Вежливо, но настойчиво: питерские бары продолжают сопротивляться закону о «наливайках»

Ударим формализмом по коррупции
В прошлом месяце предприниматели уже собрали и передали в администрацию боле 11,5 тысяч подписей, но поток поддержки не прекращается. Как отметили участники группы «Вежливые бары» в своем Telegram-канале:
— После появления сюжетов о переданном губернатору обращении к нам стали приходить недовольные гости. Недовольны они тем, что не зашли вовремя и не успели оставить свою подпись, требуют учесть и их мнение.
Инициаторы акции подчёркивают, что они не просто борются за свой бизнес, на который многие потратили годы жизни. Они обращают внимание на нарушение самой процедуры принятия закона об ограничении продажи алкоголя в жилых домах. Напомним, что его утвердили в конце мая, причём на удивление оперативно. После года жарких дискуссий городской парламент назначил внеочередное заседание и согласовал документ сразу во втором и третьем чтении. В тот же вечер его подписал губернатор Александр Беглов.
Но самое интересное, что буквально за пару дней до финального обсуждения в законе неожиданно появился пункт о том, что алкоголь вообще нельзя будет продавать во всех точках общепита с площадью клиентского зала менее 50 кв. метров. Документ вступает в силу 1 сентября и за нарушение новых правил владельцам грозит административная ответственность вплоть до отзыва лицензии.
Именно формальные требования к метражу ставят под удар сотни заведений, особенно в историческом центре. Ведь если на посадочные места нужно отвести 50 квадратов, а есть ещё барная стойка, кухня, прочие технические и служебные помещения, то общая площадь должна составлять, как минимум, 100–120 м2. А таких обширных территорий на первых этажах старых зданий не так уж много, и перепланировку там устраивать довольно сложно, поскольку большинство из них считаются памятниками культурного наследия.
Таким образом, подавляющая часть атмосферных авторских баров на Рубинштейна, Жуковского и Некрасова, которыми так славится Северная столица, под новые критерии скорее всего не подойду, и соответственно, потеряют право на продажу спиртного.
Однако один из инициаторов закона, депутат ЗакСа Денис Четырбок, настаивает на том, что такой унифицированный подход — единственно верный и справедливый:
— Важно понимать, что у нас более 3,5 тысяч заведений. Мы не можем вручную оценивать, какие бары хорошие, а какие плохие. Это коррупционный подход, который ни к чему хорошему не приведёт. Поэтому мы и разработали объективные критерии. Пять критериев, которые всем известны. Более того, появится реестр заведений, чтобы исключить человеческий фактор. Не нужно будет перемерять барные стойки и посадочные места. Уполномоченный орган проверит заведение один раз. Если оно соответствует критериям, его внесут в реестр, — цитируют депутата «Вежливые бары» на своем ресурсе.
Как попасть в реестр?
А вот когда появится тот самый реестр ресторанов, который и определит, кому можно торговать алкоголем, пока доподлинно не известно. К его формированию комитет по промышленной политике и торговле (КППИТ) ещё даже не приступил, хотя закон вступает в силу буквально через пару недель.
Заявки на место в заветном списке начнут принимать как раз 1 сентября. Предполагается, что сама процедура будет напоминать подачу документов на лицензию. Главное, чтобы предприятие отвечало всем требованиям. А это, помимо клиентского зала площадью 50 метров, ещё и наличие отдельного входа со стороны фасада, туалетов для персонала и посетителей, кухни со штатом сотрудников от пяти человек. Кроме того, должен быть подписан договор с охранной фирмой и оборудована тревожная кнопка.
Как обещают в КППИТ, все, кто вовремя оформит заявку, автоматически будут включены в реестр на месяц. В это время их будут проверять, а штрафы выписывать не станут. Ну а дальше всё зависит от решения чиновников: не появится нареканий — можно продолжать работу, если требования нарушены — никакого алкоголя, во всяком случае, после 23.00.

Начать «фильтрацию» собираются именно с баров, поскольку претензий к ним больше, чем к большим ресторанам. К заведениям с хорошей репутацией обещают проявить гибкость и сразу лицензию не отнимать. Им предложат внести изменения: перепланировать служебные помещения в зал обслуживания, уменьшить барную стойку, нанять официантов и тому подобное. По крайней мере, глава комитета по промышленной политике Александр Ситов в интервью «Фонтанке» заметил:
— Если в рамках проверки при формировании реестра ресторанов мы выявим 49 метров, это не значит, что мы тут же отзовём лицензию. Для того, чтобы лишить бар действующей лицензии, должна быть зафиксирована серия нарушений. Это достаточно сложная процедура, которая требует взаимодействия с прокуратурой и наличия либо жалоб от жителей, либо «профиля рисков». Но даже фиксация административного нарушения не означает отзыв лицензии сразу.
В комитете надеются, что окончательно реестр будет готов к середине октября.
Ущерб посчитаем зимой
А пока владельцы баров продолжают собирать подписи в надежде отстоять свои точки, как сделали это в 2020 году. Тогда принятие аналогичного закона удалось предотвратить благодаря активности местного бизнеса.
Однако на этот раз документ такого бурного возмущения в предпринимательской среде уже не вызывает, да и чиновники настроены более решительно и полны оптимизма. Они настаивают, что новые правила не только помогут, наконец, очистить жилые дома от сомнительных мест по продаже спиртного, но и принесут большую пользу городу. Так, вице-губернатор Кирилл Поляков, выступая в ЗакСе в поддержку инициативы, заявил, что закон позволит, наконец, отделить «наливайки» от приличных заведений, которых ограничения не коснутся. Он заверил, что объём выпитого алкоголя не снизится, а вот размер налоговых поступлений и количество рабочих мест даже вырастет, поскольку в ресторанах цены выше и больше сотрудников.
Поддерживают эту мысль и в КППИТ. По их предположениям, сборы в бюджет могут вырасти на 1–3 млрд рублей в год за счёт открытия на месте закрытых предприятий общепита более благонадёжных и респектабельных.

Правда, всё это пока чистые гипотезы. Объективно оценить, к каким последствиям для города и бизнеса приведёт новая практика регулирования питейных заведений, пока невозможно. На данный момент официально не представлено даже приблизительных экономических обоснований предстоящих изменений.
Если в Смольном ожидают, что осенью лицензию потеряют не больше 300−350 компаний, то по мнению экспертов рынка, эта цифра может перевалить за тысячу, а потери рабочих мест дойти до 10 тысяч. И чьи прогнозы окажутся более верными, мы узнаем не раньше зимы.