Обманул Данелию, боялся Гурченко и переименовал Ленинград: загадки Олега Басилашвили

Такого могли сделать только грузины
Необычная фамилия досталась Олегу Басилашвили от предков отца — грузинских крестьян. Правда, на исторической родине артист побывал уже в солидном возрасте.
— Несколько лет назад мы с двоюродной сестрой и её мужем поехали на его родину — в село Карби Цхинвальского района, — рассказывал Олег Валерианович. — Там вся деревня с фамилией Басилашвили, и все они приветствовали нас. При этом меня как артиста люди совсем не знали. Но, узнав, что приехали внук и внучка Ношревана Кайсосровича (это мой дед), собрались и устроили пир горой — такой, какой могут делать только грузины.
Детство мальчика прошло в Москве, в большой коммунальной квартире, и пришлось на самые тяжёлые военные годы.
— Все мы были как родные люди. Скандалы, разумеется, случались, но это были не склоки врагов в коммуналке, а просто семейные ссоры. Хорошо помню, как в войну все друг другу помогали, делились последним, — вспоминает актёр.
Война запомнилась страшным голодом, хотя будущего артиста с мамой и бабушкой эвакуировали в Тбилиси. «Но там было так же голодно, как и в Москве», — говорит Олег Валерианович.
«Актёр — это не профессия»
Решив стать артистом, юный Олег сильно расстроил отца — директора техникума, серьёзного и солидного человека. Узнав, что сын собрался поступать в театральный вуз, Валериан Ношреванович объявил, что отныне ни в чём не будет помогать непослушному отроку:
— Что это за профессия? Это проституция... Мужчина подкрашивает губки, глазки и выходит на сцену. Омерзительно! Ему уже за 40, а он всё мальчиков играет....
Спустя много лет отец увидел Олега на сцене и изменил своё мнение.
— Отец, посмотрев спектакль, пришел ко мне и сказал: «Беру свои слова обратно – ты занят действительно серьёзным делом». Это была самая высокая похвала в моей жизни, – вспоминает Басилашвили.
В школу-студию при МХАТе молодой человек поступил с первой попытки и был так счастлив, что мгновенно с головой окунулся в учебу. На гулянки и пьянки, признаётся Басилашвили, просто не оставалось времени.
— Мы работали как сукины дети, с 9 утра до 12 ночи, пахали до седьмого пота, и ни у кого ничего не получалось, кроме трёх человек: Жени Евстигнеева, Миши Козакова и Тани Дорониной — моей будущей жены… Никаких студенческих посиделок, разудалых «эге-ге» у нас не было. Хулиганства и безобразия не допускались. Студия МХАТ — это был своеобразный монастырь с очень суровой дисциплиной и жёсткими требованиями. Но, конечно же, и приключения всякие случались. Скажем, однажды мы с Витькой Сергачевым и Сашей Косолаповым в день стипендии поехали в ресторан почему-то в Химки. Взяли там коньяка, надрались пьяные, а когда пришла пора расплачиваться, выяснилось, что деньги мы забыли дома. И мне пришлось за ними ехать. А потом мы пешком шли в Москву. Ориентировались на зарево — нам казалось, что это столица. А это оказалось гигантской свалкой шлака, в который мы и провалились...

Три месяца перед пустым зрительным залом
Получив диплом актёра, Басилашвили получил направление в Сталинград. Молодой актёр очень не хотел уезжать из Москвы, однако ему всё же пришлось отправиться в Сталинградский областной драматический театр. Однако в другом городе новая смена оказалась никому не нужна:
— Три месяца походили по сцене перед пустым зрительным залом и попросили, чтобы нас отпустили. Никто не возражал.
Тогда артист с молодой женой, Татьяной Дорониной, решили переезжать в Ленинград, где их взяли в Театр имени Ленинского комсомола.
— Хорошее было время, — с удовольствием вспоминает Басилашвили. — Замечательный молодёжный театр: прекрасные свежие спектакли, благожелательная труппа, много интересных ролей.
Почему Басилашвили чуть не бросил БДТ
Вскоре обоих артистов пригласил к себе в БДТ Георгий Товстоногов. Правда, Дорониной сразу стало везти — ей поручали главные роли, и она справлялась с ними блистательно. Басилашвили же приходилось довольствоваться эпизодами: главреж его будто не замечал. Молодой артист глубоко переживал невостребованность и даже думал уйти из театра, но всё изменила одна лишь реплика великого Товстоногова.
