Как платить за парковку и транспорт в Петербурге при сбоях в интернете

Петербуржцы начинают привыкать к тому, что сбои в работе мобильного интернета участились, и теперь возникают проблемы с оплатой за парковку, проезд на общественном транспорте и так далее. В Северной столице по сравнению с некоторыми другими регионами ещё не всё так плохо, но неудобства терпеть всё-таки приходится.
В октябре этого года в Городском центре управления парковками объясняли проблемы с оплатой через сайт и приложения сервиса некими техническими работами. В декабре причиной сбоя стала DDoS-атака на учреждение.
О том, как облегчить жизнь водителям при сбоях в интернете, задумались в городском парламенте. Постоянная комиссия по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры ЗакСа рекомендовала принять в первом чтении законопроект, который позволит вносить плату за парковку до конца суток, точнее до 23:59 того же дня, в который совершалась парковочная сессия. Сейчас водителю на это даётся 15 минут. Если средства не поступают, то владельца машины штрафуют на 3 тыс. рублей.
Глава комиссии Алексей Цивилёв ещё в сентябре бил тревогу и с проблемами оплаты проезда в метрополитене Северной столицы из-за сбоев в интернете. Чиновники тогда пообещали к концу осени найти ответ на вопрос, как быть в такой ситуации и перевозчику, и пассажирам. Они не исключали, что пользоваться городской подземкой в каких-то случаях можно будет бесплатно. Но настаивали: в том же наземном транспорте, где тоже иногда случаются проблемы, обязанность внести деньги любым способом наступает с того момента, как пассажир зашёл в салон. Разбираемся, к каким решениям пришли в итоге городские власти и есть ли шанс на послабления.
Полдня на оплату парковки
Недовольство из-за невозможности внести средства за пользование парковками водители по традиции выплёскивают на официальной странице городского комитета по транспорту в социальной сети «ВКонтакте». Справедливости ради, стоит отметить, что жалоб в этот раз было не так уж и много.
Один из пользователей сообщил, что 40 минут пытался внести оплату за парковку.
— Приложение не работает, смс не уходят на ваш номер, паркомат виснет и не работает (мало того, что на нём банально номер зоны не написан), телефон или 15-й в очереди и через 10 мин. сброс, или «абонент не доступен», в итоге вынужден был уехать, так и не сделав то, что надо было, полдня потрачено на вашу парковку, — подчёркивал автомобилист.
Другой пользователь предложил поставить кассы у зон платной парковки.
Представители комитета признали: к сожалению, из-за атак затруднения при оплате парковочных сессий посредством СМС, через приложение «Парковки Санкт-Петербурга» (при оплате банковской картой), через портал parking.spb.ru, Сбер, телеграм-бот в связи с DDos-атаками действительно присутствовали. Но зато можно было воспользоваться паркоматами, парковочными счетами в приложении. Был и вариант с приложением «Парковки России». В ведомстве также приносили извинения за доставленные неудобства.
— Комитет по транспорту, так за эти «неудобства», не зависящие от паркующихся, вы выпишете штрафы? — поинтересовалась Надежда Виноградова.
Ищите Free Wi-Fi
Законопроект о продлении срока оплаты парковки, подготовленный в ЗакСе, в комитете по транспорту не прокомментировали. Там лишь напомнили, что, по действующему городскому законодательству, автомобилист должен внести плату не позднее 15 минут. После окончания оплаченной сессии водитель должен увезти авто с парковочного места в течение 10 минут. Но если автомобиль не переместили в этот срок, а средства внесли с временным разрывом — то это основание для штрафа.
Можно предположить, что такая оговорка появилась по следующим причинам. В октябре в городе вступили в силу дифференцированные тарифы, а плата за час во многих локациях серьёзно скакнула вверх. И если где-то 2 часа ещё в сентябре обходились в 200 рублей, то теперь уже это может быть и 520 рублей.

