Такси станет роскошью? Запрет на водителей-мигрантов грозит взрывным ростом цен

7 нояб, 12:11
Татьяна Черных
В Петербурге вступил в силу запрет на работу мигрантов в такси. Водителей катастрофически не хватает, машины простаивают, а бензин и парковки дорожают. Бизнес висит на волоске, жалуются перевозчики и с тревогой ждут весны, когда начнёт действовать ещё и закон о локализации и придётся пересаживаться на отечественные авто. Избежать взрывного роста цен в такси не получится, признают участники рынка.
Коллаж 78.ru: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко, freepik.com/garetsvisual, flaticon.com/Freepik

Такой зарплатой не заманишь

О том, что в Северной столице с ноября запретят садиться за руль такси выходцам из соседних республик, работающим по патентам, стало известно ещё летом. Тогда губернатор подписал соответствующее постановление, объяснив принятые меры заботой о качестве услуг и безопасности пассажиров. А главное, открывающимися «дополнительными возможностями для трудоустройства граждан РФ». Вот только петербуржцы таким шансом так и не воспользовались. И хотя город дал таксопаркам целых три месяца на адаптацию и поиск новых «подходящих» сотрудников, укомплектовать штат не получилось.

— На самом деле в последний год дефицит водителей в отрасли и так составлял порядка 10–15 %, так что освобождать места для россиян нужды не было, — рассказывает Андрей Белов, представитель общественного совета по развитию такси по Северо-Западному федеральному округу. — И если бы наши люди хотели устраиваться в такси, их бы приняли с распростёртыми объятьями и до ограничений. Только они не торопятся, деньги уже не те.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

На предлагаемую зарплату, как пояснил эксперт, соглашались мигранты, а вот русские специалисты хотят получать раза в полтора больше. Такие условия работодатели сейчас предложить не могут. Бизнес балансирует на грани рентабельности, и приходится экономить, в том числе и на сотрудниках.

— Подорожало всё: кредиты, автосервис, запчасти и сами машины, — объясняет Андрей Белов. — Раньше мы покупали автомобили, скажем, за 1100 тыс. рублей, а теперь они стоят два миллиона, а с кредитом и вовсе обходятся в 3,5–4 миллиона. Причём до 90 % парка приобретается именно в лизинг. Только в сентябре цены на бензин в городе выросли на 11 %, а в октябре взлетела стоимость платных парковок. На посадку и высадку пассажиров в центре нам оставили шесть бесплатных секунд: если не успеешь, то прилетает штраф — 4500 рублей.

Не корысти ради

Но дело не только в деньгах. За минувшие несколько лет рынок такси настолько зарегулировали, что искать более спокойную работу стали даже опытные водители с большим стажем в пассажирских перевозках. По оценке Даниила Курашева, операционного директора компании «Таксовичкоф», начиная с осени 2023 года, когда был обновлён закон о такси, а затем и ещё целая череда всевозможных правил и ограничений для таксопарков, из отрасли в общей сложности ушло более 50 % исполнителей. Так что ещё один запрет существенно ситуацию уже не изменит.

Соглашается с этим наблюдением и Андрей Белов:

— Пальцев рук не хватит, чтобы сосчитать, сколько за год появилось разных постановлений, правил и прочих депутатских инициатив. Например, а давайте поставим пластиковую перегородку между водителем и пассажиром, а давайте сделаем тревожную кнопку в приложении, а давайте будем бесплатно возить беременных и многодетных. Ну а теперь вот запрет на работу мигрантов и грядущий закон о локализации...

Бесконечные правовые усовершенствования, сделанные исключительно в интересах пассажиров, в конечном счёте привели к росту тарифов. За год он уже составил в среднем 12 %. Как настаивают в службах такси, они не пытаются наживаться на клиентах — это единственный оставшийся способ компенсировать издержки.

Фото: freepik.com drobotdean
Фото: freepik.com/drobotdean

С прекращением найма мигрантов недостаток шофёров, по разным оценкам, составит от 10 % до 30 %. Как сообщили 78.ru в пресс-службе «Яндекс Такси», компания ожидает сокращения числа водителей на 12 %. Сервис прекращает сотрудничество с ними 7 ноября, как предписано региональным постановлением, и уже разослал оповещения: «В Санкт-Петербурге запрещён доступ в такси для водителей-иностранцев с трудовым патентом. Вы можете потерять доступ к заказам».

В итоге такие ограничения приводят к простою машин, закрытию всё новых компаний-перевозчиков, монополизации рынка и, как следствие, следующему витку повышения стоимости поездок. И на этот раз он может оказаться гораздо значительнее. Кто-то говорит о 20–30 %, а кто-то и вовсе о 50 %. Во многом это будет зависеть от дальнейших инициатив городских и федеральных властей.

Так, в постановлении губернатора об ограничениях для иностранцев указано, что запрет действует только до конца года. За это время в правительстве должны оценить его эффективность и только после этого принять окончательное решение — нужны ли такие меры Петербургу в 2026 году. Но если учесть, что в соседней Ленинградской области аналогичные правила ввели ещё летом прошлого года, то велика вероятность, что и в Северной столице они приживутся несмотря ни на какие, даже обоснованные, возражения бизнеса.