Встретив как-то грустного актёра в коридоре, мэтр вдруг попросил его: «Не уходите — вы мне очень нужны!».
Позже Басилашвили, размышляя над этими словами, не исключал, что Георгий Александрович, возможно, просто хотел подбодрить упавшего духом подчинённого, но в тот момент эта фраза буквально заставила его воспрять духом.
— Со временем Товстоногов и на меня обратил внимание, стал давать разноплановые роли, и постепенно я освободился от комплекса неполноценности, — говорит артист.
Первой из звёздных ролей стала роль Хлестакова в «Ревизоре». После премьеры актёр проснулся звездой: в городе только и разговоров было о его невероятной игре. Однако именно эта роль навсегда рассорила его с другим замечательным артистом — Олегом Борисовым, который также было назначен на роль лже-ревизора в постановке. Товстоногов до самой премьеры не мог определиться, кто же из двоих будет играть, и это постоянно держало актёров в напряжении. «Это был жестокий эксперимент, пытка продолжалась около четырёх месяцев», — вспоминает актёр.

Лишь накануне спектакля он вынес вердикт — на сцену выйдет Басилашвили.
— Это оказалось очень тяжёлым моментом. У нас с Олегом были неплохие отношения, но по ходу репетиций они становились все более напряжёнными. Мне очень жаль, что так случилось. Олег Борисов интереснейший человек, прекрасный артист, я не хотел быть его оппонентом. И нас разлучила именно эта роль, — сетует Олег Валерианович.
В кино въехал на трёхколёсном велосипеде
За годы кинокарьеры Олег Басилашвили, без преувеличения, стал любимым артистом миллионов советских и российских зрителей. При этом мало кто знает, что свою актёрскую карьеру Олег Басилашвили начал совсем маленьким. Если внимательно пересмотреть комедию «Подкидыш» с неподражаемой Раневской, то в одном из эпизодов можно увидеть жизнерадостного малыша на трёхколёсном велосипеде. Это и есть Олег Басилашвили, будущий Самохвалов, Бузыкин и Воланд.
В школе Олег не оставлял попыток попасть на экран: он снялся в фильме «Красный галстук», но снова в эпизоде. И только в 22 года получил первую серьёзную роль — сыграл роль Андрея Андреевича в картине «Невеста».
После этого дебюта режиссёры стали всё больше внимания обращать на высокого красавца с не просто мужественной, а аристократичной, благородной внешностью. Вот как вспоминал о своём знакомстве с Басилашвили журналист Олег Сердобольский:
— Первое мое впечатление о нем было: очень красивый человек. Олег Валерианович во все времена, и сейчас тоже, очень красив соответственно своему возрасту. Это актёр-аристократ, который в чём-то напоминает своего замечательного учителя Павла Массальского, у которого он учился в Школе-студии МХАТ, — тот тоже был аристократом духа и аристократом по своей внешности...
В 1965 году Олег Басилашвили снялся в картине Абрама Роома «Гранатовый браслет»: в этой экранизации повести Куприна Олег Валерианович сыграл князя Василия Львовича Шеина, супруга главной героини, в которую страстно и безнадёжно влюблён анонимный поклонник. Об успехе этого фильма говорит хотя бы тот факт, что он вошёл в список самых популярных картин того года, не будучи при этом ни комедией, ни детективом — редкий случай для советского кинематографа.
А вот в «Возвращении "Святого Луки"» в 1970 году Басилашвили досталась отрицательная роль — ушлого мошенника, любителя красивой жизни и торговца антиквариатом Лоскутова. Этот образ артист воплотил мастерски: его герой получился поистине мерзким, но при этом крайне обаятельным.

К слову, изначально на эту роль планировали взять Иннокентия Смоктуновского, но тот в последний момент отказался, так что Басилашвили попал в картину практически случайно. Зато у художника по костюмам прибавилось головной боли: Олег Валерианович был намного крупнее субтильного Смоктуновского, так что накануне съёмок пришлось срочно всеми правдами и неправдами добывать «заграничный» гардероб для актёра — всё-таки его герой спекулянт и должен был одеваться хорошо.
