Самая строгая «лакомка»: как встретить и провести Успенский пост 2025

Когда начнётся и закончится Успенский пост в 2025 году
Пост в августе 2025 года входит в череду многодневных православных постов, и потому многих интересует вопрос, сколько дней длится Успенский пост. Он продолжается всего две недели, однако его отличает исключительная строгость, сравнимая разве что с Великим постом.
При этом, в отличие от других постов, начало и конец Успенского поста год от года не меняются, как не меняется и его длительность. Кроме него, в православном календаре есть только один пост, даты которого чётко зафиксированы — это Рождественский или Филиппов пост, который длится 40 дней и начинается 28 ноября. Другие многодневные посты — Великий и Петров — привязаны к другим церковным памятным датам, Пасхе и дню Петра и Павла, а потому год от года меняют даты вместе с ними, а у Петрова поста год от года меняется ещё и длительность.
Успенский же пост, как следует из его названия, предваряет большой церковный праздник — Успение Пресвятой Богородицы, которое отмечается ежегодно 28 августа, ещё его называют Богородичной Пасхой. Пост в августе готовит верующих к этому событию и жёстко привязан к нему. И так как Успение свою дату не меняет, не меняет даты и пост в его честь.
Успенский пост 2025 начнётся 14 августа, в этом году начало выпадает на четверг. А закончится он ровно через две недели, накануне Успения, 27 августа, и это будет среда. Следующий день, Успение, уже не входит в пост в августе 2025 и позволяет разговеться в честь праздника.
Как и когда возник Успенский пост
История Успенского поста насчитывает много веков, ведь он один из самых древних.
— Это богородичный пост, он посвящён Богородице и завершается праздником в её честь. Вообще пост — время, когда верующие готовятся к празднику с помощью, с одной стороны, самоограничения, а с другой — молитвенного усилия. И хорошо бы подойти к этому празднику, хотя бы зная какую-то информацию, какое-то переживание в сердце с этим связать, например, почитать о земной жизни Пресвятой Богородицы, — предложил клирик столичного храма Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский.
Событие, которому посвящён пост — Успение Пресвятой Богородицы — не описано в Библии, и сведения о нём собирали из разных более поздних источников, так же как и информацию о жизни Богородицы после Воскресения Христова. Данных об этом по-прежнему мало: предание гласит, что Дева Мария жила в Иерусалиме под присмотром Иоанна Богослова, которому Христос поручил заботы о ней, до тех пор, пока царь Ирод не начал гонения на христианство. После этого они перебрались в Ефес, затем на Кипр, где Богоматерь посетила Афонскую гору и благословила её, а в конце жизни она вновь вернулась в Иерусалим, где чаще всего бывала в местах, связанных с Сыном.
Согласно преданию, о своей смерти Богоматерь узнала за три дня до неё от архангела Гавриила — тот явился ей с известием и передал светящуюся райскую ветвь. Дева Мария обрадовалась, ведь это означало, что скоро она воссоединится с Сыном. Все три дня она неустанно молилась и постилась, имущество раздала бедным; а когда пришёл её час, то как бы не умерла, а уснула — потому и праздник называется Успением. За гробом Богородицы по улицам Иерусалима шли все 70 апостолов, которых чудесным образом перенесло из тех мест, где они проповедовали, возглавлял процессию апостол Иоанн с райской ветвью в руках, а на всём пути её следования происходили различные чудеса, которые в том числе не позволили властям прервать шествие. В итоге Богоматерь, как она и завещала, похоронили в Гефсимании между могилами её родителей.
Известно и ещё одно чудо: апостол Фома, который единственный опоздал на похороны, пришёл ко гробу и попросил его отворить, чтобы проститься с Девой Марией. Однако когда гроб открыли, тела Богоматери в нём не оказалось — в Царствие Небесное она вознеслась во плоти. А затем в этот же день она явилась апостолам в окружении ангелов и при прекрасном сиянии. Это похоже на историю Воскресения Спасителя, а потому Успение ещё называют Богородичной Пасхой.

