Эпидемия «бронзовой болезни»: в Петербурге придумали новый способ борьбы с вандалами

Львы, верблюд и золотой нос
Идея развесить плакаты с призывом беречь культурное наследие принадлежит Музею городской скульптуры и Комитету по охране памятников (КГИОП). Для эксперимента они выбрали те объекты, что чаще других испытывают на себе навязчивое внимание туристов и любителей эффектных селфи. Это памятники Николаю Пржевальскому и Дмитрию Менделееву, а ещё легендарные сторожевые львы на Дворцовой пристани.
Хуже всех сегодня приходится именно львам. Бронзовые копии флорентийских скульптур Медичи появились в Петербурге ещё в 1832 году и с тех пор чувствовали себя относительно неплохо. Они пережили на своих постаментах даже блокаду, правда, получив несколько осколочных и пулевых ранений. А вот против охотников за удачным кадром им устоять не удаётся. Каждый день на спины хищников норовят взобраться всё новые туристы в поисках лучшего ракурса для фотосессии.
Только за последние два десятка лет львы уже трижды побывали на реставрации, последняя завершилась весной этого года. Но их судьба по-прежнему беспокоит специалистов. Дело в том, что это декоративные фигуры, они исполнены из очень тонких листов меди — всего 1–3 мм без внутреннего каркаса. Поэтому любые физические нагрузки скульптурам категорически противопоказаны, ими можно только любоваться.
Другая напасть постигла памятник Менделееву, что находится рядом с Палатой мер и весов на Московском проспекте. Он стал талисманом для тысяч студентов Технологического института. Не потрёшь нос великому химику — не видать тебе пятёрки в зачётке, — гласит местное поверье. Блестящий «золотой нос» только смотрится забавно. На самом деле, постоянное механического воздействия лишает металл патины — естественной защитной плёнки, которая предотвращает его постепенное разрушение. И особенно расстраивает реставраторов то, что статую делали с прижизненного портрета Дмитрия Ивановича, и теперь суеверная молодёжь буквально стирает сам образ учёного.

Не менее печальная судьба ждёт и любимца петербуржцев — верблюда, примостившегося рядом с бюстом Пржевальскому. Его горб, шею и нос успели отполировать настолько, что специалисты уже поставили ему страшный диагноз — «бронзовая болезнь». Конечно, утраченную патину можно восстановить искусственно, но процесс этот сложный, кропотливый, а главное, бессмысленный, пока само отношение к нашим достопримечательностям не станет более бережным. Именно для этого и установили просветительские плакаты рядом с самыми «невезучими» скульптурами.
— Мы хотим ещё раз обратиться к сознательности людей и рассказать о вреде поверий по натиранию памятников, прокомментировал событие глава КГИОПа Алексей Михайлов. — Ведь, казалось бы, совсем небольшое воздействие на деле наносит колоссальный вред. Важно понимать ценность наследия, его хрупкость и объём вложенного труда тех, кто создавал памятник, заботился о нём, реставрировал, защищал.
Вандализм «на удачу»
Повреждённых памятников в Петербурге очень много, признают в Музее городской скульптуры. Страдают практически все монументы, до которых может дотянуться рука человека. Но невозможно рядом с каждым из них поставить по большому стенду с объяснением, почему к произведениям искусства нужно относиться бережно, даже если они стоят на улице.
— В этот раз мы выбрали лишь три локации, — рассказывает Ольга Иванова, начальник отдела по связям с общественностью музея. — И учитывали не только степень уязвимости самих изваяний, но и место, где можно красиво расположить плакаты. Хотя подобные информационные материалы совершенно необходимы десяткам скульптур, и прежде всего на Львином и Банковском мостиках — они постоянно страдают от вандалов.

Действительно, это уникальные сооружения даже для Северной столицы — последние сохранившиеся цепные мосты из серии, созданной инженером фон Треттером. Их оригинальность в том, что фигуры львов и грифонов — лишь художественная декорация. Внутри они полые и скрывают опорные конструкции, поддерживающие мощные цепи. А в итоге любимое развлечение туристов, да и местных студентов — засунуть в пасти животных записку с заветным желанием или монетку «на удачу». В 2017 году, когда грифоны с Банковского моста впервые за два века прибыли на реставрацию, из них извлекли целое сокровище.
К слову, восстанавливали скульптуры долгих два года, а уже через неделю после торжественного открытия обнаружили первые дефекты: поцарапанная позолота на крыльях, швы, расковырянные очередной монетой, свежие граффити…
Памятники под открытым небом и так постепенно разрушаются по естественным причинам: камень и металл портит время, климат, выхлопные газы, наконец, птицы. Но наибольшую опасность для них представляет человек и его неизбывная тяга к мистическим ритуалам. А таких в городе придумали десятки: посидеть на коленях Петра I рядом с Петропавловским собором или на венском стуле великого комбинатора Остапа Бендера на Итальянской; забросать монетами зайца с Иоанновского моста или котиков на Садовой, прикоснуться к барельефам конной статуи Петра у Михайловского замка. Даже скромная фигурка бравого солдата Швейка, что не так давно появилась на Балканской площади в Купчино, уже сияет зеркальным блеском.

Как бороться с таким варварским отношением? Конечно, для профилактики городские памятники покрывают специальными защитными составами, но они не способны уберечь от механических повреждений и химического воздействия красок, которыми пользуются «мастера» граффити. Специалисты Музея скульптуры считают, что, прежде всего, нужно объяснять и просвещать, чем они и занимаются уже несколько лет.
Гидов взяли на перевоспитание
Как ни странно это звучит, значительный вред петербургским изваяниям приносят экскурсоводы. Стараясь увлечь подопечных интересными историями, они пересказывают все легенды о волшебных свойствах местных архитектурных шедевров, а порой и придумывают их прямо на ходу. Поэтому в Музее скульптуры запустили специальную программу по «перевоспитанию» гидов.
— На регулярных лекциях мы много говорим о том, насколько сложно сохранять произведения искусства в городской среде, — рассказывает Ольга Иванова. — Уверена, что после наших встреч гиды уже не станут предлагать туристам потрогать статую на счастье. Но, к сожалению, на беседы со всеми экскурсоводами у нас не хватит ни сил, ни времени.
Ещё один образовательный проект на эту тему под хештегом #здесьбылпамятник музей развернул во «ВКонтакте». Художники, реставраторы и научные сотрудники поделились своим опытом и рассказали, что нужно делать, чтобы сохранить произведения искусства для будущих поколений.
А новые стенды с призывом не трогать и не разрушать достопримечательности — это результат конкурса плаката «Сохранить!», который музей ежегодного проводит вместе с КГИОПом. Лет десять назад он начинался как творческое состязание между школами, ассоциированными с ЮНЕСКО. Сегодня это уже большой молодёжный фестиваль с сотнями участников из нескольких регионов. Работы победителей в пяти различных номинациях, связанных с историей, литературой и искусством Петербурга, размещены в городском пространстве как социальная реклама. А одна из финалисток — студентка СПб ГУПТД Ольга Синькова и стала автором дизайна трёх плакатов, размещённых у львов на Адмиралтейской набережной и скульптур учёным.

Планируется, что её графические произведения простоят до конца туристического сезона, во всяком случае, в музее на это очень рассчитывают.
— Мы надеемся на сознательность горожан, на то, что наши стенды не разорвут и не сломают, — поясняет Ольга Иванова. — Если у памятников учёным нам удалось установить их на тяжёлые надёжные опоры, то рядом со львами пришлось крепить полотно просто на изгородь газона. И там уже появились первые повреждения, хотя пока и не критичные.