Как заверили в пресс-службе комитета, со стороны чиновников сейчас прорабатывается инициатива, согласно которой в течение суток после парковочной сессии водитель сможет уточнить номер авто, парковочной зоны и времени окончания парковки. Но означает ли, например, за меньшее время по факту пребывания сделают перерасчёт, из ответа не следует.
Эта корректировка, предположительно, связана с тем, что в конце лета в Северной столице изменилась нумерация парковочных зон и кто-то не всегда верно её определяет, за что и получает штрафы.
— В период блокировки интернета операторами сотовой связи оплату парковочного места можно производить посредством паркоматов, СМС, банковских терминалов Сбер и ВТБ. Также можно подключиться к точкам доступа Free Wi-Fi и, используя штатное приложение «Парковки Санкт-Петербурга», провести оплату, — кратко прокомментировали историю со сбоями мобильного интернета в ведомстве.
Ещё менее развёрнуто там ответили на вопрос о том, какие сценарии предусмотрены для городской подземки при отключениях мобильного интернета. Чиновники пояснили, что «инструктивные указания предусматривают организацию контроля оплаты по электронным проездным билетам с использованием ручных терминалов», а также организацию приёма жетонов. Последние, как всем известно, пока ещё можно приобрести в кассах за наличные, хотя это и выходит дороже, чем бесконтактным способом.
Такси выгоднее штрафа?
Примечательно, что на странице Комитета по транспорту много комментариев посвящено безбилетникам и контролёрам в наземном городском транспорте. После завершения транспортной реформы на городских маршрутах внести плату наличными практически невозможно.
— 25 ноября, в №476 зашли контролёры, при этом безбилетники ломанулись навстречу входящим пассажирам. Чуть не столкнули женщину, которая еле удержалась на ступеньках! Плевать хотели на штрафы, ездят бесплатно, — пожаловалась одна из пользовательниц.

Так происходит, потому что нет кондукторов, билеты продавать некому, а оплату деньгами никто не принимает, пояснил ей другой подписчик страницы комитета.
— Вообще-то рубль является официальной денежной единицей. Это законный способ оплаты услуг, — отметил третий участник развернувшейся дискуссии.
«Стоимость услуги должна быть одинаковой независимо от способа оплаты», — добавил ещё один пользователь.
Город с вводом различным тарифов в зависимости от выбора оплаты субсидирует именно горожан, которые чаще тех же приезжих пользуются «Подорожником», парировали оппоненты.
Также в беседе всплыло напоминание, что с лета штрафы для безбилетников серьёзно подросли с 500 до 1,5 тысяч рублей. За такие деньги уже проще взять такси теперь. Там, кстати, наличные ещё принимают.
Сбои и хакеры законом не предусмотрены
Правила оплаты проезда прописаны в Правилах пользования наземным пассажирским транспортом от декабря 1997 года, разъясняет юрист практики по недвижимости и инвестициям адвокатского бюро «Качкин и партнёры» Павел Остапчук. Вот там и говорится, что билет, приобретённый в местах разрешённых продаж, должен быть. Если его нет или наличие невозможно подтвердить, наступает обязанность покинуть салон.
Но по факту подтверждение сейчас иногда действительно становится невозможным.
— С учётом этого при оплате банковской картой всегда может возникнуть ситуация, когда валидатор ещё не списал плату, а грозный проверяющий уже требует подтвердить факт. Однако в действительности подобные случаи — скорее редкость. Поскольку современные валидаторы могут накапливать данные о произведённых оплатах в течение нескольких дней, загружая их в «облако», и позднее списывать средства за проезд. То есть подтверждение оплаты может появиться существенно позже, чем его потребовали. Чаще всего контролёры в курсе этой особенности и поэтому штрафы за безбилетный проезд в современных реалиях практически не выписывают, — рассуждает Павел Остапчук.
С другой стороны, формально обязанность по духу и букве закона есть. Она появляется с того самого момента, когда пассажир вошёл в салон. Никаких оговорок в отношении сбоев или хакерских атак нет.

Нет таких исключений в городском законодательстве и для платных парковок. Но там шанс нарваться на штраф значительно выше. Дело в том, что нарушение фиксируется в автоматическом режиме специальными транспортными средствами с соответствующим техническим оборудованием. Через видеофиксацию сведения направляют в базу, где сверяется факт наличия или отсутствия оплаты данных о парковочном разрешении на машину.
— Стоит отметить, что Комитет по транспорту достаточно лояльно относится к ситуациям с реальной невозможностью оплаты парковки. И в случае, если возможности оплатить фактически не было, такие штрафы обычно не присылает, либо отменяет в досудебном порядке по заявлению владельца автомобиля, — полагает Павел Остапчук.
Он рекомендует автомобилистам научиться пользоваться не только официальным приложением, которое действительно периодически «сбоит», но и оплачивать парковку через СМС и банковские приложения, создав соответствующий шаблон.
Впрочем, есть для автовладельцев и хорошие новости. Тарифы на платную парковку с 1 января 2026-го поднимать не планируется, так же, как и расширять пока её зону.