А как же разговоры по душам? Родительские собрания отправляют на дистант

16 окт, 15:10
Татьяна Черных
Депутаты Госдумы решили неожиданным образом позаботиться о благополучии российских семей и предложили законодательно закрепить право присутствовать на родительских собраниях онлайн. И вроде бы, звучит неплохо, не нужно каждый раз бежать в школу — подключаешься к трансляции и узнаешь всё об учебных буднях ребёнка. Родителям такая идея нравится, а вот педагоги не так единодушны.
Коллаж 78.ru: Lantyukhov Sergey/globallookpress.com, freepik.com

Кому понадобились родительские собрания онлайн

С инициативой узаконить дистанционные родительские собрания выступили вице-спикер Госдумы Владислав Даванков и представители фракции «Новые люди» Антон Ткачев и Анна Скрозникова. Они обратились в Министерство просвещения и сообщили, что переживают за родителей, которые сейчас тратят слишком много времени на подобные встречи. В среднем одно собрание с учётом дороги туда и обратно отнимает от двух до трёх часов. Такую цифру получили автор авторы документа по итогам опросов и мониторингов.

По мнению депутатов, это лишний стресс для родителей. А подключение через интернет сэкономит время, которое можно уделить семье и детям. Кроме того, такой вариант общения с преподавателями удобен для тех, кто по состоянию здоровья или по другим объективным причинам не может явиться в школу лично.

Фото: freepik.com

Сейчас большинство учебных заведений проводят собрания в очной форме, и изменить эту традицию сложно, поскольку по закону «Об образовании в РФ» руководство школ может самостоятельно решать подобные вопросы. Соответственно, депутаты предлагают изменить закон и закрепить в нём право посещения родительских собраний онлайн во всех образовательных учреждениях страны.

Родители жалуются на формальный подход

Как показал опрос 78.ru, родители идею интернет-трансляций в целом считают весьма удобной. Однако, и в очных собраниях, которые проходят от силы 3–4 раза в год, особых проблем не видят. Скорее, наоборот.

— Общие собрания – это редкий случай, когда можно поговорить со всеми учителями с глазу на глаз, – рассказала Светлана, мама троих детей. – Не нужно договариваться и назначать встречи отдельным преподавателям, так что это само по себе уже экономит время. К тому же в нашей школе такие мероприятия проходят 2-3 раза в год, и я их пропускаю только в экстренных ситуациях, когда и к трансляции вряд ли смогу подключиться.

Определенный дискомфорт такие встречи, безусловно, вызывают, но, как утверждают родители, дело здесь вовсе не в формате организации. Бывает, что разговор затягивается дольше, чем на три часа, о которых говорили депутаты. И здесь, как правило, виноваты особо активные мамочки, желающие подробнейшим образом обсудить успехи своих отпрысков, а их остановить не сможет никто – ни в очном, ни в дистанционном режиме.

Жалуются многие и на формальный подход педагогов: скучная статистика, общие вопросы, никаких дискуссий — часик послушали и разошлись.

— Я уже давно не хожу на собрания, — признается Анастасия, мама 14-летнего подростка. – Нет смысла. Подписываем какие-то бумажки про кружки и «антикоррупцию». Потом классный руководитель всю ту же информацию выкладывает в общий чат, так что и трансляция, по большому счёту, не нужна. Если же хочется уточнить конкретику по успеваемости, то лучше подходить индивидуально.
Фото: Komsomolskaya Pravda globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

Чаще всего проблемы возникают с тем, что собрания назначают в рабочее время, и руководство компаний не всегда с пониманием относится к просьбам уйти пораньше. Но и тут онлайн-формат не выход, подключаться к школьным трансляциям из офиса тоже неудобно.

— У меня двое первоклашек и сейчас, как говорят учителя, у них период адаптации, — рассказывает Людмила. — Поэтому за два месяца нам назначили уже три собрания. И с каждым разом отпрашиваться всё сложнее. С другой стороны, на рабочем месте у меня нет возможности участвовать в каких-то интернет-конференциях, так что дистанционный формат ситуацию не изменит.

Главное, в чём сошлось большинство наших респондентов, онлайн не должен окончательно заменить обычные «живые» встречи. Всегда есть вопросы, которые нужно обсудить с учителями. А родительские собрания – как раз веский повод зайти.

Педагоги против онлайн-собраний

Как выяснилось, в учебных заведениях возможность пообщаться с родителями лично тоже очень ценят.

— Очные встречи хоть немного дисциплинируют родителей, ведь не все, как мы знаем, ответственно относятся к воспитанию детей, — полагает директор школы №274 Лира Мурадян. — За некоторыми из них классные руководители вынуждены буквально «охотиться» месяцами, и собрание – это чуть ли не единственный шанс поговорить напрямую. И такие люди подключаться к трансляциям точно не будут. Боюсь, что и другие родители со временем забудут дорогу в школу, ведь если есть выбор — куда-то идти или просто посидеть у компьютера, то большинство останется дома.

А вот с технической точки зрения никаких сложностей в организации трансляций не будет, убеждена она. Ещё в 2020 году все образовательные учреждения города научились проводить уроки дистанционно. И если министерство образования примет такое решение, то найдутся и подходящие интернет-площадки. Возможно, расширят функционал того же MAXа, в который сейчас дружно переходят все школы.

— Но вот не потеряем ли мы обратную связь с родителями – это большой вопрос, — опасается Лира Мурадян.
Фото: Pogiba Alexandra globallookpress.com
Фото: Pogiba Alexandra/globallookpress.com

Согласна с ней и завуч одного из частных лицеев Фрунзенского района, пожелавшая сохранить анонимность. Она отметила, что в её учебном заведении есть все необходимые технические возможности и богатый опыт онлайн-собраний, накопленный за время пандемии. Но коллектив принципиально отказался от виртуального формата.

— Мы работаем с детьми, и мы за живое общение, которое ничто не может заменить, — подчеркнула она.

Конечно, так хорошо укомплектованы далеко не все образовательные учреждения Северной столицы. Прежде чем затевать технологичные эксперименты, неплохо бы поставить в современное оборудование в достаточном количестве, поскольку сейчас большинство задач учителям приходится решать со своего личного телефона, посетовала в беседе с 78.ru Екатерина, преподаватель одной из школ на Петроградской стороне Екатерина.

— Вообще, все эти цифровые проекты — во многом дань моде, — добавляет педагог. — Часто их внедряют без особого смысла, и на моей памяти провалился уже не один. Дело не в технологиях, а в качественном обучении и воспитании. А для этого достаточно бумажного журнала, обычного дневника и искреннего общения с детьми и их родителями. Всё остальное — формальности, в том числе и общие собрания, ведь мы и так постоянно на связи в чатах, встречаемся лично по конкретным поводам. А что касается новаторских идей, то они сжигают уйму времени и сил преподавателей, которых в итоге не хватает ученикам.

Серьезным вызовом организация онлайн-трансляций может стать для старшего поколения преподавателей, считает Наталья, специалист по воспитательной работе школы в Кировском районе.

— Они настоящие профессионалы, но зачастую им сложно справляться с новыми технологиями, и мы рискуем потерять хороших учителей. С другой стороны, молодые коллеги уже давно решают текущие вопросы дистанционно, не тратя лишнего времени. Но всё же, родительские собрания должны проходить в очном формате, ведь после них всегда остается много людей, чтобы по душам поговорить о своих детях.
Другое по теме