Спустя три года режиссёры Владимир Краснопольский и Валерий Усков пригласили Басилашвили в свою картину «Вечный зов», и снова на отрицательную роль «аристократа»: артист сыграл офицера царской охранки, а в дальнейшем офицера абвера Арнольда Лахновского.
О съёмках у Олега Валериановича остались только светлые воспоминания, и во многом это была заслуга режиссёра Владимира Краснопольского.
— Это был очень хороший режисс`р, ищущий, добрый и порядочный. Никогда не позволял себе криков на съемочной площадке, никого не оскорблял. Всегда приходил полон кинематографическими идеями. С ним было интересно и хорошо работать, — вспоминал Басилашвили.
Кого хотел играть в «Служебном романе» Басилашвили
А в 1977 году на экраны вышел фильм, который мгновенно сделал Олега Басилашвили звездой советского кино и, как бы сейчас сказали, секс-символом всего СССР — это была комедия Эльдара Рязанова «Служебный роман». Карьерист, подлец и приспособленец Юрий Самохвалов в исполнении Басилашвили оказался невероятно харизиматичным и обаятельным.
К слову, на эту роль больше даже никого не пробовали: Рязанов чувствовал, что просто обязан отдать Самохвалова своему любимцу, тем более что Басилашвили не смог поучаствовать в предыдущей картине «Ирония судьбы, или С лёгким паром» — у актёра тогда умер отец и роль Басилашвили отдали его коллеге Юрию Яковлеву. Однако в картине есть своеобразный «привет» от Олега Валериановича — герой Андрея Мягкова выбрасывает из окна именно его фотографию, а не Яковлева.
Сегодня это кажется невероятным, но поначалу сам Олег Валерианович не хотел играть приспособленца — он мечтал о роли... Новосельцева. Сложно сказать, каким получился бы в его исполнении стеснительный Анатолий Ефремович, но всё же хорошо, что Рязанов сумел переубедить артиста: кто ещё смог бы так сыграть элегантного и властного Юрия Петровича?

Кстати, помните знаменитый эпизод, где Самохвалов хвастается Новосельцеву своей новой машиной — той самой, что чуть меньше малогабаритной квартиры? Так вот, эта сцена дорого обошлась «Мосфильму»: по сюжету герой Олега Валериановича должен был лихо проехать 100 метров, но тут выяснилось, что водить Басилашвили не умеет, да и машины у него никогда не было. Артист пообещал, что научится «по ходу дела», но во время поездки засмотрелся на проходивших мимо девушек и, перепутав газ с тормозом, эпично въехал прямо в киоск «Союзпечати».
Немало хлопот доставила режиссёру и сцена, где Новосельцев даёт пощёчину Самохвалову. Мягков никак не мог преодолеть себя и залепить Басилашвили убедительную оплеуху. Его долго уговаривали, актёр всё сильнее нервничал, и в конце концов, разозлившись, нанёс удар куда сильнее, чем рассчитывал. Именно этот дубль вошёл в финальный вариант фильма.
Светлана Немоляева, которая сыграла в картине влюблённую в Самохвалова Ольгу Рыжову, отзывается об Олеге Басилашвили как об идеальном партнёре:
— Это были очень яркие впечатления и замечательные дни. Я открыла для себя прекрасного партнёра и чудесного человека. И просто благодарю судьбу за то, что она свела меня с ним, потому что Басилашвили – очень яркая личность. Помимо того, что он очень талантлив, он ещё и замечательный, душевный человек. Мы с ним были очень дружны. Олег Валерианович обладает большим чувством юмора. И в каких-то перерывах, которые случались во время съемок, он меня постоянно смешил, и я все время хохотала.
Ради роли пришлось обмануть Данелию
Казалось бы, после «Служебного романа» за Басилашвили намертво закрепилось амплуа красивого мерзавца и самовлюблённого ловеласа. Каково же было удивление зрителей, когда спустя два года он сыграл неуверенного в себе, нерешительного рохлю-переводчика Бузыкина в картине Данелии «Осенний марафон»! К слову, и сам режиссёр вовсе не собирался снимать Олега Валериановича — просто не видел его в этой роли. Тогда ассистентка режиссёра Елена Судакова придумала хитрый ход...