— Новые запреты в этой отрасли обычно приводят к увеличению объёма нелегальных перевозок, — говорит эксперт в области транспорта Юрий Вейков. — Уходить в тень — стандартная реакция бизнеса, когда власти начинают закручивать гайки — ужесточать допуск на рынок и выдвигать требования, которые мало обоснованы экономически. И те же самые мигранты продолжат работать, но уже неофициально. А закон о локализации выведет из правового поля ещё и самозанятых, которые захотят возить людей на своих иномарках.

В салоне тесно, и чемоданы не влезут

Так называемый «закон о локализации такси» был принят весной и предполагает, что уже с 1 марта 2026 года для извоза пассажиров можно будет использовать только автомобили российской сборки. Правда, в документе сразу предусмотрели возможность манёвра. Так, в список «допущенных» могут добавлять машины, выпущенные в рамках специальных инвестконтрактов, а также те, что правительство одобрит особым решением. Кроме того, транспортные средства, попавшие в реестр такси до марта, смогут доработать до конца срока эксплуатации. Так что теоретически переход должен пройти плавно.

Фото: Ilya Moskovets globallookpress.com
Фото: Ilya Moskovets/globallookpress.com

Первый перечень разрешённых моделей Минпромторг опубликовал в начале октября. В него попали 22 модели от шести российских брендов. Это Lada, УАЗ, Sollers, Evolute, Voyah и «Москвич». До марта его обещали пополнить за счёт марок Haval и Tenet, а также продукцией калининградского завода «Автотор». Но пока предложенный ассортимент приводит таксомоторные компании в полное уныние.

— До вступления в силу закона осталось 4 месяца, а окончательного списка до сих пор нет. А в предварительном фигурирует в основном продукция «Москвича» и АвтоВАЗа. На таких машинах такси в Петербурге в любом случае работать не смогут. В них просто не сядут клиенты: на заднем сидении очень тесно, а в багажник не поместится даже пара чемоданов. Да и водители целый день за рулём такого автомобиля не выдержат.

К тому же, отметил эксперт, эти модели стоят ровно столько же, сколько и зарубежные аналоги. Только иномарки по качеству и всем техническим характеристикам гораздо лучше, не говоря об уровне безопасности. Отечественные машины порой ломаются, не успев доехать из салона до автопарка. И если в список не попадут иностранные марки, которые собираются на территории России, то примерно треть компаний будет вынуждена уходить с рынка или изобретать «серые схемы».

Очевидный выход в такой ситуации — использовать до предела автомобили, которые уже получили лицензии. Однако предел этот наступает довольно быстро, слишком велика интенсивность эксплуатации. Есть и другие нюансы. Например, машину могут исключить из реестра, когда истечёт срок действия ОСАГО или водитель из статуса самозанятого перейдёт в ИП, получив доход свыше 2,4 млн рублей.

— Точно возникнут сложности при выкупе автомобилей из лизинга, — отмечает Даниил Курашев, операционный директор «Таксовичкоф». — При переоформлении в собственность их нужно заново включить в реестр легковых такси, а это будет невозможно, если модели не соответствуют требованию нового закона.

Конечно, ежеминутного оттока машин из сферы пассажирских перевозок не предвидится, признаёт он, но и приток новых сильно сократится. Нужны положительные изменения в требованиях к участникам рынка, иначе нас ждёт ещё большая монополизация, будут закрываться автопарки и увольняться люди, а стоимости поездок — планомерно расти.

Фото: ИЗВЕСТИЯ Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Разделить такси и райдхейлинг

В наиболее уязвимом положении, по мнению экспертов, окажутся водители, оформившие самозанятость или ИП. Немногие из них смогут купить себе новую отечественную машину, особенно в кредит, а значит, люди будут либо менять профессию, либо опять же работать нелегально, используя соцсети. Такая перспектива грозит, как минимум 200 тыс. частникам, а к 2030 году их число может дойти до 500 тысяч.

Прямо сейчас депутаты Госдумы пытаются сгладить ситуацию — они взялись рассмотреть поправки к закону, которые разрешат части самозанятых продолжить перевозки на нелокализованных авто до 2033 года. Правда, в каждом регионе таких может быть не более четверти.

Участники рынка приняли новую инициативу с большой долей скепсиса. В АвтоВАЗе тут же заявили, что это лазейка для недобросовестных предпринимателей, которой начнут активно пользоваться таксопарки, дробя свои компании. Сами же сервисы посчитали квоту в 25 % полумерой, которая кардинально не изменит положение. Отсрочка необходима всем предпринимателям, а в идеале самозанятых, работающих на личных автомобилях, нужно вообще вывести из-под действия нормы о локализации такси, ведь им недоступны ни лизинг, ни государственные программы поддержки для бизнеса. Именно так считают в сервисе заказа такси «Максим», который как раз в основном и сотрудничает с частниками.

— Для того, чтобы обеспечить отрасли хотя бы перспективу выживания и развития в легальном поле, нужно законодательно разделить сферу легковых пассажирских перевозок на профессиональное такси и райдхейлинг, то есть сервис поиска водителей для коротких поездок, — предлагают там.

Есть и другой, более реалистичный вариант развития событий. Как предположил Юрий Вейков, закон в любом случае вступит в силу, сервисы такси ещё какое-то время будут ездить на старых иномарках, частично меняя автопарк. А потом, как часто бывает, появятся поправки с корректировкой норм и переносом сроков. Правда, сколько за это время исчезнет таксопарков и как дорого будут стоить поездки — спрогнозировать сейчас невозможно.

Другое по теме