«Путин получил, что хотел»: чего ждать от встречи лидеров США и России на Аляске

11 авг, 17:08
Анна Федорова
Российская делегация готовится к поездке в США в «самый русский штат» страны, где должны будут пройти личные переговоры Владимира Путина и Дональда Трампа. На повестке дня первой с 2019-го встречи президентов, конечно, главный вопрос — конфликт на Украине. Какова диспозиция сил перед переговорами, имеющими все шансы стать историческими, рассказываем в материале 78.ru.
Коллаж 78.ru: Roman Naumov; Yuri Gripas - Pool via CNP; Alexis Bonogofsky/Usfws/globallookpress.com, flaticon.com/Good Ware

Дата и предмет обсуждения на Аляске

Когда встреча лидеров РФ и США была анонсирована на прошлой неделе, вариантов места её проведения звучало несколько, в частности, ОАЭ — о чём президент РФ говорил журналистам. Локацию, в итоге, не угадал никто — встреча пройдёт «дома» у американцев, но в особом для русско-американских отношений штате, на Аляске.

Долгожданная встреча между мной <...> и президентом России Владимиром Путиным состоится в следующую пятницу, 15 августа 2025 года, в штате Аляска, — сообщил Дональд Трамп в своём аккаунте в соцсети TruthSocial.
Фото: Artem Priakhin/globallookpress.com

Можно отметить, что из-за выбора локации встреча в любом случае войдёт в историю — Владимир Путин станет первым президентом РФ, который посетит некогда российский регион США. Обратили внимание и на символичность даты.

— Саммит Путина и Трампа 15 августа выпадает на Успение (в католичестве — Вознесение) — день, посвящённый мирному «упокоению» Марии. Православная церковь на Аляске имеет русские корни. Какой бы ни была ваша вера, этот праздник направлен на милосердие и примирение — выбирайте диалог, выбирайте мир, — высказался в соцсетях глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев, показывая общие ожидания от этих переговоров.

Однако есть и тревожно звучащее в контексте слово «договорнячок», которое мелькает по комментариям, давая понять: предмет обсуждения, конечно, вопросов не вызывает, но детали того, как собираются достичь мира, вызывает и в РФ, и за рубежом множество вопросов.

«Приграничный» вопрос: что потребует Россия на переговорах на Аляске

Главным спором, конечно, является территориальная тема. Что по ней, что по другим, в РФ неоднократно высказывались в рамках целей СВО, а по этому вопросу сделано максимально чёткое заявление. Напомним, с 2022-го года ЛДНР, Запорожская и Херсонская области вошли в состав РФ, с чем не согласен киевский режим, требующий возврата к границам 1991-го. Западные СМИ уже приводят возможный план урегулирования, который показывает очевидное — украинские желания (которые они уже успели вновь озвучить) «задвинут».

Фото: Jim LoScalzo - Pool via CNP globallookpress.com
Фото: Jim LoScalzo - Pool via CNP/globallookpress.com

По информации The Wall Street Journal, возможен вариант, при котором Украину обяжут целиком вывести войска из районов ЛДНР, а дальше уже начнётся диалог президентов об «окончательном мирном плане». В России косвенно подтвердили, что встреча на Аляске должна стать лишь началом сложного процесса. В частности, помощник президента России Юрий Ушаков сказал, что дальше будут готовить возможный визит Трампа в РФ:

— Если же заглядывать вперёд, то естественно ориентироваться на то, чтобы следующую встречу президентов провести на российской территории. Соответствующее приглашение президенту США уже передано. В заключение я хотел бы отметить, что ближайшие дни Москва и Вашингтон, конечно, посвятят самой активной, напряжённой проработке практических и политических параметров встречи в верхах на Аляске. И это будет, судя по всему, непростой процесс, но мы будем этим активно и интенсивно заниматься.

То есть встреча на Аляске станет первой, но не последней — обсуждение темы, в том числе и территориального вопроса, может затянуться не на один месяц. Хотя уже сказано «крамольное» с точки зрения киевского режима: генсек НАТО Марк Рютте не исключил признание фактического контроля России над частью украинских территорий.

