Лишат последней радости? Зачем россиян хотят оставить без длинных выходных в январе и мае

Удар по экономике
Вице-президент «Опоры России» Дмитрий Пищальников предложил заменить длинные январские и майские каникулы шестью сокращёнными рабочими неделями — по три рабочих дня. Причины он перечислил весомые: во-первых, длинные выходные стоят экономике потерь до 1% ВВП, так как компании «замораживают» деятельность на несколько дней и теряют реальную выручку, во-вторых, после таких длинных выходных сотрудникам требуется продолжительное время на восстановление ритма работы.
Длинные январские и майские выходные действительно сильно влияют на экономику, и это является предметом обоснованной озабоченности, согласилась в беседе с 78.ru кандидат политических наук, руководитель образовательной программы «Менеджмент» Президентской академии в Санкт-Петербурге Кристина Палий. Многодневные простои в ключевых секторах в самом деле наносят определённый ущерб.
— Основной ущерб формируется за счёт резкого падения деловой активности, снижения оборота, приостановки реализации проектов и прямых потерь выручки. Ситуацию усугубляет необходимость длительного восстановления рабочего ритма персонала после перерыва, дополнительно снижая результативность в первые рабочие недели года, — подтвердила она.
Особенно показательны в этом смысле январские праздники, поскольку они более или менее стабильны от года к году. Майские «каникулы» бывают не всегда: к примеру, в 2025 году они выдались длинными, с перерывом всего в три рабочих дня, а в 2026 году такого не будет — россияне будут отдыхать 1–3 и 9–11 мая, при этом сокращённой будет последняя неделя апреля и третья неделя мая. Январские же праздники в среднем длятся 8–10 дней — всё равно что дополнительный отпуск.
— Строго говоря, реальная деловая жизнь заканчивается где-то после 25 декабря, когда от контрагентов то и дело слышишь «давайте уже после праздников». Простой в 10 дней — это существенный удар по доходам компании, тем более что эти бесконечные выходные оплачиваются работодателем. Конечно, производственные предприятия могут вывести людей, скажем, 2 января. Но, во-первых, это двойная оплата работникам, во-вторых, не факт, что будет достигнут ожидаемый эффект: отдыхают все смежники, включая транспортные компании, нарушена логистика и поставка комплектующих, — констатировала в разговоре с 78.ru директор по развитию «Фокус-М», поставщика лабораторного оборудования, председатель комиссии по лабораторной диагностике Московского отделения «Опоры России» Евгения Ермолаева.
Поэтому первый квартал года — это традиционное время падения ВВП по всей стране, и с точки зрения экономической целесообразности оптимизация календаря праздников и выходных для сокращения длительный простоев действительно кажется оправданной, согласилась Кристина Палий. Тем более это актуально в современных условиях, когда от экономических успехов и стабильности страны зависит её будущее в целом. Низкая безработица, которая недавно побила очередной рекорд и опустилась до 2,2%, и без того создаёт для бизнеса напряжённость, а падение оборотов в первом квартале только дополнительно её усиливает.
— Предпринимательское сообщество, особенно представители малого и среднего звена, а также отрасли с непрерывными циклами или высокой конкуренцией, относится к продолжительным каникулам критически. Прямые финансовые потери очевидны. Промышленные структуры сталкиваются с нарушениями поставок, а также простоями оборудования. Особенно чувствительны такие перерывы для высокотехнологичных и экспортно ориентированных секторов, где строгое соблюдение сроков и бесперебойность критически важны. Каждая остановка означает потерю контрактов и снижение конкурентоспособности, что в итоге ограничивает ресурсы на развитие, оплату труда и т. д., — указала Кристина Палий.

Однако далеко не все опрошенные 78.ru эксперты оценивают длинные каникулы столь пессимистично, и у них есть на это свои причины.
Все адаптировались
Не все компании приостанавливают работу на период длинных праздников, обратила внимание в беседе с 78.ru кандидат экономических наук, член Гильдии Маркетологов, генеральный директор консалтинговой компании «Лаборатория трендов», руководитель программы «Стратегический маркетинг» ИДПО НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, председатель комитета по маркетингу и стратегическому развитию Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Елена Пономарева.
— Часть компаний, особенно те, кто работают с товарами с коротким сроком годности — например, производители хлеба, молока и т. д. — продолжает работу. Если сроки позволяют, некоторые производят продукцию на склад. Другая часть, как, например, оптовые компании, заранее закупается перед длинными выходными и в этот период работает только на отгрузку, а не на пополнение ассортимента. Это адаптивная модель: заранее обеспечить товарное наполнение, чтобы не было провала на полках, провалов в технологических процессах клиентов и потерь у партнёров. Всё это давно отработано, и никакой катастрофы здесь нет, — отметила она.
Действительно: новогодние праздники устанавливаются столь длинными «испокон веков», и хотя, как заявляется, отдыхает в это время вся страна, товары в магазины доставляются, электричество остаётся, да и с коммунальными авариями, если они происходят, справляются, как и в обычные дни. Кроме того, есть некоторые отрасли, которые остаются в выигрыше из-за длинных праздников, ведь они как раз работают в сфере отдыха — это ресторанный бизнес, индустрия развлечений, алкомаркеты. Эти сферы могут за счёт большой выручки покрыть даже необходимость оплачивать сотрудникам двойной оклад за работу в праздничный день.
— Есть, конечно, провал — но он отраслевой и зависит от того, речь о январе или мае. Клиники, салоны красоты, сервисы, не связанные с жизнеобеспечением населения, действительно снижают активность. Но параллельно этому растёт другой спрос: еда, развлечения, ретейл, доставка, пункты выдачи заказов, товары для дачи. Всё, что связано с тем, как люди отдыхают. То есть где-то бизнес уходит в минус, а где-то получает пиковую нагрузку. Это не убыток экономики — это её перестройка, — пояснила Елена Пономарева.

