись по разным дорогам.
Владимир Басов: «Он привязал мою душу»
А вот второй брак стал для молодой артистки настоящим испытанием. В 1957 году на съёмках фильма «Случай на шахте номер восемь» 23-летняя красавица встретила режиссёра Владимира Басова. Ему было уже 34, он был некрасив, даже уродлив — за глаза его называли Дуремаром. Но Фатеева, которую уже тогда окрестили «хищницей», сразу поняла, с каким талантом имеет дело, и охотно отвечала на его знаки внимания.
Позже Наталья вспоминала, что отталкивающая внешность Басова мгновенно отходила на второй план, стоило ему начать говорить, когда он начал говорить. Его потрясающее обаяние, природная харизма и чувство юмора более чем компенсировали недостатки во внешности:
— Наверное, так женщины видели Пушкина, — рассуждала актриса.
Басов был душой компании — он часто собирал актёров за столом, травил байки, играл на гитаре, пел. А в перерывах подсаживался к Наталье и шептал ей на ушко нежные слова.
Первая красавица Советского Союза сдалась.
— Басов привязал к себе мою душу, а затем и тело, — признавалась Фатеева.
Препятствием для влюблённых не стала ни 11-летняя разница в возрасте, ни тот факт, что Басов был на тот момент женат.

Вскоре они расписались, затем у пары родился сын, которого также назвали Владимиром. Наталья всё больше привязывалась к мужу, восхищалась его талантом. Но счастье длилось недолго: Басов часто прибегал к алкоголю, к которому пристрастился ещё на фронте. За имиджем балагура скрывался ранимый, переживающий и очень несчастный человек.
К алкогольной зависимости добавилась запредельная ревность. Фатеева пыталась обернуть ухаживания других мужчин и комплименты в шутку, но Басов не верил, он был убеждён, что супруга ему изменяет. Вскоре он начал ревновать жену и к её профессиональному успеху — Фатеева много снималась и фактически одна обеспечивала семью.
— Когда ты, наконец, постареешь, когда тебе будет 30 лет... — ворчал Басов, глядя на прихорашивающуюся у зеркала жену.
В конце концов красивая история любви закончилась: прожив в браке пять лет, Фатеева и Басов развелись.
— Я очень долго не решалась расстаться с Басовым, он душу мою привязал к себе, но так меня мучил в последнее время, что я на это скрепя сердце пошла, — признавалась актриса.
Однако даже после развода экс-супруги три года были вынуждены жить в одной квартире. Отношения были крайне напряжёнными, они фактически стали чужими людьми и даже называли друг друга по имени-отчеству.
Андрей Миронов: писал письмо о расставании и рыдал
В 1963 году на съёмках «Три плюс два» в Крыму 22-летний Андрей Миронов увлёкся 29-летней Натальей Фатеевой. Да и было бы странно, если бы столь яркая красавица не привлекла внимание молодого актёра.
Андрей не стал долго раздумывать. Однажды подошёл к Наталье, приобнял и сказал: «Я без ума от вас!». Фатеева убрала его руку. Миронов удивился: «Я же всем нравлюсь!». Актриса резко ответила: «Всем, но только не мне».

Впрочем, во время съёмок актёр так настойчиво и трепетно ухаживал за своей музой, что к концу работы крепость пала. По воспоминаниям очевидцев, в последние недели они даже открыто жили в одном номере. А по возвращении в Москву вдохновлённый артист тут же начал рассказывать друзьям, что он и Наташа собираются пожениться.
А главное, Андрей написал письмо главной женщине в его жизни — матери, Марии Мироновой. Та, узнав, что единственный сын планирует взять в жёны взрослую женщину с ребёнком, пришла в ужас.
Однажды Миронов решился привести Фатееву домой, за компанию взял и Наталью Кустинскую. Матери дома не оказалось, но через какое-то время она появилась на пороге. Взглянув на Фатееву, Мария Владимировна строго заявила:
— А это ещё кто? Пусть немедленно уйдёт! А ты (Кустинская) оставайся.
Во второй раз Миронов попытался умаслить мать, пригласив Фатееву с сыном на дачу. Но всё испортил Володя Басов-младший: гуляя по участку, он громки спросил у Натальи: «А это будет наша дача?» Услышав эти слова, мать Андрея окончательно укрепилась в своём недовольстве: она поставила сыну ультиматум — о Фатеевой и думать забудь.
Ослушаться маму артист не мог: она была настоящим тираном и полностью контролировала его жизнь. Рыдая, Андрей написал возлюбленной письмо — мол, прости, но нам надо расстаться. Впрочем, сама Фатеева отношения с Мироновым позже вспоминала как некую несерьёзную интрижку, а бывшего возлюбленного называла скорее верным другом, чем любовником.
— После расставания с Басовым Андрюша согрел мою душу. Он был очень интеллигентным и внимательным, — говорила Фатеева.
Борис Егоров: космонавт, который отнял всё
Третьим избранником красавицы стал космонавт, Герой Советского Союза Борис Егоров. Он не скрывал, что женат, но это не остановило актрису. В итоге Егоров бросил супругу и маленького сына ради брака с кинозвездой.
В этом браке Фатеева родила дочь, которую назвала своим именем — Наташа. Однако отношения между супругами стали ухудшаться, так что даже появление общего ребёнка не помогло укрепить семью. Егоров вообще считал, что девочка ему не родная: тогда как раз ходили слухи об интрижке Фатеевой с румынским актёром Даном Спэтару на съёмках фильма «Песни моря», и космонавт подозревал, что дочь супруга «нагуляла» именно от заграничного красавца.

