Откровенные мемуары, отдых на курорте и СВО: как живёт доцент-расчленитель Олег Соколов

Две жизни профессора: кто такой Олег Соколов
Олег Соколов родился 9 июля в 1956 году в Ленинграде в семье военного инженера и учительницы. С ранних лет он запоем читал литературу, свободно говорил на французском, а позже с отличием окончил физмех Ленинградского политеха, но страсть к истории привела его в стены Санкт-Петербургского госуниверситета (СПбГУ). Кандидат наук, автор 100+ научных работ, эксперт по Наполеону. В 2003 году президент Франции даже лично вручил ему орден Почётного легиона.
Для коллег он всегда был харизматичным лектором, для студентов — кумиром. Но за закрытыми дверями Соколов жил в мире жестоких фантазий: коллекционировал оружие, играл в «реконструкции» сражений, требовал от возлюбленных подчинения. Его брак распался, но 63-летний историк быстро нашёл новую «музу» — свою аспирантку Анастасию Ещенко.
Их история, по словам самого Соколова, начиналась «красиво», хоть и не была яркой вспышкой. В своих мемуарах, которые доцент написал уже за решёткой, он вспоминал:
— На первой же лекции я увидел её. Я не скажу, что мое сердце бешено заколотилось, или что я почувствовал внезапную любовь. Нет, но мне было очень приятно увидеть эту красавицу. Но уже на следующей лекции она сидела в первом ряду, прямо передо мной, и не спускала с меня глаз. Она схватывала на лету все мои рассуждения о Наполеоне и Империи и тут же добавляла свои, часто верные догадки и соображения, почти всегда попадая в цель.
Однако всё стремительно закрутилось. Сначала были прогулки, после общение в неформальной обстановке на съёмной квартире Соколова, а дальше — «отношения превратились в большую сильную любовь».
— За несколько месяцев подобного счастья можно отдать всю жизнь, — романтизировал их отношения доцент.
Через несколько месяцев девушка уже переехала к своему преподавателю, называя его мужем и ожидая свадьбы. На тот момент историк уже окончательно расстался со своей второй женой, и лишь изредка поддерживал общение с детьми.
«Я просто хотел её остановить»: как случилась трагедия
Идеальная картинка начала рушиться поначалу незаметно. Первые трещины в отношениях появились в конце 2017 года, когда Анастасия, или как называл её Соколов, Изабель расстроилась из-за празднования Нового года. Она рассчитывала, что возлюбленный выберет её и друзей, а не своих детей. Но увы.
Их же он выбрал и летом 2019 года, после чего, как следует из показаний Соколова, «его Изабель изменилась: не хотела больше детей, в моменты острых конфликтов стала использовать ненормативную лексику и говорить, что ненавидит его». Висевшее на стене ружьё, как оказалось, уже было заряжено — спусковой крючок историк нажал в ночь с 7 на 8 ноября.
— Она ворвалась с дикими оскорблениями: мат-перемат... Я не мог нигде укрыться, она врывалась постоянно... Она желала смерти моим прекрасным детям, моим доченькам, она это повторяла... Наконец, ворвалась с ножом в руках, принесла шарф, который я ей купил во Франции, и стала резать его. Она бросалась на меня с ножом. Я вообще не понимал, что происходит, что нужно сделать, чтобы это остановилось.Я не мог уйти из квартиры, я боялся, что она разгромит всё, и решил испугать её. Я решил испугать её выстрелом, — рассказывал Соколов, уже находясь в СИЗО.

Историк застрелил 24-летнюю Настю из обреза в их квартире на Мойке. Потом распилил тело , упаковал в пакеты. Наутро он швырнул рюкзак с руками в реку, но оступился и упал в воду. Прохожие вызвали полицию — так и раскрылось преступление. Сам Соколов часто пояснял во время многочисленных судов, что не помнит произошедшего и пришел в себя, когда его вытащили из воды:
— Я понял, что не хочу в тюрьму, и решил уйти из жизни, застрелиться. Но прежде — написать завещание, позвонить друзьям, попрощаться с детьми и женщиной, которая была моей женой, повидаться с родителями... Сколько бы у меня это заняло времени, я не знал.
Более того, доцент-расчленитель заявлял, что до совершения преступления его довели научный оппонент «Евгений Понасенков* и преступная группа», которые в течение двух лет оказывали на него и Ещенко «психотравмирующее воздействие». Специалисты признали Соколова вменяемым, но пришли к выводу, что конфликт «эмоционально истощил» его и мог повлиять на произошедшее.
Следствие доказало, что убийство не было совершено в состоянии аффекта. В 2020 году Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга огласил приговор историку Олегу Соколову — его признали виновным и приговорили к 12 годам и 6 месяцам лишения свободы в колонии строгого режима.
Тюремная «сказка» и попытки попасть на войну
В настоящее время бывший доцент СПбГУ 69-летний Олег Соколов заведует библиотекой в исправительной колонии №6 Санкт-Петербурга. Многие считают её «блатной»: заключённые могут играть в бильярд, смотреть телевизор и даже отведать деликатесы из местного магазина. Об этом в письмах историк-наполеоновед рассказывал своей матери.
— «Мама, я нахожусь в санатории. Строгая чистота, порядок», — приводила слова сына в интервью для 78.ru Людмила Соколова.

В колонии Соколов не бедствует: учит зеков истории и получает письма от поклонниц. Две женщины (обеих, кстати, зовут Екатеринами) даже готовы выйти за него замуж. Одна — владелица той самой съёмной квартиры на Мойке, а вторая — бывшая коллега по университету.
— Мне Олег сказал: «Мама, она мне делает столько добра, что даже не знаю, как это произошло». Он хочет жениться. Она тоже историк, любительница этого дела, — рассказывала мать.
Судьба Соколова: что сейчас
С 2023 года Соколов бомбардирует Минобороны просьбами отправить его на фронт, прямо говоря, что хочет искупить вину кровью. Но 69-летнему убийце отказали — возраст. Психологи называют Соколова нарциссом: даже в тюрьме он играет роль «непонятого гения». Его мечта о фронте — не раскаяние, а попытка снова стать героем. Но страна помнит другое: окровавленный топор и руки в рюкзаке.
От прошлых браков у Соколова четверо детей. Двое несовершеннолетних — с матерью, остальные просто оборвали связи. А в начале 2024 года не стало матери историка. Людмила Соколова так и не смогла принять жестокую правду о сыне. По сути, он лишился единственного близкого человека, который ещё хоть как-то поддерживал с ним связь из «той счастливой» прошлой жизни.
Однако 69-летний Олег Соколов, кажется, не сильно печалится по этому поводу. Он продолжает жить в собственной иллюзии. Для него важнее не искупление вины, а возвращение символов былого величия — того самого ордена, который когда-то вручал ему лично президент Франции. Пока семья отвернулась, а колония стала подобием «научного салона», он по-прежнему видит себя не убийцей, а «жертвой обстоятельств» — гением, которого «не поняли».
* Внесён Минюстом России в реестр иноагентов