«Я играю, не торгую телом»: судьба Клаудии Кардинале, пережившей насилие и любовь Делона

24 сент, 07:09
Михаил Садчиков-младший
Клаудию Кардинале считали одной из самых красивых актрис в истории мирового кинематографа. Её поклонниками были Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, влиятельные политики, бизнесмены и миллиардеры. 23 сентября она скончалась в окружении родных и близких. 78.ru перелистывает биографию Клаудии Кардинале.
Коллаж 78.ru: Jean-Marc Quinet; CAP/MFS/globallookpress.com, unsplash.com, flaticon.com/Icongeek26

Причина смерти Клаудии Кардинале

Актриса скончалась на 88-м году жизни. По предварительным данным, причиной смерти Клаудии Кардинале стала продолжительная болезнь и возраст. Она умерла вечером 23 сентября в пригороде Парижа — французском городе Немур, где у неё был большой дом.

«Она оставила нам наследие свободной и вдохновенной женщины», — рассказала французским СМИ актриса Лорана Самри.
Фото: Insidefoto/globallookpress.com

Биография Клаудии Кардинале

Клаудия Кардинале родилась 15 апреля 1938 года в Хальк-эль-Уэде (Ла-Гулетте) — это небольшой город в Тунисе, который в то время принадлежал Франции. Её мать Иоланда Треко воспитывалась в семье сицилийского мастера-корабела, а отец Франческо Кардинале был связан со строительством.

Немногие знают, но настоящее имя актрисы — Клод Жозефин Роз Кардинале. Кроме дочери в семье были и ещё дети — сестра Клаудии и два её брата. Младшая дочь Кардинале также попробовала себя в актёрской профессии, но добиться такой славы, как у Клаудии, ей не удалось.

Родители были строги к детям, а когда Клаудия пошла в школу, то увидела там жёсткий распорядок и правила, которые нужно было неукоснительно соблюдать. В подростковом возрасте у будущей актрисы начались проблемы, так как у неё прорезался бунтарский характер из-за чего она регулярно оказывалась в неприятных ситуациях. Но как же такая непоседливая девочка смогла добиться таких высот? Помог случай.

Фото: Keystone Pictures USA globallookpress.com
Фото: Keystone Pictures USA/globallookpress.com

Когда Клаудии было 14 лет, то её приметил режиссёр Рене Вотье, который искал школьницу с восточной внешностью для документальной картины «Золотые кольца», посвящённой сицилийским морякам. Он приехал именно в ту школу, где училась Клаудия и познакомился с красавицей. Подросток сразу произвела впечатление на режиссёра, но при этом становиться актрисой она не стремилась. И поэтому Вотье пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить её согласиться на участие в съёмках.

А все потому, что в юности она мечтала о другой профессии — и хотела стать учительницей-миссионером, чтобы обучать детей Африки чтению и письму. Но все изменилось, когда Клаудия победила в местном конкурсе красоты, главным призом которого стало путешествие на знаменитый Венецианский кинофестиваль.

Карьера Клаудии Кардинале

Поездка в Венецию стала для молодой девушки судьбоносной. Вдохновившись атмосферой мирового кино, она переехала в Рим, чтобы поступить на актёрские курсы при Экспериментальном центре кинематографии. Её наставник познакомил девушку с представителями студии Vides.

После пробных съёмок студия сразу предложила ей контракт на семь лет. Согласно условиям соглашения, актриса должна была регулярно сниматься в фильмах компании, преимущественно во второстепенных ролях. Однако договор включал и строгие ограничения: нельзя было менять причёску, полнеть и выходить замуж.

— Я больше не была хозяином собственного тела и своих мыслей. Даже разговор с другом о чем-либо, что могло как-то поколебать мой публичный образ, был рискованным, ведь если бы это попало в публикации прессы, у меня были бы проблемы. Всё было в руках Vides, — рассказывала актриса позднее.
Фото: Keystone Pictures USA ZUMAPRESS.com globallookpress.com
Фото: Keystone Pictures USA/ZUMAPRESS.com/globallookpress.com

В начале своей карьеры Клаудия Кардинале сыграла в картинах «Злоумышленники, как всегда, остаются неизвестными» Марио Моничелли и «Проклятая путаница» Пьетро Джерми. Но настоящую славу ей принёс фильм «Красавчик Антонио» Мауро Болоньи с Марчелло Мастроянни. Далее последовали сплошь хиты, например, «Ла Вьячча», где её партнёром стал Жан-Поль Бельмондо и культовый фильм Лукино Висконти «Рокко и его братья», где она снялась с легендарным Аленом Делоном.

