Возраст согласия: россияне остаются бездомными и нищими из-за бабок и «схемы Долиной»

31 окт, 19:10
Анна Федорова
То, что казалось некой «юридической оказией», стало федеральной проблемой: по всем регионам страны появляются истории о том, как люди покупают квартиры у пожилых, а потом оказываются без денег, без дома и без перспектив защитить свои права.
Коллаж 78.ru: Pavel Kashaev/globallookpress.com, freepik.com, 78.ru, flaticon.com/pikepicture

Проблема мошенников, которые уже достаточно давно штурмуют российских пенсионеров, приобретает монструозные масштабы: в стране уже есть примеры и бабок-террористок, и пожилых пособниц аферистов – уже появились и в одном флаконе. Проблема в том, что за ошибку обманутых пенсионерок платят миллионы рублей совершенно другие люди, которые никаким голосам в трубке не верили, но в итоге остаются без денег и без крыши над головой.

«Схема Долиной» по-петербургски

«Схему» в соцсетях уже назвали именем фигурантки самого известного прецедента – Ларисы Долиной. Певица продала квартиру в Хамовниках, затем отдала деньги мошенникам, а потом засудила покупателя, Полину Лурье, и через суд вернула жильё. То, что казалось конкретным случаем, оказалось натурально «эпидемией» с примерами по всей стране.

Фото: Pavel Kashaev/globallookpress.com

Петербург не исключение. 78.ru связался с дамами, которые купили квартиру в Красногвардейском районе ещё в 2024 году и до сих пор пытаются получить либо 5 млн рублей, которые отдали, либо жильё, где спокойно продолжает жить один из «божьих одуванчиков», обманутая аферистами по её же заявлению, 71-летняя женщина.

– Сделка была «чистой», оформлена через нотариуса. Была получена справка из ПНД, собраны все документы, проверена юридическая чистота сделки, всё даже проходило с видеофиксацией. Продавец после получения денег отказалась выезжать из квартиры, сказав нам, что её обманули мошенники и она всё перевела им. То есть деньги, которые мы положили на аккредитив нотариуса, были сняты и переданы неустановленному лицу. Спустя месяц нам пришёл иск в суд, потому что продавец пытался признать сделку недействительной, – рассказала в соцсетях Алёна Егорова, которая «влетела» на несколько миллионов вместе с сестрой Виолеттой Мельниковой, которая с детьми переезжать собиралась.
Фото: соцсети Алёны Егоровой
Фото: соцсети Алёны Егоровой

С момента «роковой» продажи прошло полтора года, за которые дамы успели даже проиграть упомянутое дело о признании сделки недействительной пенсионерке-продавщице, Наталии Малышевой, нотариус, Надежда Шакун, указана в качестве третьей стороны. Решение судья, по иронии – однофамилица пожилого истца, приняла 14 октября. Алёна и Виолетта, оставшиеся без крыши над головой, подали апелляцию.

Деньги им, конечно же, никто так и не вернул: разве что в ЦИПСО не посоветовали с жалобами обращаться. Покупатели, кстати, вполне логично отмечают, что им никаких доказательств, что мошенники вообще были, не предоставляют – они не потерпевшие по этому делу.

По нашей информации, «уголовка» о мошенничестве после заявления старушки и правда была возбуждена: произошло это 14 июня, через 8 дней после заключения сделки о продаже квартиры. Бабуля, кстати, сообщила, что ущерб ей нанесён в размере чуть больше 8 млн рублей – то есть три, это, видимо, её сбережения или кредит «бонусом» к квартирным деньгам. «Обрабатывали» пенсионерку, как она заявила, в течение месяца: ровно с 13 мая по 13 июня, интересно, что «уголовку» возбудили в день обращения.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

В итоге получаем ситуацию, что, вроде как, и пенсионерка жертва ситуации, но… есть детали. 71-летняя женщина сейчас фактически забаррикадировалась в той самой квартире на Энтузиастов, двери никому не открывает, трубки не берёт, но её комментарий по ситуации есть в распоряжении 78.ru: покупатели записали разговор с дамой через дверь и, слушая его, чисто эмоционально тяжело встать на сторону пенсионерки.

