Осталось одно название: Речной вокзал в Петербурге ждёт перестройка

Неву будут углублять
О судьбе Речного вокзала напомнила депутат ЗакСа Марина Шишкина во время нулевых чтений городского бюджета. Она обратилась к оператору пристани — «Агентству внешнего транспорта» (СПб ГКУ «АВТ»), и выяснила, что реконструкцию причалов на проспекте Обуховской Обороны намерены включить в Адресную инвестиционную программу уже на следующий год.
— Запрос я отправила по просьбе горожан, в том числе — бывших работников и ветеранов Северо-Западного пароходства. Они выражали обеспокоенность состоянием причалов и сопровождающей инфраструктуры. По данным специалистов, построенный в конце 60-х–начале 70-х годов советский комплекс нуждается и в текущем ремонте, и в модернизации — в соответствии с параметрами современного речного флота. Круизным судам последних поколений требуется причальная инфраструктура другого формата, — отметила Шишкина в своем Телеграм-канале.
Как рассказали в ГКУ «АВТ», на Речном вокзале действительно сделали техническое обследование и по результатам ограниченную эксплуатацию пристани продлили вплоть до 2029 года. Тем не менее, комплекс остро нуждается в масштабной реконструкции. Согласно предпроектной документации, здесь предстоит провести полную разборку причалов, обновление всех гидротехнических сооружений и инженерных коммуникаций, предназначенных для обслуживания флота. Также собираются углубить акваторию, скорректировать положение швартовных устройств и восстановление отметок дна. Всё это в перспективе позволит принимать больше судов, а главное, даст возможность останавливаться крупным кораблям нового поколения, которые до сих пор заходить сюда не могли.
По предварительным подсчётам, такой солидный объём работ обойдётся городу примерно в 2 млрд рублей. Но чтобы определить точную стоимость и детализировать перечень задач, ещё предстоит этап проектирования. К нему в Агентстве намереваются приступить в следующем сезоне, а весь ремонт завершить в 2028 году.
При этом оператор обещает, что всё будут делать поэтапно: причалы закрывать не станут и сотни тысяч туристов по-прежнему смогут отправляться в путешествия от Речного вокзала. Вот только о том, что отплывают они от пустой набережной проспекта Обуховской Обороны, а от Речного вокзала осталось лишь гордое название, в администрации стараются лишний раз не вспоминать.
Вокзал снесли, осталась только стенка
Речной вокзал в Ленинграде начали строить сразу после запуска Волго-Балта. Новые водные маршруты, больше туристов – нужен достойный терминал. Проект по тем временам получился роскошный. Комплекс зданий в стиле советского модернизма террасой поднимался от гранитной набережной. Причал с пассажирской галереей, широкая лестница и плоская конструкция самого вокзала. На фасаде установили скрытые источники света, что создавало эффект светящейся, словно парящей в воздухе плиты. Плоские крыши строили как видовые террасы и площадки для летних кафе. Зимой помещения тоже не должны были пустовать: здесь рассчитывали проводить художественные выставки и концерты. А доминантой всего ансамбля стала 16-этажная гостиница, открывшаяся в 1974 году.
Комплекс передали в управление Ленинградского пассажирского порта Северо-Западного речного пароходства, и каждую навигацию отсюда исправно уходили суда в Москву и Астрахань, и, конечно, в традиционные круизы по Волге и по Карелии. Так продолжалось вплоть до 90-х, а дальше началась неразбериха. Порт акционировали, и от речного терминала предприятие предпочло избавиться. Здания кочевали из рук в руки. В них собирались открывать то бизнес-центр, то новый отель, то ресторан. Общественность во главе с Союзом архитекторов Петербурга активно сопротивлялась таким инициативам и просила признать ансамбль памятником регионального значения. Но из этой затеи в итоге ничего не вышло. Вокзал по большей части пустовал и постепенно ветшал. Наконец его вместе с гостиницей выкупила строительная компания «Мегалит», чтобы просто снести и поставить гигантский жилой дом прямо на берегу Невы.