Вот как вспоминал о той забавной истории актёр Юрий Кушнерёв:
— Мы курили у открытого окна в режиссёрском кабинете, который выходил на центральную площадку. Наш разговор был о неудачных пробах Олега. «Я его не так вижу», – убеждал нас Данелия. И тогда Лена спросила: «А какой, на ваш взгляд, должен быть Бузыкин?» В это время проходил человек в сером плаще с портфелем. «Вот такой», – показал на него Георгий Николаевич. Тогда наша ассистентка открыла окно и крикнула: «Басилашвили, вернись!»
Оказалось, что Судакова специально подговорила Басилашвили прогуливаться в образе нерешительного Бузыкина под окнами режиссёра. Данелия был покорён и тут же утвердил артиста на роль.

Правда, сами съёмки проходили непросто, прежде всего, с психологической точки зрения: важно было не «свалиться» в фарс и обычную комедию положений.
— Мы каждый раз останавливались и переделывали сценарий, когда начиналась «прохиндиада». Нам нужна была печальная комедия, — поясняет Олег Валерианович. — Мы тогда с Наташей (Гундаревой — прим. ред.) поняли, что настоящая любовь, если она приходит к человеку, это горе. Потому что течёт жизнь так-сяк, худо-бедно, но тебе не приходится насиловать себя и рядом с тобой существующего человека. Но вдруг на тебя сваливается эта громада-любовь, и ты не знаешь, что с ней делать. Ты понимаешь, что тебе приходится ломать и свою жизнь, и жизнь другого человека...
Почему Басилашвили не попал в «Гараж»
В 1980 году вышла новая картина Рязанова с Басилашвили — «О бедном гусаре замолвите слово». Тут артист предстал в привычном для себя образе негодяя графа Мерзляева, но снова сделал своего героя симпатичным и не лишённым человеческих чувств.
К слову сказать, к тому моменту Басилашвили прочно вошёл в когорту любимых артистов Эльдара Рязанова.
— Он скромен, застенчив, ему совсем не свойственна настырная напористость, он бессребреник, прекрасный муж и отец, добр, дисциплинирован, лишён какого бы то ни было самомнения, приветлив, расположен к людям, — не уставал хвалить своего фаворита мастер.
Они познакомились в 1974 году, когда режиссёр во время поездки в Ленинград пришёл в БДТ на спектакль «Мольер» — в постановке Олег Валерианович играл в паре с блистательным Сергеем Юрским. Рязанов так восхитился игрой Басилашвили, что прямо сказал ему: «Не понимаю, почему я не снимаю вас в своих комедиях». На что артист остроумно парировал: «Признаться, я тоже этого не понимаю».
— Небеса не поскупились, отпустив Басилашвили и высокий рост, и красивое лицо, и обаяние, и осанку, и благородство манер, и главное — замечательный актёрский талант. Я хотел ещё упомянуть и его стройную фигуру, но сдержался, зная, что в данном случае как раз заслуги природы нет никакой, а есть подвиг самого артиста, — вспоминал в своей автобиографической книге мэтр.
И действительно, Олег Валерианович всегда был предрасположен к полноте и одно время весил под 110 килограммов. Однако ради искусства он сел на жесточайшую диету и только благодаря железной выдержке смог «вылепить» нужное телосложение, без которого главные роли в фильмах ему не светили бы.

Между прочим, в знаменитом фильме «Гараж» Басилашвили тоже мог бы появиться, Рязанов был бы только рад. Но актёр продолжал жить в Ленинграде и почти каждый вечер был занят в спектаклях, так что оторвать его на целых полтора месяца на съёмки было просто нереально.
Эротическую сцену с Гурченко постыдно провалил
Зато в мелодраме «Вокзал для двоих» (1982) Эльдар Александрович использовал весь актёрский диапазон своего любимца, от комичного до трагичного. Его герой, пианист Платон Сергеевич Рябинин, которому вскоре предстоит суд за наезд на пешехода, застревает на промежуточной станции из-за ссоры с официанткой (Людмила Гурченко). Случайная встреча, начавшаяся как фарс, меняет судьбу обоих.