«Зеленский в мешке»: ЕС в панике из-за встречи Путина и Трампа

Вопрос «уступок России» уже бередит и умы особо рьяных европейских политиков. Встреча, независимо от своего результата, по факту уже ударила по цельности «коллективного Запада», что признают и за рубежом. Вот, например, цитата из турецкого издания от обозревателя газеты Мilliyet Озая Шендира:

— Мы должны осознавать тот факт, что Путин получил то, что хотел, ещё до того, как сел за стол переговоров. С начала войны на Украине Запад действовал как блок против России. Запад сегодня полностью распался, страны-члены ЕС пытаются уговорить Трампа не соглашаться с планом, не посоветовавшись с Украиной, и предупреждают, что не следует заключать соглашение, которое полностью закроет двери для членства Украины в НАТО. Евросоюз и Зеленский считают, что земли терять не следует; Трамп считает, что Россия уже пошла на уступки, не оккупировав всю Украину, и против идеи того, что нынешняя линия фронта должна стать российской границей… Он считает, что отказ от части украинской территории является реалистичной основой для соглашения. Россия добилась не только раскола западного блока, Путин с первого дня заявлял, что не будет встречаться с Зеленским, — констатировал политический обозреватель.
Фото: capitalpictures.com globallookpress.com
Фото: capitalpictures.com/globallookpress.com

Иной вывод, надо сказать, сделать в целом тяжело, учитывая риторику ЕС в связи с готовящейся встречей и сам факт того, что и Европу, и Киев оставили в стороне. Доходит до трагикомичного: как сообщил Politico, европейцы активно пытаются протащить на саммит хотя бы Владимира Зеленского, учитывая, что, как пишут в материале, участие представителей ЕС — «кажется безнадёжным делом». Euractiv приводит мнение некоего анонимного высокопоставленного представителя Еврокомиссии, которое крайне показательно: они пытаются запретить Вашингтону любой обмен территориями и вообще обсуждение этой темы в Россией. Однако даже местным СМИ приходится реалистично признать:

Позиция Киева о невозможности территориальных уступок принципиальна, но в нынешних условиях нереалистична, — цитата обозревателя британской газеты Financial Times Гидеона Рахмана.

Причин для реакции у европейцев, конечно, масса, но можно привести пару «выдающихся». Во-первых, возникает вопрос статуса их «любимца», Владимира Зеленского, которого в РФ давно признали недоговороспособным (он, впрочем, законодательно себе запретил встречаться с Путиным, хоть последний и не исключал возможности подобной встречи). «Во-вторых» намекает на настоящую причину всего европейского участия: акции европейских производителей оружия (в их числе Rheinmetall, Thales, Leonardo, BAES) начали резко дешеветь на фоне новостей о саммите на Аляске: более 11 % падения за неделю только у немецкого концерна.

Фото: Victor Lisitsyn globallookpress.com
Фото: Victor Lisitsyn/globallookpress.com
— Поэтому если переговоры окажутся нерезультативными и усилятся геополитические риски, то спрос на акции оборонных компаний может быстро восстановиться, — прокомментировал изданию Readovka директор Центрального экономико-математического института Российской академии наук Альберт Бахтизин возможную мотивацию для срыва саммита европейцами любыми способами.

Ложка мёда в бочке репутационного дёгтя: американский контекст

Несмотря на ожидания, необходимо отметить и ещё один тревожный момент, который приобретает дополнительный вес в силе заявлений о затяжных переговорах. В США, конечно, инициировали обсуждение на Аляске не из заботы о России. Намерение президента Трампа выйти из украинской истории и прекратить поставки оружия возникло не вчера (но в итоге так и не остановили поставки), его же обещания «остановить кровопролитие за сутки» — были частью предвыборной программы. При этом до анонса о встрече контекст русско-американских отношений никак нельзя было назвать дружественным.

Тут и 10-дневный ультиматум со стороны США, который в России, по факту, просто проигнорировали, и, для примера, повышение торговых тарифов для Индии, как декларировалось, в наказание за покупку энергоресурсов у РФ. Внезапное предложение поговорить предметно после очередного визита спецпосланника Стива Уиткоффа в Москву сделали на фоне отвратительного рейтинга Трампа на Родине.

Фото: Susan Stava globallookpress.com
Фото: Susan Stava/globallookpress.com

Отсюда и опасение, что встречу американская администрация хочет использовать только в качестве репутационной победы.

— Трамп по уши в проблемах внешней политики, включая его неспособность и/или нежелание смягчить конфликт в Газе, а также личные проблемы, такие как скандал с Эпштейном. Некоторые аналитики утверждают, что он ищет способ отвлечь внимание и, вероятно, возможность разрешить продолжающийся международный конфликт, — сказал американский профессор университета Уэйна в Детройте Саид Хан в беседе с «Известиями».

Отсюда ожидания от встречи на Аляске в лучшем случае сдержанные — наиболее позитивный сценарий, начало реального диалога, который, впрочем, будут изо всех сил саботировать в Киеве.


Другое по теме