К счастью, сама причальная стенка тогда уцелела и здесь продолжали швартоваться теплоходы. Правда, не так давно город чуть не потерял и её. Это было громкое и загадочное дело.
Как Петербург чуть не лишился причала для речных судов
В 2019 году ярославская компания «Анхель», арендовавшая пристань последние пять лет, решила её приватизировать, воспользовавшись правом преимущественного выкупа. Однако Смольный настаивал, что объекты речного порта должны остаться в распоряжении администрации.
Тяжбы длились около двух лет и в конце концов суд вынес решение в пользу бизнеса. Раз пассажирский терминал и почти вся сопутствующая инфраструктура разрушены, то и называть оставшийся объект портом нельзя. Фактически это просто пристань, а значит, её, как и любую другую, вполне может выкупить частная компания.
Постановление арбитражного суда гласило: «Причал может считаться портовым лишь в случае, если он является составной частью комплекса сооружений, которые оборудованы и обустроены для обслуживания пассажиров и судов… Испрашиваемые причалы не являются объектами порта, который отсутствует по спорному адресу».
А вот затем случилось неожиданное. Победивший вчистую «Анхель» пошёл на мировое соглашение с городом и по собственной воле отказался от своих претензий. В результате вся причальная стенка осталась в собственности Петербурга и была передана в оперативное управление Агентству внешнего транспорта.
Ещё несколько лет пристань практически пустовала. В период пандемии круизный пассажиропоток упал до скромных 45 тыс. человек за весь сезон. Для сравнения, в 2024 году это было уже около 185 тысяч. Наложил свой отпечаток и затянувшийся период судебных разбирательств, а затем и процедура передачи от частного оператора в управление городскому агентству. Причальная стенка тогда оказалась просто не готова к обслуживанию судов. Проблемой стало даже организовать элементарную заправку питьевой водой и уборку мусора. Вот и приходилось теплоходам ютиться на небольших соседних стоянках — в «Уткиной заводи» и на Соляном причале.
Но надо отдать должное Агентству внешнего транспорта. За пять лет ему удалось отладить работу и провести необходимый ремонт. Более того, недавно здесь установили модную зарядную станцию для судов на электрической тяге. Таких в Петербурге всего две, правда, и прогулочный электрокораблик по Неве курсирует пока только один.

Куда могут перенести Речной вокзал
Несмотря на все перипетии, сегодня пристань у «Пролетарской» вернула себе статус основного места стоянки круизных теплоходов в Северной столице.
— Речной вокзал с 2024 года принимает свыше 90% всех судов, которые следуют по туристическим маршрутам в направлениях Ладожского и Онежского озёр, по Волго-Балтийскому водному пути в направлении Москвы и в города, расположенные на Волге, Каме и Дону, — отмечают в АВН.
Действительно, по итогам предыдущей навигации популярность причалов на Обуховской Обороны выросла сразу в два раза. Из 445 судозаходов 372 были сделаны именно сюда. Соответственно, на «Уткину заводь» и Соляной причал пришлось меньше сотни швартовок.
В этом сезоне результаты тоже впечатляют. Уже до середины июля к пристани подошло более 150 судов, что почти на 30% больше прошлогодних цифр. До конца навигации оператор ожидает порядка 460 судозаходов и, соответственно, около 200 тыс. путешественников.
Казалось бы, вокзал уже просто необходим. Только для его строительства места на набережной Обуховской Обороны уже нет. Поэтому регулярно обсуждается идея перенести порт со всей инфраструктурой в другое место. Ещё в 2017 году Смольный анонсировал, что новое здание и с причалами разместят недалеко от Большого вантового моста. Проект оценили в 2,5 млрд рублей и, вроде бы, у него даже имелся инвестор. Однако выяснилось, что территория на левом берегу Невы попадает в зону санитарной охраны городского водозабора.
Позже рассматривали варианты воплощения проекта в районе действующих «Уткиной заводи» и Соляного причала. Но собственники пристаней её не поддержали.

Последняя задумка — перепрофилировать «Морской фасад». В результате пандемии и санкций международный порт Петербурга простаивает уже много лет. Последний большой круизный лайнер заходил сюда в 2019 году. Поэтому инфраструктуру порта подумывают передать речным судоходным компаниям. Во всяком случае, об этом говорил губернатор Александр Беглов еще на ПМЭФ-2024. Более конкретных планов пока, похоже, нет.