На протяжении нескольких веков церковь не придавала большого значения жизненному пути Богородицы — главной для неё была земная жизнь Христа, кроме того, большие споры шли вокруг концепции триединства Бога. Однако уже к V веку стало понятно, что такое невнимание вылилось в многочисленные еретические учения, и с ними пришлось бороться: на двух Вселенских соборах в Эфесе и Халкидоне обстоятельно обсуждали вопрос чествования Богоматери. В итоге ещё спустя век начали праздновать день Успения Пресвятой Богородицы, а вслед за этим появился и Успенский пост — правда, полноценное чествование Девы Марии развилось только около IX века.
Изначально августовский пост сильно отличался от современного. В источниках IV и V веков есть упоминания августовского поста, однако в разных местах он был разной длительности: где-то постились всего день, а где-то три. Затем, когда пост стал более длительным, он, наоборот, превратился в самый длинный во всём церковном календаре: начинали поститься спустя неделю после Троицы и продолжали до середины августа. Однако со временем этот длинный пост разбили на два более коротких — Петров пост, который заканчивается 12 июля, и Успенский, который длится ровно две недели до праздника Успения Богородицы. Когда это произошло, точно неизвестно, зато понятно, когда Успенский пост закрепился в календаре окончательно: это сделал Константинопольский собор 1166 года, на котором и приняли решение о длительности и датах поста.
Во время Успенского поста верующие подражают Богородице, которая также ограничивала себя в пище на протяжении всех своих последних дней, хотя этого от неё не требовалось. Считается, что так они отдают ей дань памяти и готовят себя к большому празднику.
— Смысл поста — перемена ума и сердца к лучшему, — отмечал в проповеди патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
Традиции на Успенский пост
С Успенским постом связано несколько традиций. Главная из них — это освящение урожая, недаром два из трёх праздников в честь него — Медовый и Яблочный Спасы — приходятся именно на Успенский пост. В эти дни освящают урожаи мёда, мака, лекарственных трав и яблок, первые хлебные колосья, веря, что они приобретают особую силу. А колосья принято было хранить целый год, до следующего августа, чтобы запасов хватило на всё это время.

Кроме того, есть традиции на Успенский пост, связанные с водой. Причина в празднике, который приходится на начало поста — Происхождение честных древ Животворящего Креста. Он появился в Константинополе в память об избавлении от эпидемии благодаря освящению воды с помощью частицы Креста. С тех пор к воде в Успенский пост относятся особенно трепетно, также есть традиция освящать в начале поста колодцы и водоёмы, окунаться или обливаться водой из них, чтобы сохранить крепкое здоровье. Хорошей приметой и традицией считалось неожиданно облить человека водой в первый день поста — по поверью, это принесёт ему счастье и долголетие.
Однако в целом любой пост — это время прежде всего покаяния и внимания к собственной душе. Ограничения в пище по отношению к духовному ограничению играют второстепенную роль, поскольку это только его частное проявление. В период поста следует посещать храмы, молиться, читать духовную литературу и смирять телесные порывы, чтобы выявить превосходство души над ними. И конечно, это время очищения души от всего наносного и пагубного, подготовка её к большому и радостному празднику.
— Это какое-то обывательское представление о том, что пост в первую очередь — про еду. На самом деле — и мы об этом всегда говорим, и практикующему, что называется, христианину известно — пост — это период особой духовной работы, аскетического делания, одной из граней которого является физическая аскеза, в том числе и ограничения в пище, — пояснял протоиерей Андрей Ефанов.
Что нельзя делать во время Успенского поста? Конечно, у этого периода есть свои запреты, например, нельзя:
- устраивать развлекательные мероприятия — до революции 1917 года был даже гражданский закон, который их запрещал во время Успенского поста, в современном же мире рекомендуется воздержаться от посещения концертов, праздного просмотра телевизора и соцсетей,
- тяжело и много работать — мирские дела должны отойти на второй план перед духовной сутью поста,
- ругаться, ссориться, скандалить, позволять себе злые мысли и злословить,
- венчаться — свадьбы предполагают праздничное застолье, а это не соответствует духу поста,
- супругам церковь настоятельно не рекомендует предаваться телесной близости, но только если оба на это согласны.
— Христиане не заключают брак в пост, потому что в пост мы воздерживаемся не только от определённых продуктов, но также от определённых развлечений и супружеской жизни. Брак заключается для того, чтобы супруги начали в том числе и интимную жизнь, а раз в пост она невозможна, то и заключение брака в пост нелогично, поэтому и ждут окончаний поста — и тогда уже венчаются, — указал протоиерей Андрей Ефанов.

