Таблетки и медицинские изделия: насколько безопасно покупать их на маркетплейсах?

— В настоящее время БАДы и товары для здоровья занимают третье место по объёмам продаж на маркетплейсах. Эта категория прирастает каждый год и растёт очень-очень быстро.
По данным аналитики, которые можно найти в сети, только за первые четыре месяца 2025 года со складов маркетплейсов было продано:
- БАД — на 19,3 млрд руб.;
- медизделий — на 31,8 млрд руб.;
- косметики (исключая масс-маркет) — на 86,7 млрд руб.;
- безрецептурных лекарственных средств — на 2,2 млрд руб.
Здоровье в ассортименте
В категорию «Товары для здоровья» обычно включают несколько групп товаров. Все их можно встретить на маркетплейсах.
- БАД (биологически активные добавки) — комплексы природных и синтезированных активных веществ, которые призваны оптимизировать наш рацион и восполнить дефициты витаминов, минералов, аминокислот, белков, пищевых волокон и других нужных организму элементов. С юридической точки зрения БАДы относятся к пищевым продуктам, а не к лекарственным средствам. Это принципиальное отличие определяет особенности их производства, регистрации и реализации.
Собственно, строгих стандартов производства БАДов вообще не существует. А контроль качества заключается в оценке их безопасности для употребления в пищу (при соблюдении рекомендованной дозировки). В процессе регистрации БАДа производитель оформляет сертификат соответствия качества как подтверждение того, что внутри пачки или пузырька нет ядовитых, наркотических и прочих угрожающих здоровью веществ.
При разработке БАДов не проводятся научные исследования, а их эффективность не подтверждается клиническими испытаниями. Как итог — БАДы можно использовать как добавку к пище, которая (вероятно) поможет оздоровить организм. Но ими нельзя лечить заболевания.
По словам Елены Карлышевой, самые популярные разновидности БАДов сейчас — это комплексы для снижения стресса и для повышения иммунитета.
- Медицинские изделия, они же — изделия медицинского назначения. Это инструменты, аппараты, приборы и материалы, которые применяются в медицинских целях для профилактики, диагностики, лечения и реабилитации различных состояний организма. К медизделиям, в частности, относятся шприцы, термометры, стетоскопы, скальпели, эластичные бинты, перевязочные средства, тонометры, глюкометры, костыли, инвалидные коляски.
- Средства личной гигиены и ухода — в этот подраздел входят средства для ухода за полостью рта (зубные пасты, щётки, ополаскиватели), всевозможные моющие и дезинфицирующие средства для кожи, а также уходовая и лечебная косметика для лица, тела и волос.
На особом счету
Рецептурные и безрецептурные лекарства стоят особняком. С одной стороны, их, безусловно, можно отнести к товарам для здоровья. С другой, продажа таких препаратов связана с соблюдением строгих правил и зачастую возможна только в аптеках.
Важно понимать разницу между лекарственными средствами и БАДами. Их часто путают из-за внешнего сходства упаковки и одинаковых форм выпуска (и те, и другие могут быть в форме таблеток, капсул, драже, сиропов, порошков и т. д.). Но, в отличие от БАДов, для лекарств обязательны серьёзные доклинические и клинические исследования. Во время них изучается механизм действия препарата, доказывается его эффективность и выявляется возможная побочка. У лекарства всегда есть направленное терапевтическое действие, которое реализуется через понятный механизм — например, через активацию или блокировку конкретных клеточных рецепторов.
К продавцам лекарственных средств маркетплейсы предъявляют ряд строгих требований. В частности, они должны предоставить площадке копию лицензии на торговлю медицинскими препаратами. Ассортимент лекарственных средств на «Озоне» или WB пока сравнительно невелик. Это связано и со сложностями с размещением лекарств на сайте маркетплейса, и с необходимостью (в отдельных случаях) соблюдать определённые условия хранения, и с контролем реализации рецептурных препаратов.
Процедура покупки безрецептурного лекарства в большинстве случаев не отличается от покупки любого другого товара — его можно забрать на обычном ПВЗ. А вот заказ на рецептурные средства хоть и оформляется на маркетплейсе, но получить их можно только в аптеке, после предъявления рецепта.
Аптека или маркетплейс?
Где покупать товары для здоровья, зависит от того, что именно вам нужно.
Медицинские изделия, БАДы и косметику вполне можно приобретать на обычных маркетплейсах. Главное, чтобы выбранные товары не требовали особых условий хранения, которые просто невозможно обеспечить на обычных складах и в пунктах выдачи заказов.