Наталья прожила с космонавтом четыре года, а потом всё рухнуло:
— Когда мы с ним познакомились, он мне показался надёжным, спокойным. Пока завоёвывал меня, вёл себя очень достойно, я бы даже сказала, красиво. Но стали мы с ним жить — и тут... Разные мы люди оказались, разные стремления у нас были, даже книги по-разному мы с ним читали, — рассказывала актриса.
А затем случилось то, что окончательно добило Фатееву: Егоров ушёл к её подруге и сопернице по кино — Наталье Кустинской. С тех пор актрисы не общались — дружба, начавшаяся в детстве и окрепшая на съёмках «Три плюс два», была убита навсегда.
Развод с третьим мужем был громким и некрасивым:
— Когда мы разводились, от его благородства не осталось и следа. Он утащил у меня машину, отсудил квартиру — я потом жила в коммуналке. Всё это я бы могла ему простить. Но то, что он свою дочь, которой сейчас 24 года, в последний раз видел в двухлетнем возрасте, этого я понять не могу.
Позже Фатеева с горькой иронией подводила итог:
— Все мои браки были примерно одинаковой продолжительности. Три года люблю, два года терплю. Пятилетка, всё по-советски.
«Никогда не была хорошей матерью»
Дети Натальи Фатеевой — сын Владимир и дочь Наталья — до сих пор с болью вспоминают своё детство: материнского тепла они практически не знали. Маленького Володю растила бабушка, знаменитая мать заглядывала домой редко. Мальчик купался в любви и заботе бабушки, пока однажды его не отправили в интернат.
Сын признавался: Фатеева просто воспринимала детей не как близких людей, а скорее как обузу. Карьера, бесконечные съёмки, три неудачных брака — на детей просто не оставалось ни времени, ни душевных сил.
Окончательный разрыв произошёл, когда восемнадцатилетний Володя привёл в дом невесту. Фатеевой абсолютно не понравилась идея жить под одной крышей с избранницей сына, и она фактически выгнала пару из дома. Выручил отец — Владимир Басов-старший помог с деньгами на отдельное жильё.

Парадокс судьбы: сын построил именно то, чего никогда не было у матери — крепкую семью. Он женат уже 40 лет, воспитал сына Ивана. Но бабушка своего внука практически не знает — никаких отношений между ними нет.
Судьба дочери актрисы, Натальи Егоровой, ещё более трагична. В 16 лет девочка влюбилась в Максима Коропцова — сына оператора, студента, который был старше её на три года. Встретились они в Доме творчества, куда Наташа приехала с матерью. Закрутился роман, и вскоре выяснилось: девочка беременна.
Для знаменитой актрисы это стало катастрофой. Срок для аборта уже прошёл, и Фатеева приняла чудовищное решение: уговорила дочь отказаться от ребёнка сразу после родов. Максим в тот момент служил в армии и узнал обо всём, когда было уже поздно что-то менять.
Знакомым Фатеева объясняла исчезновение младенца так: мол, родился слабеньким, пришлось отдать в специализированное учреждение. На самом деле мальчика Женю забрали родители Максима — они выходили малыша и воспитали как родного.
Говорят, после армии Максим пытался восстановить отношения с Наташей, даже делал предложение. Но было поздно — что-то в душе девушки сломалось навсегда.
Сегодня дочь Фатеевой живёт где-то в Подмосковье и старается избегать публичности. Простить мать она так и не смогла. Как и её брат Владимир.
«Жертва российской медицины»: тяжёлые годы Натальи Фатеевой
В 2016 году, в свои 79 лет, Фатеева поскользнулась и сломала тазобедренный сустав. Началась эпопея, которая превратила последние годы жизни актрисы в настоящий кошмар.
Сначала врачи пропустили коксартроз, потом сделали две операции по замене протеза и во время одной из них занесли инфекцию. Артистка провела месяц в больнице на бесконечных перевязках, но через три месяца на месте операции снова началось воспаление. Инфекция «сожрала» мягкие ткани, так что левая нога звезды фактически осталась без опоры.
— Я жертва нашей медицины, — горько констатировала Фатеева.
Поначалу дети были рядом: в 2016-м актриса даже говорила в интервью:
— Володя и Наташа мне всячески помогают, ухаживают. Сейчас они решают вопрос с инвалидностью.
Планировалась даже реабилитация в Израиле, но что-то пошло не так, а через несколько лет от этой помощи не осталось и следа.