Главный же запрет касается ограничений в пище, а они в Успенский пост особенно строгие.
Что можно и нельзя есть на Успенский пост
Многие задаются вопросом, как правильно держать Успенский пост. Это неудивительно, ведь по своей строгости он сравним с Великим постом, отличия заключаются только в длительности. Так, в Успенский пост нельзя есть:
- мясо и мясные продукты,
- молоко и молочные продукты,
- рыбу и морепродукты (кроме Яблочного Спаса),
- яйца,
- алкоголь (кроме определённых дней).
Тем не менее в народе Успенский пост называли «лакомкой», и это неспроста: ведь август — время сбора урожая, а потому строгое воздержание от продуктов животного происхождения компенсировалось разнообразием свежих овощей и фруктов. Так, в Успенский пост можно есть:
- любые овощи и фрукты,
- любую зелень,
- любые крупы,
- постный хлеб (без яиц и молока),
- растительное масло (в определённые дни),
- мёд,
- грибы,
- орехи,
- сухофрукты,
- макароны (без яиц).
Важно во время поста не переедать — это плохо сказывается на организме и не одобряется церковью, как и неумеренность в любой еде.
Успенский пост и праздники: Яблочный, Медовый и Ореховый Спасы
На Успенский пост приходятся два из трёх Спасов — Медовый и Яблочный, а Ореховый Спас отмечается на следующий день после Успения Богородицы. Поэтому в народе этот пост ещё называли «Спасовкой». По другой версии, такое название произошло от слова «спасать», то есть «запасать» — делать запасы, и это нашло отражение в праздниках-Спасах, на каждый из которых принято освящать урожай.

— Что такое освящение урожая? Это когда у крестьянина есть урожай, он понимает, что это — дар Божий, и небольшую лучшую часть он жертвует в храм. Это такой символический знак благодарности — человек возвращает Богу то, что Он подарил ему. В благодарность, — пояснял протоиерей Фёдор Бородин.
Первый Спас — Медовый, он отмечается 14 августа, в день начала Успенского поста. Его также называют Мокрым или Спасом на воде, Маковеем и связывают с праздником Происхождение честных древ Животворящего Креста. В Русской православной церкви же в этот день чествуют Всемилостивый Спас и Пресвятую Богородицу, вспоминая победу Андрея Боголюбского над булгарами в XII веке. На Медовый Спас в церквях освящают мёд, мак и лекарственные травы.
Второй Спас — Яблочный, его отмечают 19 августа. На этот день приходится один из важнейших церковных праздников — Преображение Господне, которое посвящено явлению апостолам Божественной природы Христа. На Яблочный Спас принято освящать в церкви яблоки, кроме того, в этот день ради большого праздника есть послабление в посте — разрешена рыба.
Третий Спас ещё называют Хлебным и Спасом на холсте, однако самое популярное название — Ореховый. Его отмечают 29 августа, и в Успенский пост он не входит. Этот праздник установлен в честь перенесения Нерукотворного Образа Христова из Едессы в Константинополь, на Руси же его называли Спасом Нерукотворным, и это был один из самых популярных образов в иконографии Русской православной церкви. Освящают в церкви в этот день урожай орехов и первые хлебные колоски.
Как подготовиться к Успенскому посту
Успенский пост очень строгий, а потому готовиться к нему необходимо заранее, чтобы не вгонять организм в стресс. Особенно это касается тех, кто никогда раньше не постился и собирается соблюдать ограничения поста в первый раз.
Так, врачи рекомендуют:
начинать подготовку к посту за одну-две недели, постепенно исключая разные продукты из рациона — сначала мясные, затем молочные, затем яйца; за образец можно взять подготовку к Великому посту, за две недели до которого начинают отказываться от мяса (Мясопустная неделя), а затем и от молочных продуктов (Сырная седмица),
- добавлять в пищу клетчатку — зелень, салаты, отруби,
- не увеличивать резко количество растительной пищи — это приведёт к проблемам с пищеварением, её тоже нужно включать постепенно,
- увеличивать порции, так как растительная пища насыщает меньше, чем продукты животного происхождения,
- пить достаточное количество воды.