— Когда мы приходим на ПВЗ, мы видим там обычные стеллажи, где заказы хранятся при той температуре, которая есть сейчас. Летом в помещении может быть жарко, зимой наоборот. Поэтому все товары, которые требуют специальных условий, конечно, на маркетплейсах недопустимо продавать и покупать.
«Капризную» продукцию и лекарственные средства лучше заказывать непосредственно на сайтах аптечных сетей или с помощью специализированных онлайн-сервисов (Здравсити, Еаптека, Аптека.ру и др.), которые работают как агрегаторы или аптечные маркетплейсы.
В отличие от обычных маркетплейсов такие платформы гарантируют соблюдение необходимых условий хранения и транспортировки препаратов. Кроме того, они предлагают максимально широкий ассортимент лекарств и других товаров для красоты и здоровья. Сотрудничество напрямую с производителями зачастую позволяет им устанавливать весьма привлекательные цены.
В качестве приятного бонуса у многих аптечных сервисов есть услуга онлайн-консультации фармацевта на случай, если у покупателя появились вопросы или сомнения. Готовые заказы можно забрать в аптеке по удобному адресу, а для безрецептурных препаратов обычно есть услуга курьерской доставки.
Доверяй, но проверяй
Все лекарственные средства, медицинские изделия, БАДы и даже косметика должны иметь соответствующие сертификаты, свидетельства о государственной регистрации, декларации соответствия и прочие документы, которые подтверждают их качество, безопасность, эффективность и т. д.
— Продавец обязан обеспечить свой товар всеми необходимыми по законодательству документами. И, выходя на маркетплейс, он должен все их загрузить на платформу. Но пока ещё есть вероятность того, что некачественные продукты могут попасть на маркетплейсы, я бы порекомендовала покупателям быть очень внимательными, когда они рассматривают карточки товара.
При оформлении карточки товара ответственные продавцы размещают фотографии имеющихся сертификатов, деклараций и регистрационных удостоверений прямо в фотогалерее. Также регистрационные номера часто можно найти в разделе с характеристиками товаров.

Все данные можно самостоятельно проверить в соответствующих онлайн-реестрах: например, в Едином реестре сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, Едином реестре свидетельств о государственной регистрации или Государственном реестре медицинских изделий. Если номер реальный, то система выдаст информацию о товаре.
— Если речь идёт о каком-то медицинском товаре, то в карточке обязательно должно быть это указано и дан регистрационный номер медицинского изделия. Если данной информации нет, то у вас есть все основания полагать, что это товар-подделка. Вы имеете полное право написать в поддержку маркетплейса, и он обязан принять меры. Маркетплейс даже может заблокировать такого продавца.
Если товар подлежит маркировке в системе «Честный знак» (а таких товаров становится больше буквально с каждым месяцем), то при получении заказа покупатель может дополнительно проверить его в системе. Для этого нужно отсканировать специальный код на упаковке с помощью телефонного приложения «Честный знак».
Что изменится в следующем году
— Государство подумало о нас с вами как о покупателях и ужесточает правила торговли на маркетплейсах. С 1 октября 2026 года любой товар, который имеет медицинское назначение или относится к категории лекарств/БАДов, можно будет разместить на маркетплейсе только после процедуры строжайшей сверки всех необходимых сертификатов и регистрационных документов. Эта обязанность ложится на саму платформу.
Нормы, о которых рассказала эксперт, прописаны в новом законе о регулировании платформенной экономики. Это первый документ, который на законодательном уровне упорядочивает деятельность цифровых платформ. Большое внимание в нём уделено контролю качества товаров, которые размещаются на маркетплейсах.

Прежде чем заключить договор с продавцом, платформы должны будут убедиться, что тот работает легально и состоит на налоговом учёте. Продавцу, при оформлении карточки товара, помимо общей информации уже в обязательном порядке нужно будет размещать сведения обо всех сертификатах, которые нужны для законной реализации продукции, об обязательном или добровольном подтверждении соответствия её качества, а также об исполнении требований по маркировке и о регистрации в информационной системе «Честный знак».
Маркетплейс будет проверять размещённую продавцами информацию с помощью государственных информационных систем (реестров), чтобы, среди прочего, не допустить продажи:
- биологически активных добавок, не прошедших государственную регистрацию;
- лекарственных препаратов и медицинских изделий, подлежащих регистрации, но не прошедших её;
- любых товаров, подлежащих государственной регистрации в соответствии с актами ЕвразЭС и законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», если в карточке нет информации о соответствующем регистрационном свидетельстве.
Если оператор найдёт в описаниях товаров нарушения — например, отсутствие необходимой информации или ложные сведения, — он вправе принять меры.
— Таким образом ничто не сможет попасть на маркетплейс без предоставления всех необходимых документов. Я считаю, что это очень хорошая история, которая защитит нас с вами и даст нам возможность пользоваться только безопасными товарами.
Новый закон вступит в силу с 1 октября 2026 года, то есть у маркетплейсов есть год для наведения порядка. Ну а пока потребителям стоит внимательнее изучать информацию о товарах — особенно если это товары для здоровья.