Секс на льду, пиво и женщины: как Туктамышева сломала стереотипы фигурного катания

24 нояб, 19:11
Ксения Бондаренко
Елизавета Туктамышева объявила о завершении карьеры на берегу Финского залива — без сожалений, без слёз. Потому что знает: её ценность не в олимпийских медалях, которых не было, а в уважении, которое она заслужила своим трудом. Она — бунтарка, доказавшая, что фигуристка может быть секс-символом, гедонисткой и великой спортсменкой одновременно. Чем запомнилась «Императрица» — в материале 78.ru.
Коллаж 78.ru: Kalle Parkkinen/globallookpress.com, СПОРТ-ЭКСПРЕСС/Дарья Исаева, unsplash.com, flaticon.com/Freepik

На берегу Финского залива, в городе Санкт-Петербурге, который был ей и домом, и ареной, и крепостью, 28-летняя Елизавета Туктамышева объявила о завершении своей спортивной карьеры. Но это не было прощание, полное слёз и сожалений. Стоя у воды, Императрица, как прозвали её поклонники, говорила легко, с благодарностью оглядываясь на «маленькую жизнь», которую прожила на льду.

— Думаю, для каждого фигуриста фигурное катание — это маленькая жизнь. Были проблемы, сложные ситуации, но в ней было так много хорошего, так много счастливых моментов, что я могу с благодарностью сейчас сказать, что ни о чём не жалею. Объявляю о завершении своей спортивной карьеры я без сожалений. Почему она получилась такой запоминающейся, такой яркой? За счёт людей, которые были со мной на протяжении всего моего пути, начиная с самого начала. Отец, мама, сестра, все родные, болельщики, которые с раннего возраста начали меня окружать, я вам очень благодарна! Без вашей поддержки было бы этот путь пройти намного сложнее, — обратилась ко всем фигуристка на YouTube-канале журналиста Вити Кравченко.
Фото: pr scr youtube.com/Витя Кравченко

Но за этой лёгкой, почти воздушной прощальной речью — десятилетия борьбы, три пропущенные Олимпиады, многочисленные медали, сотни нарядов, скандалов, восторгов и разочарований. Карьеру завершила не просто спортсменка, а феномен, уникум, аналогов которому в современном российском фигурном катании просто не было и, возможно, уже не будет.

Проклятие Олимпа, или Как обмануть время

В мире женского одиночного катания, где карьера редко длится дольше одного олимпийского цикла, а звёздами зачастую становятся в 15–16 лет, Туктамышева была белой вороной. Настоящим «старожилом», как её любя называли поклонники.

Елизавета продолжала соревноваться, пока ровесницы и соперницы — Ким Ё На, Мао Асада, Каролина Костнер — уже давно завершили карьеры. Да, она не вписывалась в идеальную картину «хрупкой фигуристки», и потому её путь был постоянным преодолением. После оглушительного успеха 2015 года (победа на Чемпионате мира и Европы) наступил спад. Она пропустила Олимпиаду в Пхёнчхане, а на смену ей пришло новое, ещё более юное и технически оснащённое поколение во главе с Евгенией Медведевой и Алиной Загитовой. Казалось, карьера идёт ко дну. Но Туктамышева, как Феникс, возрождалась снова и снова. Она вернула в арсенал свой коронный тройной аксель — прыжок, неподвластный большинству фигуристок, и продолжала бороться на равных с девочками, которые были младше на 10–12 лет.

Олимпийские игры, пожалуй, стали самой болезненной и неизбывной темой в карьере Туктамышевой. Три цикла подряд — Сочи-2014, Пхёнчхан-2018, Пекин-2022 — она оставалась за бортом главного старта четырёхлетия. В откровенном интервью на YouTube-шоу Евгении Медведевой «БеС комментариев» Лиза с пугающей трезвостью анализировала свои провалы.

Про Сочи она говорила без иллюзий — уже тогда, в 17 лет, считывала расклад сил и понимала, что путь на домашние Игры для неё закрыт:

— Если мы берём Сочи, то с начала сезона у меня не задался этот сезон. Я в принципе уже изначально понимала, что два места и чьи это два места... Ну и у меня сразу как-то опустились руки.
Фото: Photoagency Interpress globallookpress.com
Фото: Photoagency Interpress/globallookpress.com

Следующая попытка, в 2018 году, была иной — это не про слабость или недостаточную подготовку, а про осознание приоритетов Федерации фигурного катания и беспрекословной силы новых звёзд — Медведевой и Загитовой:

— В 2018 году была хорошо готова, но как будто бы тоже уже изначально понимала, кого возьмут на Олимпиаду.