Послабления в Успенский пост
Есть разные меры соблюдения Успенского поста. Самый строгий — монастырский устав, который предполагает не только полный отказ от продуктов животного происхождения, но и сухоядение в определённые дни, то есть употребление пищи без какой бы то ни было термической обработки. Он разработан не для мирян, и миряне не обязаны его придерживаться.
Главная рекомендация для обычных людей — обсудить с духовником, какую меру поста на себя принять. Это зависит от многих вещей, в том числе от рода занятий, обстоятельств жизни и состояния здоровья. Принять на себя слишком большую меру поста и тем самым навредить себе — тоже грех, поэтому так важно трезво и спокойно оценить свои силы перед Успенским постом.
Кому можно не соблюдать Успенский пост:
- беременным и кормящим женщинам,
- детям до 14 лет,
- пожилым людям,
- людям с хроническими заболеваниями — анемией, онкологией, дефицитом веса, язвенным гастритом, затяжными запорами,
- военнослужащим,
- людям, которые заняты тяжёлым физическим трудом.
— Если человек впервые решил соблюдать пост, то может попросить совета у священника, чтобы сориентироваться и примерить к своей жизни традиции поста. В наших реалиях христиане сталкиваются с тем, что календари отображают рекомендации относительно постов, руководствуясь «Типиконом» — типовым образцом устава мужского монастыря с соответствующими предписаниями. Потому стоит трезво и разумно подходить к указаниям в календаре, не перегибать с буквальным исполнением всех предписаний и ограничений, чтобы не навредить и телу, и душе. Всё сообразно своим силам, — предупредил иерей Алексей Плохов.

Календарь питания на Успенский пост по дням
Питание на Успенский пост происходит по общему графику:
- по понедельникам, средам и пятницам — сухоядение, то есть потреблять можно только пищу без термической обработки,
- по вторникам и четвергам — горячая пища без растительного масла,
- по субботам и воскресеньям — горячая пища с растительным маслом, можно выпить немного вина.
В 2025 году подробный календарь питания по дням на Успенский пост выглядит так:
- 14 августа, четверг (Медовый Спас) — горячая пища без масла,
- 15 августа, пятница — сухоядение,
- 16 августа, суббота — горячая пища с маслом, немного вина,
- 17 августа, воскресенье — горячая пища с маслом, немного вина,
- 18 августа, понедельник — сухоядение,
- 19 августа, вторник (Яблочный Спас, Преображение Господне) — ради праздника разрешена рыба, горячая пища без растительного масла,
- 20 августа, среда — сухоядение,
- 21 августа, четверг — горячая пища без масла,
- 22 августа, пятница — сухоядение,
- 23 августа, суббота — горячая пища с маслом, немного вина,
- 24 августа, воскресенье — горячая пища с маслом, немного вина,
- 25 августа, понедельник — сухоядение,
- 26 августа, вторник — горячая пища без масла,
- 27 августа, среда — сухоядение.
В 2025 году 28 августа, праздник Успения Богородицы, приходится на четверг, а значит, это будет первый непостный день после поста. Можно разговеться, однако надо помнить, что делать это стоит так же постепенно, как и входили в пост: не нужно сразу налегать на скоромную пищу, особенно на тяжёлое мясо, иначе это грозит проблемами со здоровьем.
Кроме того, описанный календарь составлен по монастырскому уставу, миряне могут держать более мягкий пост в меру своих сил — например, отказаться от сухоядения или каждый день потреблять растительное масло.
— Пост помогает «отрезвиться нам от угара страстей», возвращает к реальности, даёт контроль над телом и сознанием. Поэтому он может быть полезен, и поэтому Святая Церковь его рекомендует к употреблению, только нужно обязательно изучить инструкцию, — резюмировал иерей Алексей Плохов.