Безнадёга 90-х, раскол и тайные похороны: как «Улицы разбитых фонарей» штурмовали эфир

Серии, которые вывернули душу наизнанку
Первый сезон «Улиц...», снятый по книгам Андрея Кивинова и под руководством Владимира Бортко, не зря считают абсолютным шедевром. Мрак, безнадёга, нищета 90-х и чёрный юмор были переданы так достоверно, что сериал смотрели как документалку. Среди этого хаоса блистали актёры, чьи герои стали родными.
После закрытия «Оперов» Нилов, Селин и Мельникова нашли новую площадку, где играли… самих себя. «Литейный» (первые серии выходили под названием «Литейный, 4») стал попыткой создать духовного преемника популярного сериала. Главные герои — адвокат Нилов и полковники Селин и Мельникова — будто бы продолжили жизнь своих знаменитых персонажей в альтернативной реальности.
Когда формат и персонажи «Улиц» начали себя изживать и окончательно надоели зрителям, продюсеры начали создавать «антиподов».
«Каменская» (РТР) — интеллектуальный антагонист «Ментов». Если Ларин и Дукалис раскрывали преступления с помощью кулаков и здравого смысла, то майор Каменская делала это с помощью анализа, эрудиции и знания психологии. Её мир — это элитные преступления и сложные интриги, максимально удалённые от бытовой милицейской рутины.
Ещё дальше от социального пессимизма ушёл «Участок» — идиллический «деревенский детектив». Этот сериал создал стерильную, почти сказочную Россию. Сергей Безруков в роли участкового расследовал преступления, которые случались по недоразумению, а злодеями были лишь пришлые из города. Это была не рефлексия, а уютная сказка, «Кубанские казаки» в милицейской форме.
Подхватил «ментовскую» эстафету, но сместил акцент сериал «Глухарь». Он сохранил атмосферу и юмор убойного отдела, но сделал ставку на одного героя-одиночку, его внутренних демонов и личную драму, что идеально соответствовало запросам нового времени.