Интересно, что на площадке отношения между исполнителями главных ролей тоже сложились не сразу — Басилашвили вспоминал, что слегка побаивался Гурченко.
— Мы совершенно разные с ней. Нет, мы не ругались. Мне она казалась опытной львицей киношной, а я был довольно неуверенным в себе актером. Мы были друг с другом вежливыми, дружелюбными, но какой-то холодок между нами был, — признавался актёр.
Поначалу Олегу было сложно даже обнять партнёршу, а ведь по сценарию им нужно было и целоваться! Особенно сложно далась сцена в вагоне купе, по советским понятиям очень откровенная и даже эротическая:
— Я совершенно не понимал, как произносить этот текст. Дошло до того, что меня начали упрекать в непрофессионализме, и я просто ушёл со съёмочной площадки. Я решил, что меня снимут с картины, и вдруг через несколько дней меня вызывают на съёмку, и Люся мне протягивает текст, который она сама написала. Там буквально одни междометия, но это именно то, что было нужно, она меня прекрасно поняла. Мы отлично сыграли эту сцену, и я ей безумно за это благодарен. И с тех пор началось наше сближение...
Людмила Гурченко тоже вспоминала, что съёмки с Олегом Басилашвили поначалу не вызвали у неё никакого восторга:
— Сначала я даже не знала, как его отчество. Первый кадр: зима, финал картины, мы где-то в Люберцах, холод, ужас, 28 градусов. Обоим хочется в уборную. А это ж поле голое, гора. Он с одной стороны пописал, я с другой. А к концу картины это был родной человек...

Как Басилашвили досталась роль, предназначенная Жану Рено
В 2005 году судьба в виде режиссёра Владимира Бортко сделала патриарху советского кино очередной роскошный подарок: Басилашвили предложили сыграть Воланда в новой экранизации бессмертного романа Булгакова. После премьеры Бортко много ругали — мол, разве Воланд может быть таким старым? На что режиссёр неизменно отвечал — никто другой не смог бы передать его идею:
— Есть два способа делать кино. Первый — делать «чистое кино». И второй — рассказать историю. Этот второй тип кино мне ближе. Но для того чтобы рассказать историю, нужен суперартист. Вот почему Олег Басилашвили.
Правда, тут Владимир Владимирович немного кривит душой: сначала он хотел снимать в роли Воланда Олега Янковского или даже Жана Рено, но не сложилось.
Сам Басилашвили тоже не сразу дал согласие — как человек верующий, он опасался иметь дело со столь сложной тематикой:
— Честно говоря, мне тоже было немного не по себе, когда получил предложение сыграть Воланда. Все вокруг говорили: «Мистика! Бог вас покарает!» Тогда я как раз был в Киеве на гастролях, вот и решил пойти в только что восстановленный храм в Киево-Печерской лавре попросить у Бога разрешения сниматься в «Мастере и Маргарите». Прихожу, а храм закрыт. Делать нечего, зашёл в находящийся рядом. Стою. Вдруг подходит ко мне женщина. «А вы не хотите посмотреть восстановленный храм?» — спрашивает. «Мечтал об этом, только там закрыто», — говорю. А она мне: «Пойдёмте, вдруг пустят». И точно, только мы подошли, какой-то служка двери открывает: «Проходите». Я оказался в храме один и воспринял это как знак: мне разрешают...
Получилось или нет у Басилашвили создать образ Повелителя тьмы, зрители и критики спорят до сих пор. Сам артист подчёркивает, что вложился в эту роль на все сто процентов:
— Играя Воланда, я старался существовать в роли так, как это делали на сцене артисты старого Московского художественного театра. Когда атомы тела актёра перестраиваются в атомы персонажа и даже сердце начинает биться иначе. Нужно было, чтобы даже колено заболело — в память о влюблённой ведьме, сломавшей ногу...
Нужно отметить, что неприятности, которых на съёмках было, как и предвещали хейтеры, немало, не обошли и Олега Басилашвили. В самый разгар работы над картиной у него внезапно пропал голос: врачи диагностировали кровоизлияние в голосовых связках. К счастью, голос удалось со временем восстановить, но работать актёру ещё долго было очень непросто.

