Безнадёга 90-х, раскол и тайные похороны: как «Улицы разбитых фонарей» штурмовали эфир

24 окт, 21:10
Ксения Бондаренко
Ровно 30 лет назад, 25 октября 1995 года, в Петербурге начались съёмки проекта, который не просто стал культовым, а навсегда изменил телевизионный ландшафт страны. «Улицы разбитых фонарей», или просто «Менты», — это больше чем сериал. Это не про работу органов. Это про нас. Вспоминаем лучшие серии и героев, ставших родными, — в материале 78.ru.
Коллаж 78.ru: globallookpress.com; pngwing.com; kino-teatr.ru; pixabay.com; 5канал

Серии, которые вывернули душу наизнанку

Первый сезон «Улиц...», снятый по книгам Андрея Кивинова и под руководством Владимира Бортко, не зря считают абсолютным шедевром. Мрак, безнадёга, нищета 90-х и чёрный юмор были переданы так достоверно, что сериал смотрели как документалку. Среди этого хаоса блистали актёры, чьи герои стали родными.

После закрытия «Оперов» Нилов, Селин и Мельникова нашли новую площадку, где играли… самих себя. «Литейный» (первые серии выходили под названием «Литейный, 4») стал попыткой создать духовного преемника популярного сериала. Главные герои — адвокат Нилов и полковники Селин и Мельникова — будто бы продолжили жизнь своих знаменитых персонажей в альтернативной реальности.

Когда формат и персонажи «Улиц» начали себя изживать и окончательно надоели зрителям, продюсеры начали создавать «антиподов».

«Каменская» (РТР) — интеллектуальный антагонист «Ментов». Если Ларин и Дукалис раскрывали преступления с помощью кулаков и здравого смысла, то майор Каменская делала это с помощью анализа, эрудиции и знания психологии. Её мир — это элитные преступления и сложные интриги, максимально удалённые от бытовой милицейской рутины.

Ещё дальше от социального пессимизма ушёл «Участок» — идиллический «деревенский детектив». Этот сериал создал стерильную, почти сказочную Россию. Сергей Безруков в роли участкового расследовал преступления, которые случались по недоразумению, а злодеями были лишь пришлые из города. Это была не рефлексия, а уютная сказка, «Кубанские казаки» в милицейской форме.

Подхватил «ментовскую» эстафету, но сместил акцент сериал «Глухарь». Он сохранил атмосферу и юмор убойного отдела, но сделал ставку на одного героя-одиночку, его внутренних демонов и личную драму, что идеально соответствовало запросам нового времени.