Врата зимы: как Введение Богородицы во храм стало «зимним» и «детским» праздником

Когда отмечают праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в 2025 году
Многие церковные праздники имеют «плавающую» дату — её ещё называют переходящей. Даты таких праздников зависят от других важных дней в церковном календаре, например, от даты Пасхи, Троицы или других. Поскольку эти даты тоже переходящие, вслед за ними меняют даты и все привязанные к ним праздники.
Однако праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы к ним не относится. Он является непереходящим, то есть дату не меняет. Отличия есть только между разными конфессиями из-за разных календарей: так, католики и некоторые православные церкви отмечают этот праздник по григорианскому и новоюлианскому календарю 21 ноября.
В Русской православной церкви пользуются юлианским календарём и поэтому отмечают праздник на две недели позже — 4 декабря. В 2025 году он выпадает на четверг.
Что за праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы
Введение во храм Пресвятой Богородицы — важный праздник для церкви, поскольку рассказывает о столь же важном событии в жизни Богоматери. И хотя оно, как и многие другие события Её жизни до рождения Спасителя, не описано в Библии, всё же это событие имеет большое значение — настолько, чтобы сделать этот праздник двунадесятым. Двунадесятыми называют 12 самых важных праздников, которые привязаны к земной жизни Спасителя и Богородицы.
За два месяца до этого праздника отмечают ещё одно важное событие из жизни Богородицы — Её Рождество. Введение во храм — естественное его продолжение.
Дело в том, что само рождение Девы Марии было чудом. Её родители, благочестивые Иоаким и Анна, не имели детей на протяжении многих лет, а в те времена это считалось Божьим наказанием. И Иоаким, и Анна усердно молились о даровании ребёнка и в какой-то момент пообещали, что если он появится, они посвятят его Богу. И чудо случилось: после явления ангела, несмотря на преклонный возраст, Анна забеременела и вскоре принесла в этот мир девочку. Её, также по наставлению ангела, назвали Марией.
Когда Марии исполнилось три года, настало время исполнить обет. Нарядив ребёнка в красивые одежды и созвав родственников, Иоаким и Анна вместе с большой процессией, в сопровождении священных песнопений, отправились из Назарета, где они жили, в Иерусалим, в главный храм.
Священное предание гласит, что когда три дня спустя шествие достигло храма, навстречу ему вышел отец Иоанна Крестителя — первосвященник Захария. Ему также явился ангел, который повелел отвести девочку в самое сердце храма — Святая Святых, куда входить никому, кроме первосвященника по особым праздникам, было нельзя; ведь Марию ждало большое будущее матери Спасителя, и это будущее ангел Захарии приоткрыл.
Однако перед этим Мария совершила ещё одно чудо. Маленький трёхлетний ребёнок самостоятельно, легко и быстро преодолел 15, по количеству псалмов, высоких ступеней перед входом в храм. А когда Захария провёл девочку в Святая Святых, Она вознесла там первую в своей жизни молитву.
Впоследствии Мария осталась при храме вместе с такими же девушками, которых посвящали служению Богу. Она училась, молилась, изучала Писание, занималась рукоделием. Когда подошёл срок, священники хотели выдать Её замуж, однако Мария ответила, что дала обет оставаться девственницей и посвятить себя Богу. Тогда Ей нашли опекуна, хранителя обета — обручника, формального мужа, который смог бы Её содержать. Им стал немолодой вдовец Иосиф, с которым после брачного обряда Мария вернулась в Назарет.
Подлинность истории Введения Богородицы во храм некоторые исследователи ставят под сомнение, и не без причин. Главная из них — то, что об этом событии известно только из Предания и апокрифов, то есть текстов, которые не признаются в церкви каноническими. К таким относится, например, «Протоевангелие Иакова», написанное около 160 года. А вторая причина — в том, что даже в апокрифических текстах нет упоминаний о том, что Захария провёл Марию в Святая Святых, только о Её чудесном подъёме по ступеням храма.