Потери в 1% ВВП из-за длинных праздников — это много, но не критично, уверена эксперт. Воспринимать как обвал это не стоит, поскольку это сезонный эффект, связанный в том числе и с циклами внутри года. Производство при этом не обязательно останавливается: какие-то компании работают на склад, какие-то перегруппировываются, перераспределяют сделки и объёмы по времени, перенося их на декабрь или вторую половину мая. Бизнес знает, как с этим работать — где-то усилить продажи до праздников, а где-то сразу после, где-то вывести сотрудников по сменному графику, а где-то на дежурство.
— Это история не про неожиданность. Это устоявшаяся реальность, в которую бизнес давно встроился. Более того, подавляющее большинство руководителей, топ-менеджеров и сотрудников воспринимают эти длинные праздники как возможность и самим выдохнуть. Да, потом сложнее включиться — но это не из-за лени. Это потому, что темп в целом очень высокий. И нужен ресурс на восстановление, — указала Елена Пономарева.
Именно в этом — основная проблема всей темы с отменой длинных выходных или их более гармоничным с точки зрения экономики перераспределением: люди привыкли, что у них есть законный дополнительный отдых. И на этот социальный фактор нельзя не обращать внимание.
Покушение на эмоции
Впрочем, общественное мнение о длинных праздниках неоднородно, это фиксируют опросы, констатировала Кристина Палий.
— Хотя новогодний период имеет высокую культурную и семейную ценность, социологические данные фиксируют и значительную долю граждан, для которых чрезмерно длительный перерыв ассоциируется с апатией, сложностями возврата в трудовой режим и потенциальным уменьшением заработка из-за вынужденных простоев, — отметила она.
Тем не менее большая часть граждан всё же воспринимает январские и майские праздники именно как возможность отдохнуть и не выражает недовольства их продолжительностью. Родители проводят каникулы с детьми, более состоятельная часть общества уезжает на море или горнолыжные курорты, рассказала Евгения Ермолаева. Майские праздники непременно связывают с открытием дачного сезона и началом огородных работ, и сбрасывать это со счетов нельзя: например, в 2020 году 52% всех овощей в стране граждане вырастили в собственных хозяйствах.

Кроме того, если оставить праздничными днями, скажем, только 1 и 7 января, работодатели столкнутся с массовыми запросами отпусков на промежуток между ними, и вся выгода будет состоять только в том, что такие отпуска будут выдаваться за счёт работника, указала эксперт.
— Отмена длинных выходных — это не экономическая мера, а удар по устоявшейся системе поведения, в том числе семейной. Новый год — это про дом, про детей, про итоги и планы. Май — это дача, друзья, шашлыки. Это не просто календарь. Это часть образа жизни. И если подходить к вопросу в лоб, то это будет восприниматься как покушение не на экономику, а на эмоции. И это, в свою очередь, точно отразится на мотивации и вовлечённости, — предупредила Елена Пономарева.
Предложенная модель распределённого отдыха как наиболее гибкий формат, апробированный в международной практике, теоретически может снизить сезонные провалы в активности и улучшить показатели ВВП в первом квартале, смягчить шок для экономики от единовременного длительного простоя. Однако её успех зависит от детальной проработки и адаптации к российской специфике, включая различия в отраслях и региональные особенности, уточнила Кристина Палий.
— Экономическая выгода должна быть убедительно продемонстрирована, а альтернатива длинным каникулам восприниматься населением как справедливая замена, а не урезание законного времени отдыха. Без этого даже обоснованные реформы рискуют столкнуться с неприятием, сводящим на нет потенциальные выгоды, — констатировала эксперт.
Поэтому важнее всего в попытках оптимизировать экономику — сделать трансформацию постепенной и обязательно собирать обратную связь от людей. Самыми предпочтительными были бы гибкие форматы, чтобы работали те, кто хочет, а кто не хочет — уходили отдыхать. Должна быть свобода, уверена Елена Пономарева, иначе потери будут не в ВВП, а в доверии и в «покушении» на традиции и привычки.
Интересно, что в 2025 году, похоже, власти опробовали такую модель распределённого отдыха: недаром в январе, апреле, мае, июне, ноябре и декабре в связи с праздниками установлены совсем короткие рабочие недели — по два-три дня.
Как этот эксперимент оценивается, пока неясно, однако косвенную подсказку даёт производственный календарь на 2026 год. В нём единственная настолько короткая неделя будет декабре, остальные сокращаются традиционно — до четырёх рабочих дней.