Брак с Дорониной скрывал от родителей
В молодости Олег Басилашвили был очень влюбчивым — сам признаётся, что мимолётных романов и свиданий было предостаточно. Но в какой-то момент он понял, что к одной из пассий дышит особенно неровно — ею оказалась признанная красавица курса Татьяна Доронина. Страсть была так сильна, что ещё не получив диплома, они скоропалительно поженились, даже не поставив в известность родителей.
— Это было на третьем курсе. Тане разрешили сняться в кино у Калатозова — в фильме «Первый эшелон». И она поехала на съемки в Казахстан. А я в это же время отправился на целину со студенческой бригадой. Мы оказались рядом. После окончания наших концертов приехал к ней, и мы там же поженились. На нашей свадьбе были Олег Ефремов и Коля Досталь. А домой я даже не написал ничего — боялся, что запретят, так как будут считать, что мне ещё рано обзаводиться семьей. И начнется скандал. А зачем мне он?
Когда близкие всё-таки узнали о браке, деваться им было уже некуда. Молодым выделили крохотную комнатку. Однако совместная жизнь получилась чрезвычайно тяжелая.
— У Татьяны Васильевны характер трудный, да и мой тоже с норовом, в общем, никто никому не уступал и слова в простоте не говорил. А я метался между двух огней — то туда, то сюда — и не знал, как быть дальше. Но жизнь сама распорядилась, — рассуждает Олег Валерианович.
Брак с Дорониной продержался семь лет. Постепенно жизнь в Ленинграде наладилась, супругам даже дали от БДТ отдельную квартиру. Но это не спасло их союз: пара всё реже проводила время вместе, разговаривать стало не о чем. Даже спустя много лет в рассказах Олега Басилашвили о первой супруге проскальзывают нотки обиды и горечи, хоть он и утверждает, что их союз просто изжил себя:
— Очевидно, с какого-то времени я как личность стал для Татьяны Васильевны неинтересен, она нашла более привлекательных людей, проводить время с которыми ей стало приятнее, чем со мной. Постепенно жена начала от меня отдаляться — не только в личном плане, но и в понимании принципов театральной работы, а также в общих взглядах на жизнь. В результате мы разошлись, оба были от этого счастливы и до сих пор сохраняем добрые отношения.

Секрет счастливого брака от Олега Басилашвили
После развода Басилашвили считался в Ленинграде не просто звездой театра, а ещё и завидным женихом: молодой (нет ещё и 30), одинокий, да ещё и с отдельной квартирой со всеми удобствами — по тем временам просто счастливый лотерейный билет. Но сам Олег нашёл свою избранницу не среди моделей и актрис, а на Ленинградском телевидении: Галина Мшанская работала там музыкальным редактором.
Этот брак оказался не только счастливым, но и удивительно долговечным: супруги вместе уже 60 лет, и во многом это заслуга именно Галины Евгеньевны.
— Мы прожили вместе уже очень много лет, у нас две дочери, и я могу сказать только одно: наш дом согрет Галиным теплом. Я за ней как за каменной стеной, она мой настоящий друг, всегда готовый поддержать, прийти на помощь. И уверенность в этом меня согревает. Галя — очень добрый, порядочный и честный человек, — утверждает Олег Басилашвили. — И я очень благодарен судьбе за то, что на протяжении стольких лет Галя терпит мой дурной характер, мою вспыльчивость и прощает мне всё.
Дочери супругов не стали актрисами, а пошли по материнской линии: Ольга Мшанская тоже работает на петербургском телевидении, Ксения также журналист.
К слову, ни в одном интервью актёр ни разу не обмолвился, что старшая дочь Ольга ему неродная: как проговорилась однажды актриса Ольга Волкова, она появилась в предыдущих отношениях Галины Евгеньевны. Однако Олег Валерианович сразу принял девочку и воспитывал как свою. В обеих наследницах Олег Басилашвили души не чает и не делает между ними никаких различий:
— Конечно, обеих моих девочек я всем сердцем люблю. Скажу, не хвастаясь: дочки у меня — девчонки очень хорошие. Вот только жаль, что прошло время их детства — это были мои самые счастливые, хотя и невероятно трудные годы. Денег нет, жратвы никакой, штаны приличные и те отсутствуют, на ботинках подошвы отклеились… Ночами замачиваешь подгузники и пелёнки, потом стираешь их, потом гладишь с двух сторон, потом бежишь к молочной матери, потом прибегаешь домой и кормишь. И плюс к этому 28 спектаклей в месяц, да надо ещё и на какие-то халтуры успеть, чтобы заработать хоть что-то…
И действительно, вопреки своему экранному образу избалованного ловеласа и денди, в быту Олег Валерианович совершенно неприхотлив: когда девочки были маленькими, он не только готовил им обеды, но и стирал бельё, не считая никакую домашнюю работу зазорной для мужчины. А когда у младшей появились свои дети, Мариника и Тимофей, Басилашвили с удовольствием погрузился в роль дедушки. По слухам, у внучки актёра неплохие актёрские данные, так что кто знает — может быть, скоро в нашем кино появится ещё одна звезда.