Другой культовый фильм с её участием назывался «Леопард» — это была экранизация романа Джузеппе Томази ди Лампедузы. Премьера состоялась в 1962 году, а уже через год картина была удостоена главной награды Каннского кинофестиваля. Именно после этого успеха Кардинале получила приглашение в Голливуд.

Свою первую роль в американском кино актриса исполнила в 1963 году в ленте Блейка Эдвардса «Розовая пантера», где партнёрами по съёмочной площадке стали Питер Селлерс и Дэвид Нивен. Кардинале сыграла русскую княжну с комической слабостью к алкоголю.

В том же году на экраны вышла ещё одна работа с её участием — фильм Федерико Феллини «Восемь с половиной». Лента носила во многом автобиографический характер и стала вершиной творческого пути режиссёра, которую он бы не покорил, если бы не Кардинале.

В 1965 году Клаудия Кардинале снова оказалась на съёмочной площадке у Лукино Висконти — она исполнила роль в фильме «Туманность звезды Большой Медведицы», продюсером которого выступил Франко Кристальди. В том же году актриса была удостоена национальной премии «Серебряная лента» за игру в картине «Невеста Бубе».

Спустя несколько лет Кардинале снялась в культовом вестерне Серджио Леоне «Однажды на Диком Западе», где её партнёрами стали Чарльз Бронсон и Генри Фонда. А в 1968 году актрису отметили наградой «Давид ди Донателло» за участие в фильме «Сова появляется днём».

Фото: CAP MFS globallookpress.com
Фото: CAP/MFS/globallookpress.com

В 1969-м Кардинале сыграла в международном проекте Михаила Калатозова «Красная палатка», где её партнёрами стали Шон Коннери, Юрий Визбор, Никита Михалков, Донатас Банионис и другие.

Критики спорили, почему же Кардинале так и осталась европейской актрисой, а не стала полноценной голливудской звездой?

— Одни считают, что Кардинале не хотела учить иностранные языки и на съёмках просто заучивала непонятные реплики на слух. По другой версии, её супруг не желал отпускать актрису в Америку. В итоге те возможности, которые могли достаться Клаудии, перешли к другим европейским звёздам — в частности, к Софи Лорен, — пишут эксперты кино.

Но ей хватало работы и без Голливуда. В 1971 году Клаудия Кардинале вместе с Брижит Бардо появилась в фильме «Нефтедобытчицы» — комедийном вестерне, где главными персонажами стали женщины. В 1977-м актриса приняла участие в масштабной работе Франко Дзеффирелли «Иисус из Назарета».

В дальнейшем Кардинале получила приглашение сыграть в драме Анри Вернёя «Майрик», посвящённой теме геноцида армян. Ей досталась роль женщины, пережившей трагические события. Для подготовки к съёмкам Клаудия изучала архивные материалы. После работы её мечтой была поездка в Армению и посещение горы Арарат.

— После спагетти вы — самое счастливое изобретение Италии, — писали критики.

В 90-е актриса продолжала активно сниматься — практически каждый год с её участием выходила одна картина. Самой заметной работой стал проект «Сын Розовой Пантеры». В 2002-м она приняла предложение Клода Лелуша и снялась в комедии «А теперь, дамы и господа». В конце 2000-х вышел документальный фильм под названием «Я, Клаудия. История одной итальянки», который считается её исповедью. В 2008-м она получила орден Почётного легиона. В её копилке также есть награды орден «За заслуги перед Испанской Республикой», а также звание командора ордена Искусств и литературы. Имеется у звезды и российская награда «Золотой орёл» за вклад в мировой кинематограф.

— Проявления её божественной сексуальности сочетаются с более мистическими иконографическими ассоциациями, что позволяет показать прогресс от проститутки к устроительнице города, от блудницы к матери, от грешницы к символу Америки — шлюхе с золотым сердцем, — писал биограф Серджио Леоне Роберт Камбоу.
Фото: imago stock&people globallookpress.com
Фото: imago stock&people/globallookpress.com

Историки кино также отмечают, что Клаудия Кардинале много выступала и как модель — и нередко украшала обложки различных изданий, в том числе и пикантных для того времени. Сама актриса отмечала, что её красота всегда была натуральной, она никогда не ложилась под нож пластического хирурга.

— Мне никогда не казалось, что скандал или душевное обнажение необходимы для актрисы. Я никогда не показывала себя или своё тело в фильмах. Тайна очень важна, — говорила Клаудия.