К 90-летию в декабре 2024 года Фатеева уже передвигалась только на костылях. Летом она ещё пыталась выходить на улицу, даже ходила в магазин, хотя костыли ограничивали движения. А за полтора месяца до юбилея упала и сломала ключицу во время обычной гимнастики.
В 2025 году к проблемам с тазобедренным суставом добавились больные колени — передвигаться становится всё труднее. Врачи разводили руками: мол, здоровье для её возраста в пределах нормы. Но сама Фатеева мечтает только об одном — снова начать свободно ходить.
В сентябре 2025-го пришла печальная весть: умер Геннадий Нилов, партнёр Фатеевой по фильму «Три плюс два». Наталья Николаевна сама сообщила журналистам о его смерти:
— Мы так давно виделись. Так сложилась жизнь, он жил в деревне под Санкт-Петербургом. Я много раз пыталась его найти, однако не получалось. Потом я вышла на его сына и несколько раз разговаривала с Геной до его смерти. Я совершенно случайно сегодня позвонила в Гильдию актёров кино России и узнала, что Гена ушёл из жизни.
Одиночество на склоне лет: «Может быть, уже никто не позвонит»
В 91 год Наталья Фатеева живёт одна в огромной пятикомнатной квартире в московских Хамовниках — половина жилплощади, правда, принадлежит дочери. За актрисой присматривает помощница, которая решает бытовые вопросы. На публике Фатеева почти не появляется, а отношения с детьми отношения окончательно разрушились.
Басов-младший до сих пор пытается наладить контакт — пишет матери в соцсетях, она ставит лайки, иногда сердечки, но на этом всё и заканчивается:
— Я с мамой общаюсь через сестру, через знакомых её, которых не так много. Я всё знаю. Прямо общения нет — это опасно. Характер — это ужас, ну так было всегда, — рассказывал Владимир.
Сама Фатеева уверена: дети клевещут на неё, а сын якобы преследует исключительно меркантильные цели — ему нужна квартира. Когда он звонит, она бросает трубку. Сообщения не читает.
— Я и моя сестра не отдалялись от неё. Она сама от нас отдалилась. Такой она человек. У неё нет подруг, товарищей. Когда Наталья Николаевна болела, мы с сестрой были на пороге её дома и в больнице. Мы помогали, потом ей стало лучше, и она решила, что мы — бремя. Дети ей надоели. Она спровоцировала ссору, поэтому мы не общаемся, — говорит Басов.

В декабре 2024 года, накануне 90-летия, Фатеева категорически отказалась от любых празднований:
— Ничего, никаких отмечаний, не собираюсь ничего делать. 23-го я буду весь день говорить по телефону, может, и не буду — я не знаю, может быть, уже никто не позвонит. А потом приедет подружка из Петербурга, с которой мы работали с 75-го года, она была ассистентом режиссёра. Она приедет на шесть дней. Потом приедет одна надоедающая мне поклонница. Нет сил, я не собираюсь этим заниматься, мы втроём побудем.
Большинство людей, с которыми Фатеева училась и работала, уже умерли. Из сорока человек с курса Герасимова в живых остались всего трое: она сама, режиссёр Григорьев и ещё один человек из Петербурга.
Круг близких неумолимо сужается — одни уходят из жизни, другие так и не простили старых обид. А бывшая кинозвезда, сводившая с ума космонавтов, артистов и миллионы простых советских мужчин, остаётся одна в огромной квартире, с костылями и двумя котами, которых называет «сыночками».