По словам артиста, в отличие от своего героя Самохвалова, он так и не скопил никаких богатств — у него нет счетов в заграничных банках, роскошных машин и драгоценностей. Единственное, на что удалось заработать — это большой загородный дом в Репино, но и его строили почти полтора десятка лет. Зато теперь это любимое место для всей семьи артиста, сюда часто приезжают дочери с внуками, друзья и коллеги Олега Валериановича.
Хвалил Ельцина и вернул Петербургу историческое название
В 90-х годах Олег Басилашвили, будучи неравнодушным человеком, стал делегатом съезда народных депутатов и много лет подряд активно участвовал в общественной жизни города и страны. За годы своего депутатства и общественной деятельности он зарекомендовал себя как принципиальный не умеющий приспосабливаться и кривить душой человек.
Тем не менее, некоторые высказывания Олега Валериановича ему до сих пор припоминают: например, он в целом положительно оценивал политику Бориса Ельцина, а девяностые годы назвал «святыми».
При этом мало кто вспоминает, что Олег Басилашвили, помимо своих прекрасных актёрских работ, сделал ещё один бесценный подарок россиянам и особенно петербуржцам. Именно он был одним из тех, кто вернул городу его историческое название, более того, считается инициатором этой идеи: на одном из заседаний совета народных депутатов поставил на голосование вопрос о переименовании Ленинграда в Санкт-Петербург.
— Впервые я увидел Петербург в 1945 году, — рассказывает народный артист. — Прошло два военных года после блокады, в городе ничего не успели сделать. Но я был по-детски им потрясён и ошарашен. Три окна старой питерской квартиры выходили в небо, вдали виднелась игла Адмиралтейства. Улицы — стройные, дома — насквозь прокопчённые после блокады, абсолютно чёрные. Чернота даже придала им особый урбанизм. Помню, как в Исаакиевском соборе, куда мы пришли, были отперты двери и из него валил пар, хотя на дворе стоял июль. Собор насквозь промёрз за блокадные годы, и накопившаяся изморозь выходила клубами пара в июльскую жару. Питерские трамвайчики — тупорылые, красно-белые, с вагончиками-"американками" — также произвели на меня неизгладимое впечатление. Люди сидели на деревянных скамейках напротив друг друга, а не по-московски, в затылок. Эрмитаж — совершенно пустой. Я тогда занимался живописью, и шедевры, которые я увидел в гениальных декорациях Растрелли, и мостик, перекинутый через Лебяжью канавку, — от всего этого можно было с ума сойти...
Олег Басилашвили — несомненно, редкий тип человека и артиста, который, не будучи рождён в Петербурге, стал не только одним из его главных символов, но и плотью от плоти города, его умом, честью и совестью. Убедиться в этом до недавнего времени можно было в БДТ — последние 15 лет он, несмотря на преклонный возраст, в паре с великой Алисой Фрейндлих выходил на сцену в бесподобной постановке Андрея Прикотенко «Лето одного года».

Купить билеты на постановку было практически нереально: поклонники разбирали их в считанные секунды после начала продаж. Это ли не лучший показатель искренней любви и уважения к артисту? Увы, накануне стало известно, что легендарный спектакль сняли с репертуара, так что он останется только в памяти и сердцах зрителей.
К слову, имя Басилашвили уже увековечено: в 2012 году в честь Олега Валериановича назвали не улицу и не город, а целый астероид — и теперь где-то в космосе, за миллионы километров от нас летит на бешеной скорости «звезда по имени Басилашвили».