Такие исследователи склонны считать появление Марии в Святая Святых ошибкой, ведь тексты писались значительно позже событий, и многие иудейские традиции уже начали забываться. Понимание, насколько свято было Святая Святых, могло отсутствовать у древних авторов. Скорее всего, первую молитву Мария возносила всё же перед храмом, как и другие девушки. Однако ни значения, ни смысла праздника это не умаляет.
Введение во храм Пресвятой Богородицы: история праздника
Введение во храм Пресвятой Богородицы начали отмечать достаточно поздно. Дело в том, что жизнь Богородицы долгое время не была предметом богословских обсуждений, ведь о ней практически ничего не было известно из Библии. Богословы занимались другими вопросами, например, триединства Бога и Божественной природы Христа, а жизнь Богоматери долгое время оставалась в стороне. Это привело к тому, что стали возникать всевозможные еретические учения, и вопрос пришлось срочно решать.

Введение Богородицы во храм стало последним из двунадесятых праздников. Выделилось оно около VIII века, до этого же его отмечали вместе с Рождеством Богородицы. Поначалу его праздновали отдельно в Константинополе, хотя и без торжественной службы, а затем, когда в IX веке праздник закрепился в календаре, его поддержали и другие церкви.
К XI веку Введение во храм Пресвятой Богородицы уже отмечали с торжественными богослужениями, ему предшествовало предпразднство, а завершало попразднство — соблюдались все атрибуты двунадесятых праздников. Однако полноценно в число 12 главных церковных праздников Введение вошло только к XIV веку.
Значение праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы
Праздник можно трактовать двояко — с точки зрения богословия и с точки зрения символизма.
Богословское толкование гласит, что праздник важен прежде всего как преображение Девы Марии. Считается, что, вступив туда, куда никому более не было хода, Мария сама стала Святая Святых, храмом, вместилищем для будущего Спасителя. Так же и все христиане, впуская веру в свою душу, становятся благодаря ей храмом и вместилищем для Святого Духа.
Но также этот праздник символизирует и детскую наивность, безгрешность и чистоту — то, что делает духовный мир ребёнка зачастую гораздо богаче, чем духовный мир взрослого человека. Детство считается священным, недаром детей при крещении заводят или заносят в алтарь, куда нет хода взрослому мирянину. Это символизируют двунадесятые праздники Рождества, и это же символизирует праздник Введения Богородицы во храм.
Поздравления и открытки ко дню Введения во храм Пресвятой Богородицы
На открытках, посвящённых празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы, прежде всего изображают Саму Богоматерь — как правило, во время молитвы. Изображения бывают разными: во взрослом возрасте вместе с Младенцем или же в детском, как раз в момент подъёма по ступеням Иерусалимского храма. Также часто используют изображения икон, посвящённых этому событию, и различные религиозные символы: церкви, кресты, свечи.
Помимо этого, Введение Богородицы во храм, как и любой богородичный праздник, своим считают женщины и девушки. По традиции они ходят в храмы, просят Богоматерь об удаче, о семейном счастье и о помощи в воспитании детей.
В народе были свои традиции. Так, к примеру, в этот день устраивали постные Введенские ярмарки, где торговали непременным зимним атрибутом — санями, а также дарами прошедшей осени. А если к этому дню уже лёг снег, то устраивали и пробные катания на санях. Зато запрещалось в этот день тревожить землю, иначе это грозит плохим урожаем в будущем году, и спешить с решениями и делами — ни к чему хорошему это не приведёт.
Есть в этот день несколько примет на будущее. Так, считалось, что если на Введение первым в дом войдёт мужчина, это принесёт удачу на целый год, а если женщина — беду. Молодые пары, недавно сыгравшие свадьбу, старались выехать в люди на новых нарядных санях — это считалось к удаче. А девушки накануне Введения просили Богородицу показать во сне дом, где им предстоит жить после замужества.
Есть на Введение и погодные приметы, ведь в народе этот день называли «воротами зимы»: согласно приметам, после этого дня зима окончательно вступает в свои права, а снег больше не растает. Считалось, что какой будет погода на Введение, такой будет и вся зима. А ещё по погоде предсказывали урожай: если день солнечный и морозный, урожай будет обильным, а если хмурый и с оттепелью — год предстоит неурожайный.