Самой горькой, но и самой осознанной стала история с Пекином-2022. К тому моменту Туктамышева была в своей лучшей форме за последние годы, вернула тройной аксель и завоевала серебро чемпионата мира. Но и здесь её настигло то же фаталистическое чувство: тогда вовсю сверкали Камила Валиева, Анна Щербакова и Александра Трусова.

— А на последней Олимпиаде я все силы вложила, чтобы чисто катать, поставить хорошие программы, быть в лучшей форме своей. Но опять же, я понимала, что это практически невозможно, что есть три девочки, которые банально сильнее меня и всё.

Эта фраза — «банально сильнее» — не оправдание, а констатация факта в эпоху тотального технического превосходства учениц Тутберидзе. Она не искала виноватых, не обвиняла судей или тренеров. Её анализ был безжалостно объективен:

— Поэтому, опять же, сожалений каких-то… Ну, не знаю. Я просто думала, что это невозможно. Возможно, если бы я как-то по-другому размышляла, то были бы сожаления. А если я и так думаю, что так и должно было быть, то такая жизнь.
Фото: Darryl Dyck globallookpress.com
Фото: Darryl Dyck/globallookpress.com

Искать виноватых, плакаться в жилетку, устраивать публичные истерики — это не про Елизавету Туктамышеву. Она просто шла дальше, доказывая, что её ценность как спортсменки и артистки измеряется не только олимпийскими квотами, и опровергая тезис о том, что фигуристка, не попавшая на Игры, не состоялась.

Бунт на льду: стриптиз и право на откровенность

Туктамышева никогда не боялась эпатажа и всегда играла с публикой на грани. В 2018 году её показательный номер под Toxic Бритни Спирс на этапе Гран-при в Канаде стал «бомбой»... не очень замедленного действия. В образе стюардессы она на глазах у зрителей срывала с себя форменную одежду, оставаясь в одном кружевном бюстгальтере. Интернет взорвался. Для консервативной части публики это был стриптиз, выходящий за рамки приличий. Для неё же — арт-перфоманс, смелое заявление о своей взрослой, женственной сути, вызов пуританским условностям спортивного мира.

— На создание этого номера в образе стюардессы меня вдохновила песня. А снять кофточку мы придумали вместе с тренером. Я подумала: «Отличная идея, тем более что клип соответствующий!» Разумеется, тут же всполошились хейтеры. Но к их комментариям я готова. Меня сложно обидеть: память как у рыбки — всё забываю. Если раньше я пыталась отстаивать своё мнение в соцсетях, то сейчас поняла, что спорить бесполезно, — посмеивалась фигуристка.

Интересно, что в Японии во время этого номера у спортсменки почти слетел бюстгальтер. Впрочем, заметили это лишь после «той самой популярной» фотографии, сделанной после показательного номера, — там было видно, что только один крючок бюстгальтера удерживает весь мощный потенциал Елизаветы. Фигуристка же лишь отшутилась:

— Счастлива, что мой лифчик подумал обо мне.
Фото: Yutaka globallookpress.com
Фото: Yutaka/globallookpress.com

За этим последовала ещё более смелая фотосессия для мужского журнала Maxim, где она снялась топлес. Объяснение было простым, гениальным в своей прямоте и легло в основу нового манифеста в спорте:

— Женское тело прекрасно, я люблю женское тело, не только своё, в принципе люблю женщин... И если ты себя любишь, то почему ты не можешь как-то красиво это показать, без пошлости... Пока есть возможность сделать красивые эротические фотографии, то можно даже снять верх... Когда я увидела фотографии для Maxim, у меня самооценка выше стала. Я поняла, что моё тело может быть красивым.

Конечно, такие откровенные жесты вызывали ханжескую критику. Наиболее запомнился выпад со стороны фигуристки Анны Погорилой, заявившей, что «раздеваться на льду или в другом общественном месте неприлично» и что ей было бы некомфортно, если бы её будущий ребёнок увидел такие выступления. Ответ Туктамышевой был прекрасен:

— Аня, ты уделяешь мне слишком много внимания... Прежде всего я научу их (детей — прим. ред.) уважать старших, своего тренера и труд других спортсменов, а не искать оправданий в своих неудачах у других людей.

Для Лизы эти скандалы стали актом самоосвобождения, отвоевания права быть разной. Не только спортсменкой, но и женщиной, не боящейся своей сексуальности, своей красоты, своего права распоряжаться своим телом и образом. В то время как другие боялись взросления, гормональных бурь и естественных изменений фигуры, она их приняла и сделала своим козырем. Легко и просто, например, отвечала на бестактные вопросы поклонников из серии «не мешает ли пышная грудь кататься?»:

— Она мне только помогает!
Фото: СПОРТ-ЭКСПРЕСС Дарья Исаева
Фото: СПОРТ-ЭКСПРЕСС/Дарья Исаева

Вне льда: пиво, пельмени, секс

Если бы фигурное катание было миром аскез и строгих диет, то Елизавета Туктамышева стала бы его главной еретичкой. Она не просто нарушала правила — она создавала свою собственную философию гармонии между спортом высших достижений и радостями жизни. В то время как образ идеальной фигуристки рисовался как существо, питающееся воздухом и листьями салата, Лиза с упоением рассказывала о своей любви к пасте, хлебу и, конечно, пельменям.