Ещё одна попытка покорить Голливуд у актрисы была в начале 2010-х, когда она снялась в картине «Римские свидания» с Сарой Джессикой Паркер. Работа велась в Тоскане и Риме.

Последние картины, в которых принимала участие Кардинале, вышли в 2020-м — это фильм «Город мошенников», а также в 2022-м — проект назывался «Остров прощения».

Личная жизнь Клаудии Кардинале

Одна из самых красивых актрис мирового кинематографа всегда была окружена мужчинами. Возможно, её жизнь сложилась бы иначе, если бы в 1955 году она не пережила изнасилование, которое произошло в Тунисе.

Девушка позже вспоминала, что была влюблена в молодого человека, но не могла с ним познакомиться. И тогда её случайно пригласили на вечеринку, где должен был оказаться это парень. Как выяснилось, всё было подстроено — и там над будущей звездой кино надругались. Через несколько недель она узнала, что беременна.

Помощь в этой ситуации оказал продюсер Франко Кристальди, возглавлявший кинокомпанию «Ведес». Он настоял на том, чтобы Клаудия сохранила ребёнка, но для того, чтобы скрыть все, отправил её рожать в Лондон. Там на свет появился сын актрисы, которого назвали Патрицио (Патрик).

Ален Делон  Фото: CAP MFS globallookpress.com
Ален Делон/ Фото: CAP/MFS/globallookpress.com

Чтобы скрыть правду о внебрачном ребёнке, официально мальчика записали сыном сестры Клаудии — Иоланды. До восьмилетнего возраста Патрицио считал её своей матерью. Когда же правда вскрылась, он пережил тяжёлую обиду и надолго прервал отношения с Клаудией. В это время актриса уже активно строила карьеру и жила с Франко Кристальди.

Уже после Клаудия поняла, что была игрушкой в жизни Франко, который не любил её, а скорее преследовал и делал звезду для того, чтобы заработать побольше денег. Она снималась в 5-6 картинах в год (!), а 90% денег отдавала мужу.

— Я никогда не чувствовала себя по-настоящему его спутницей жизни: мы с ним не были на равных. Я оставалась облагодетельствованной им Золушкой… За оказанную мне помощь я должна была превратиться в вещь, лишиться собственной воли и способности принимать самостоятельные решения, — говорила Кардинале.

Затем, когда она стала звездой, то все пытались поймать её на романах с партнёрами. Масла в огонь подлило и интервью Алена Делона, в котором он признался, что даже поспорил, что соблазнит её. Но Клаудия была неприступной крепостью.

— Ален Делон был чрезмерно самовлюблен, Мастроянни слишком уж «шикарным», а Марлону Брандо просто никто не отказывал, возможно, я была первой и последней, — говорила актриса.

Позднее в личной жизни Кардинале появился новый избранник — режиссёр Паскуале Скуитьери. От него она родила дочь, назвав девочку Клаудией в свою честь. В начале 1980-х актриса вместе с дочерью переехала во Францию и обосновалась в Париже, тогда как Скуитьери остался в Риме. Их отношения строились на расстоянии и продлились около двадцати лет.

— Оказалось, для того чтобы сохранить брак, необязательно видеться каждый день — достаточно перезваниваться по десять раз в сутки. Наверное, мы с Паскуале просто оба любим побыть в одиночестве, но всё равно нуждаемся друг в друге… Судя по тому, что я ни разу в жизни не была замужем официально, можно сделать вывод, как я отношусь к браку. Может быть, я подписала в своей жизни слишком много разных контрактов для съёмок в кино, и мне совершенно не хотелось подписывать ещё хоть один, касающийся моих отношений с мужчиной. Мне всегда хотелось максимальной свободы, и я в результате ею наслаждаюсь, — объясняла свою жизнь с мужем актриса.
Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Последние годы жизни Клаудии Кардинале

Клаудия Кардинале активно участвовала в общественной деятельности. Она сотрудничала с ЮНЕСКО, выступая членом организации, занимающейся вопросами защиты прав женщин. Под её руководством удалось организовать несколько проектов по охране окружающей среды. Кроме того, актриса всегда активно боролась с проблемами здравоохранения, включая борьбу с опасными инфекциями, такими как ВИЧ/СПИД.

В последние годы жизни актриса жила в пригороде Парижа и мало общалась с прессой. В 2023-м она появилась на премьере фильма, а затем тихо доживала свой век — ухаживали за звездой дети и внучка Люсиль. Сама себя она называла «французской итальянкой».

Другое по теме