Например, на вопрос своей собеседницы, которая сквозь слёзы спрашивает, «за что?!», спокойно признаёт, что причины никакой нет, «так сложилось». Вообще то, что дама рассказывает, и, даже важнее, признаёт своими ответами, только добавляет сочувствия, но совсем не к ней, а к покупателям. Она, опять же, как из ответов выходит, не просто молча подписывала, а натурально людей убеждала, что всё хорошо, например, заявлениями, что у неё дети есть:

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
Наталья Малышева: Фиктивная продажа. Я ведь не думала, что на самом деле продаю квартиру и мне придётся из неё выезжать. Ну, вот в такое положение попала, поверила мошенникам. Получается, что мы с вами договор подписали, но я не могу его исполнить – мне некуда ехать. У меня же это единственное жильё. И сняться с регистрации я не могу, куда я пойду? Нет детей, нет денег.
Виолетта Мельникова: Когда вас тысячу раз спросили: «Наталья, вас не принуждают к сделке?», когда мы говорили, что трое детей, что у нас никого нет, в этот момент, когда вам говорили, что у нас больше нет денег?!
Н.М.: Да-да, я всё понимаю. Мне тоже угрожали! Что если я это не сделаю, меня обвинят в связи с террористами!
В.М.: Я вам задавала вопрос, не думаете ли вы, что вас заставляют? Предлагала помочь, поехать в полицию, мы вам поможем, если вас кто-то пытается обмануть, только нас не наказывайте! За что?!
Н.М.: Ну, не за что. Мне сказали, что вам вернут деньги или предоставят другую квартиру. Ну, вот теперь я понимаю, что это всё неправда. Я уже в полицию обратилась, там возбудили уголовное дело, которое будет расследоваться.
В.М.: Вы серьёзно?! Мы отдали вам все деньги, что у нас были… Нам даже жить негде.
Н.М.: И мне негде жить, у меня денег нет.
В.М.: Но вы же оплатили мошенникам, а не мы!
Н.М.: Ну да, ну да, ну, а что теперь делать? Мне тоже никуда не выехать…
В.М.: У вас есть дети, вы сказали…
Н.М.: Нету у меня детей – это всё была придумка! У нас с мужем не было детей. У меня есть только какие-то дальние родственники, всё, – говорит пожилая женщина, далее повторяя, что и ей идти некуда.

Чего стоят бабки: потерянные миллионы, сломанные судьбы и даже теракты

Ситуация выше не просто не единственная – это часть настоящей эпидемии, где Лариса Долина, конечно, не была «нулевым пациентом», но её случай стал самым известным. Настолько известным и нашумевшим, что в соцсетях звучат подозрения в том, что бабки вдохновились и на самом деле сами мошенницы и никто им не звонил никогда. Это, впрочем, вопрос к силовикам и риторический к тому, возбуждаются ли заведомые «глухари» вместе с получением выписки звонков или просто по факту заявления.

Добавим сюда и другую «эпидемию», возникшую из-за пенсионерок и «голосов из трубки». Напомним, в прошлом году по стране прокатилась целая серия подрывов, поджогов, одним словом – терактов, которые, в том числе и пенсионеры, в рамках «спецопераций ФСБ» устраивали.

Это вопросы, к слову, смежные. Например, сегодня же RT опубликовал историю покупателей квартиры в Люберцах. Ситуация с 74-летней дамой и проданной ей квартирой семье Ермаковых аналогична описанной выше, но с «горячей» деталью. Пенсионерка после продажи квартиры перестала брать трубки, оказалась сначала на лавочке со взрывным устройством, ждала российского военного, а потом в СИЗО. В силу возраста из изолятора её отпустили, и «неудавшаяся террористка на службе ВСУ» пошла жаловаться на обман в суд.

– Скоро у нас будет суд, первое заседание. Деньги мы ей передали, через банк – естественно, ипотека, материнский капитал, – рассказал глава семейства Ермаковых Игорь о пытающейся теперь выселить его пострадавшей от голосов в трубке корреспонденту «РЕН ТВ».
Кадр видео: телеканал »РЕН ТВ
Кадр видео: телеканал "РЕН ТВ"

Понять обманутых пенсионерок можно, конечно, но тяжело не задаться вопросом, при всём гуманизме, почему за их ошибки платят другие люди? Например, петербургская – да, по решению суда она должна вернуть 5,1 млн рублей, которых у неё нет, а когда придут приставы – выселить из единственного жилья они не могут. Кроме того, отметим, что любого, кто планируют приобретение квартиры, должны в ужас приводить детали конкретно петербургского случая: нотариус, справка из ПНД, видеофиксация – ничего не сработало, покупатели, по факту, беззащитны.