— Я гедонист с большой буквы, — без тени смущения заявляла она. — Просто не позволяю себе просто так проживать жизнь, надо это делать с удовольствием, с наслаждением.

Её подход к питанию на удивление прост и одновременно очень мудр. Туктамышева признавалась, что не сидит на диетах, а прислушивается к своему телу:

— Когда выходишь из-за стола, должно быть такое чувство, что ты можешь пробежаться или идти на тренировку. Чтобы не было такого, что ты обожрался, лежишь такой: блин, я вообще ничего не хочу делать. В этом и секрет.

Но настоящий переполох в стане блюстителей спортивного образа жизни вызвали её откровения об алкоголе. В интервью на YouTube-канале Евгении Медведевой Туктамышева призналась, что иногда позволяла себе бокал вина или пива:

— Я люблю пиво — буду пить пиво. Мне нравится... Было и такое, что после тяжёлой тренировки принимала горячую ванну и пила красное вино. Для меня иногда после старта или на выходных было нормально выпить бокал вина. Это очень хорошо разгружало голову. Мне уже не так мало годиков, достаточно взрослая девушка.

Довольно откровенно Туктамышева всегда отвечала и на вопросы о сексе — в своём фирменном, иронично-беззаботном стиле она заявляла: «Да хоть каждый день! Зависит от желания. У меня пока всё в порядке».

Фото: Yohei Osada globallookpress.com
Фото: Yohei Osada/globallookpress.com

Сталкер и личная жизнь под прицелом

Но за этим фасадом уверенной в себе, смеющейся «Императрицы» скрывались и настоящие, отнюдь не гламурные трагедии. Она публично и детально рассказывает о преследовании со стороны сталкера. В интервью Вите Кравченко Туктамышева с леденящей душу откровенностью рассказала о полугодовом кошмаре преследования. История началась невинно — с просьбы незнакомца выпить кофе после шоу. Но после вежливого отказа он стал приходить снова и снова.

— Я начинаю активно залезать в машину, агрессивно, чтобы он как-то очнулся. После этого у меня начался страх, и он был оправдан, — вспоминала Лиза. — Он нашёл мой адрес, мою квартиру, знает, где я работаю. Это очень страшно, когда ты сидишь одна в квартире, и тебе поступает звонок от настойчивого мужчины, который очень желает с тобой встретиться.

На фоне этого вторжения особенно трепетно она всегда относилась к своей личной жизни. Пять лет её сердце было занято фигуристом Андреем Лазукиным, с которым они вместе тренировались в группе Мишина. Их расставание в 2020 году было спокойным, без громких скандалов. Позже, уже с улыбкой, она намекала, что её сердце снова несвободно, но отказывалась раскрывать детали:

— Ну, он мужчина. И на этом давайте оставим эту тему.

К слову, многие подумали, что она встречается с фигуристом Петром Гуменником, однако сама спортсменка опровергла эти необоснованные слухи.

Новая глава в жизни: тренер и комментатор

Уход Елизаветы Туктамышевой со спортивного льда — отнюдь не уход из фигурного катания. Это плавная и продуманная трансформация. Ещё в июне 2025 года она вошла в тренерский штаб сборной Санкт-Петербурга, а её карьера телекомментатора началась ещё раньше, в 2024-м, на чемпионате России в Челябинске. Заслуженный тренер СССР Татьяна Тарасова, давая ей оценку, отметила:

— Туктамышева реализовала себя на 100 процентов. Она долго и хорошо каталась. Желаю ей в тренерской работе такого же удовольствия... Конечно, надеюсь, что Туктамышева будет очень хорошим тренером. Потенциал в медиа? У неё он есть. Лиза — образованная девочка, почему бы ей не работать комментатором или ведущей? Пусть работает где хочет — у неё везде получится.
Фото: Sergey Elagin globallookpress.com
Фото: Sergey Elagin/globallookpress.com

И в этом, пожалуй, главная и неоспоримая победа Туктамышевой. Она на собственном примере доказала, что можно собирать многотысячные залы, не имея в арсенале четверных прыжков. Можно быть иконой стиля и объектом желания, оставаясь при этом первоклассной, уважаемой спортсменкой. А её наследие в фигурном катании — это не только медали, а целое мировоззрение. Мировоззрение женщины, которая играла по своим правилам, никогда не предавала себя и заслужила право сказать у кромки родного залива: «Спасибо всем! С любовью! Туктик. Ваш всегда».