«Нас не считают за людей»: российские гаишники устали терпеть издёвки

3 июл, 09:07
Светлана Улитина
Сотрудников ГИБДД редко вспоминают добрым словом: их называют взяточниками, сравнивают с лицами нетрадиционной ориентации и делают героями обидных анекдотов. Между тем взятки на дорогах уже практически ушли в прошлое, а вот суровые условия работы, постоянный стресс, недосыпы, хамы и пьяные за рулём никуда не делись. Что особенно бесит сотрудников ГИБДД и чем сложна их работа, расскажет 78.ru.
Коллаж 78.ru: Belkin Alexey/globallookpress.com, flaticon.com/Freepik

Работа по 12 часов в мороз и зной

Если вам кажется, что гаишники только и делают, что машут палочкой — вы просто не стояли на трассе в −30 или +35. Рабочий день у инспектора ГИБДД может длиться по 12 часов, и всё это время — на ногах, на открытом воздухе, в любую погоду. Обедают когда бутербродом в машине, а когда и просто чаем из термоса на бегу. А бывает, что и этого нет. Зимой мёрзнешь до онемения пальцев, летом — плавишься в форме под палящим солнцем. Но кто-то ведь должен ловить лихачей и утихомиривать неадекватов за рулём.

— Работа по 12 часов, день и ночь. Смена может быть и в день, и в ночь. Дорога — наш дом родной. Переработку до 20 часов за год оплачивают деньгами. Остальное можно взять отпуском, — рассказывает опытный гаишник.

Поэтому желающих работать в ГИБДД не так и много: ещё на этапе собеседования их предупреждают — трудиться придётся в адских условиях.

— График очень тяжелый. Работать день и ночь. Потом «отсыпной». Потом выходной и по новой. Семейным будет тяжело, я бы не рекомендовала, — откровенно призналась в беседе с одним из соискателей сотрудница отдела кадров.
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

Её слова подтверждает Екатерина, сотрудница ГИБДД из Хабаровска:

— У нас в Хабаровске зимой температура опускается до минус сорока, а еще влажность, ветер — и так до марта. Стоишь по два часа, полностью промерзаешь, а потом идешь меняться с напарником. За это время на дороге бывает по два-три нарушения, а бывает и все двадцать пять. Отогреваемся мы где-нибудь в автомобиле или в помещении поста, а в это время пишем материалы.

Кстати, тут кроется и ответ на волнующий многих вопрос: почему у сотрудников ГИБДД — в особенности у тех, кто уже в высоком звании — зачастую такие, простите, откормленные лица? Оказывается, лишне килограммы — тоже следствие тяжёлых условий труда, а не того, о чём вы всегда думали.

— На обед могут отпустить в двенадцать дня, а могут и в шесть вечера, притом что ты встал в шесть утра. Из-за этого у всех сотрудников испорченные желудки, а еще нарушен обмен веществ — так все и набирают вес, — объясняет Екатерина.

«Пистолет выдали — дальше крутись как умеешь»

Стереотип про «гаишника-взяточника» живуч настолько, что до сих пор вызывает нервные смешки у водителей, особенно у тех что постарше. И правда, в 90-е ГАИ действительно была неплохой «кормушкой»: да, зарплату могли не платить месяцами, зато у каждого поста был свой «доходный» участок трассы. Ходил даже анекдот: «Я думал, пистолет выдали, а дальше крутись как хочешь». И действительно — крутились кто как умел.

Сегодня всё иначе. Камеры, регистраторы, внутренние проверки, да и просто страх лишиться пенсии или звания сделали своё дело — сотрудники ГИБДД от подобных «предложений» не только отказываются, но и могут устроить нарушителю неприятности.

Да и зарплаты у сотрудников хоть и не фантастические, но всё же выросли. Так что желание сунуть купюру в удостоверение у большинства водителей давно отпало.

— Брать взятки стало слишком рискованно. Хочу напомнить, что это преступление совершает и тот, кто предлагает деньги, и тот, кто берет. И это еще очень большой вопрос — кто виноват больше, — говорит один из сотрудников.
Фото: ИЗВЕСТИЯ Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

И не один из представителей профессии так считает.

— Взятки теперь в больших городах — редкость, — подтверждает другой. — Только за этот год я слышал два раза, как сотрудники ГИБДД привлекли к уголовной ответственности водителей, которые давали им взятки. Вот типичный случай. Водителя останавливают на трассе за превышение скоростного режима. Он дает на месте 5000 рублей, а на следующий день обещает привезти еще 50 000. Сотрудник ГИБДД его тут же сдает: водитель задержан за совершение коррупционного деяния, идет следствие. Уверен, если таких случаев будет больше по всей стране, коррупция исчезнет.

Екатерина из Хабаровска тоже отмечает, что водители стали гораздо реже предлагать взятки, а гаишники перестали их брать:

— И дать, и взять деньги сложнее, потому что патрульные автомобили сейчас с регистраторами. Никто не верит, что существуют инспекторы, которые не берут взятки, но есть и те, кто никогда за всю жизнь не брал денег, — таких процентов двадцать. Правда, это чаще молодые.