Лекарства от «эпидемии обездомленности»

Происходящее вскрыло огромную дыру в наших законодательных нормах, которые, как может сложится впечатление, вообще никак не защищают покупателей. Вот только на извечный вопрос: что делать – однозначного и стопроцентно рабочего ответа, по факту, ни у кого нет.

Фото: Aleksey Smyshlyaev globallookpress.com
Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com

Например, присутствие нотариуса, как видно из истории с покупкой в Петербурге, не гарантирует безопасность. Как уточнили в разговоре с 78.ru, представители нотариальной палаты города, всё же тут есть некоторый момент «ошибки выжившего» – факты того, как покупателя «развели», становятся очень громкими, а вот ситуации, когда нотариус сделку подобную предотвратил (а такие случаи есть по утверждению) в новости не попадают.

Второй момент – нотариус проводит проверку документации, даже людей, которые на это жильё на продажу могут заявить свои притязания, но вот врёт ли покупатель, например, о детях и целях – нет.

Ну и третий момент, как уточнила Президент нотариальной палаты Санкт-Петербурга Елена Ульянова, в конкретном случае с квартирой в доме на Энтузиастов – нотариус, участвовавшая в сделке, будет жаловаться на судебное решение. Беда в другом – чётко сформулировать «панацею» от проблемы для экспертов задача со звёздочкой.

– На сегодняшний день на законодательном уровне необходимо рассмотреть механизмы, которые бы нам помогли бы противодействовать мошенникам. <…> На мой взгляд, добросовестные приобретатели страдают по всей России, потому что решения не в пользу покупателя, а в пользу продавца, к сожалению, более частые. У меня, даже не как у президента палаты, а как у простого человека складывается мнение, что это какая-то схема, это какой-то бизнес пошёл. <…> Сейчас предлагаются мера заморозки средств на счетах на какое-то время, может быть введение каких-то дополнительных освидетельствований, если речь идёт о пожилых людях, – уточняет Ульянова в ответ на вопрос о том, какие конкретные законодательные изменения могут исправить ситуацию.
Фото: 78.notariat.ru
Фото: 78.notariat.ru

После слов о дополнительных барьерах, надо сказать, эксперт отмечает, что тут можно и права собственника ущемить ненароком. У экспертов «профильных» по законотворчеству, депутатов, идеи тоже пока не «железобетонные». Так, зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева в беседе с «РИА Новости» предложила ввести обязательную видеофиксацию всех сделок. Смотрим на историю из Петербурга и понимаем – тоже не гарантия.

Чуть лучше звучит формулировка депутата Сергея Колунова, который в беседе с «РЕН ТВ» озвучил другое решение:

– Изменения предлагается внести в статью ГК РФ № 177. Если контрагент действовал добросовестно, не имел или не мог иметь сведений о невменяемости другой стороны, сделка не может быть признана недействительной.
Кадр видео: телеканал »РЕН ТВ
Кадр видео: телеканал "РЕН ТВ"

Правда, на внесение правок, во-первых, нужно время, во-вторых, в теории это может открыть «дверку» с другой стороны проблемы: «чёрные риэлторы», услышав предложение, вероятно уже думают, как использовать. Так что по факту – идеального решения не существует. Ну кроме одного.

– Надо активнее бороться с мошенниками, выявлять их, наказывать. Для чего у нас уголовное преследование? Чтобы другие так не делали, – добавляет в нашем разговоре президент нотариальной палаты Ульянова.

С ней тяжело не согласиться, но, всё усложняется, учитывая, что большинство читателей примерно понимают, откуда звонки идут.

Пока же потратившим миллионы на доверчивых пенсионерок (а может и пожилых аферистов в некоторых случаях) остаётся уповать только на апелляции – по ним хоть какие-то позитивные новости есть, когда отбиваться получалось. Такая, например, пришла недавно из Калининграда.

Другое по теме