Иногда доходит до абсурда: водители жалуются не на то, что гаишники берут взятки, а на то, что они… отказываются от денег. Типичную историю про «вредных гайцов» поведала одна из пользовательниц интернета. Её знакомый «удачно» погулял на свадьбе дочери, а наутро ему звонит шеф: мол, нужно дрова привезти одной бабульке.

— Болевший с похмелья Егор подумал, если бы «дальняк» — отказался бы, рисково. А по селу туда и обратно за 30 минут сгоняет без проблем. Но, без проблем не вышло… Лесовоз остановили местные гаишники и оформили мужика по всем правилам… И как вы думаете, кого в своих бедах обвинил Егор? Конечно, гаишников. Егор рассказал, что оформивший его «гад» не захотел войти в его ситуацию и денег не взял. Хотя он знает, что все они взяточники, не первый раз попадался с похмелья. Видимо, мало денег предлагал…

«Почему некоторые люди в своих бедах и проблемах обвиняют кого угодно, только не себя любимого?» — удивляется автор поста. Она подчёркивает, что большинство сотрудников ГИБДД — честные и порядочные люди, которые и в зной, и в мороз, и ночью, и днём находятся на дорогах, чтоб обеспечивать нашу безопасность.

Впрочем, есть и такая теория, что честных сотрудников ГИБДД встречают только честные люди. А вот нарушителям и грубиянам попадаются в основном как раз-таки взяточники и оборотни в погонах.

Фото: Svetlana Vozmilova globallookpress.com
Фото: Svetlana Vozmilova/globallookpress.com

«Ты кто такой вообще?!»

Работа на дороге — это ежедневное столкновение с чужой агрессией. Почему-то сотрудник ГИБДД для многих водителей не представитель закона, а что-то вроде надоедливой мишени для слива злости. Чуть что, в ход идёт мат, угрозы, рукоприкладство и съёмка на телефон с криками: «Я вас всех посажу!»

Некоторые водители будто только и ждут повода сцепиться с инспектором, чтобы потом выложить в Сеть «шокирующее» видео. И конечно, многие винят в конфликте именно гаишника.

— Нас совершенно не считают за людей, — с сожалением констатирует Екатерина из Хабаровска. — Многие мои друзья и знакомые называют сотрудников всякими неприятными словами. Мы всех, конечно, бесим.

По словам девушки, водителей злит даже сам факт, что их остановили, а если им пытаются еще и указать на нарушения, у них просто «срывает крышу».

— Когда показываем видеозапись, где зафиксировано нарушение, некоторые даже пытаются разбить видеорегистраторы. Люди нас тоже раздражают, но мы не можем себе позволить сказать все, что думаем, а порой хочется, — признаётся гаишница.

Особенно трудно бывает, по её словам, по вечерам, когда все едут с работы, злые, голодные и уставшие, да ещё и торчат в пробках по два с половиной часа:

— Иногда угрожают: «До дома ты сегодня не доедешь». Бывает, оказывают и физическое сопротивление — особенно часто это делают пешеходы. Я некрупного телосложения, поэтому с ними мне сложно: те, кто выше и больше, посылают на три буквы.

Екатерина до сих пор помнит неприятный случай, который случился с ней через две недели после начала работы: тогда сотрудница остановила девушку, которая ехала по встречке на иномарке.

— Я подошла, представилась, объяснила суть нарушения, а она обложила матом с ног до головы. Сказала: «Ты сотрудник, ты будешь стоять, молчать и все это дерьмо кушать, а я буду поносить тебя, как хочу, и ты мне ничего не сделаешь».

Порой доходит даже до рукоприкладства:

— Один раз мы оформили водителя за алкогольное опьянение, погрузили его автомобиль на эвакуатор, как вдруг прибежали десять его друзей. Нас было два сотрудника, плюс водитель эвакуатора, поэтому пришлось вызывать дополнительный наряд. Досталось всем, а у инспектора было сотрясение
Фото: Aleksey Smyshlyaev globallookpress.com
Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com

Ещё несколько лет назад водители были адекватнее, к людям в форме ДПС относились скорее с пониманием, говорят сотрудники. Сейчас же с самого начала воспринимают гаишника в штыки и с ходу начинают конфликтовать.

— Говорят: «Покажите удостоверение, документы не дам, из автомобиля не выйду, глушить не буду». Раньше так себя вела в основном молодежь, а сейчас любой может тебя обидеть — бывает, какой-нибудь пенсионер так обматерит! — жалуются в ГИБДД.

Но есть и те, кто куда хуже водителей-хамов — это, по словам гаишников, «канцелярские крысы», вежливые, но дотошные.

— Кто их всех научил этой фразе: «Какая причина моей остановки?». Еще лет пять назад так никто никогда не говорил! — возмущается представитель «людей с палочками». — Если сотрудник полиции решил проверить подозрительный автомобиль, он имеет на это полное право. И он не должен ничего объяснять. Но теперь объясняет.

Подобные фразы из уст водителей как будто изначально ставят под сомнения действия гаишников, но так быть не должно, считают сами сотрудники ГИБДД.

Иногда водители перегибают палку даже с хамством. Так, экс-сотрудник ДПС рассказал о водителе, которому его коллеги дали прозвище Паша Трусики. Он постоянно конфликтовал с сотрудниками ГИБДД, а чтобы избежать ответственности за нарушения, свои документы — страховку, водительское удостоверение, свидетельство о регистрации, в общем, всё, что водитель должен предъявлять инспектору — возил… в нижнем белье. Конкретно — в трусах.

— Когда его останавливали, он демонстративно доставал их из трусов и протягивал сотрудникам. Мы их, естественно, не брали — а он на это и рассчитывал.

Самое обидное, что хамство и оскорбления чаще всего сходят грубиянам с рук:

— Пьяный на улице начал обзывать группу сотрудников отборными матами. Задержали, составили административное дело. Но прокуратура не дала ему ход. Дескать, задержанный «не обращался к вам адресно, а выражал свое личное мнение».
Фото: ИЗВЕСТИЯ Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Бывает и так, что сотрудники ДПС выполняют общую розыскную работу, а им пытаются в этом помешать — мол, это не ваше дело.

— Приехали по ориентировке в садоводство, проводим задержание подозреваемого, — рассказывает гаишник. — А он видит машину ДПС и орет: «Вы кто такие? И по какому праву меня задерживаете? Вы ведь водителями должны заниматься!». Показываю ему нагрудный знак. Говорю, читай — видишь, что здесь написано: «По-ли-ция». У нас почему-то многие считают себя грамотнее всех, не имея никаких реальных знаний на самом деле.

Хам — это ещё полбеды. Хуже — пьяный за рулём

Если с агрессивным трезвым водителем можно хотя бы поговорить, то с пьяным остаётся только гадать, что он выкинет в следующую секунду. Кто-то устраивает гонки по дворам, кто-то пытается «порешать на месте», а кто-то просто валится лицом в руль, уверяя при этом, что не пил. А самое печальное, что подвыпивших граждан не пугают ни конские штрафы, ни лишение прав. Инспектор ГИБДД делится своими переживаниями:

— Лично меня поражает равнодушие людей, которых повторно задерживают пьяными за рулем. Недавно поймали мужика, который только вышел из колонии-поселения, где провел больше года. Мы уже сердечно ему говорим:
— Зачем ты так, родной? Неужели тебе настолько наплевать на свою жизнь, судьбу твоих близких и, возможно, абсолютно посторонних людей, которых ты покалечишь?
— А он сидит — абсолютно спокойный! Пьяный и наглый.

Один из старых сотрудников ГИБДД, уволившийся несколько лет назад, считает, что причина такого количества пьяных за рулём — в острой нехватке кадров. По его ощущениям, за последнее время почти половину сотрудников сократили, соответственно, нагрузка на оставшихся чрезвычайно выросла, а контроль за движением на дорогах ослаб. Как итог — пьяных просто не успевают ловить:

— Раньше водители боялись садиться пьяными за руль, все знали, что на дороге стоят инспекторы и они легко тебя выявят. Теперь такого нет. Водители говорят: «Так вас ведь нет нигде. Раз в пять лет остановят — и всё. Странно, что вы меня поймали».
Фото: Belkin Alexey globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

От повышения зарплаты вторые глаза и руки не вырастут

Зарплаты у сотрудников ГИБДД, если сравнивать с теми же 90-ми, неплохие, по крайней мере, теперь на них можно не только выживать, но и жить. Однако иллюзий ни у кого нет: размер оклада всё ещё не соответствует уровню стресса, ответственности и рисков. Когда ты каждый день мёрзнешь на трассе, разбираешься с пьяными, отбиваешься от неадекватов и пишешь тонны отчётов, хочется всё-таки получать больше, чем водитель автобуса.

Но даже повышение зарплаты не поможет улучшить ситуацию на дорогах, если не увеличить количество сотрудников, считают сами гаишники.

— Плюс был один: подняли зарплату. Хорошо подняли, больше чем вдвое. Но у инспекторов от этого не выросли дополнительные глаза и руки, после сокращений нормальный надзор за дорогами физически невозможен. Так что, когда вы читаете про новое ужасное ДТП с пьяным водителем, помните, что оно было предотвратимо. Просто предотвращать некому, — разводит руками один из сотрудников.

Бывает и такое

Про плохих гаишников рассказывают охотно и громко, а вот о хороших — как-то между делом, если вообще рассказывают. Хотя добрых историй, где сотрудники ГИБДД показывают себя настоящими героями, хватает: кто-то помогает завести заглохшую машину, кто-то чинит пробитое колесо прямо на обочине, кто-то с мигалками везёт роженицу в роддом. В такие моменты становится ясно, что за формой и жезлом тоже живой человек.

— Однажды в Бугульме встал в 3 км от города, машина сломалась. Кое-как доехал до заправки, там сотрудники ГИБДД узнали что у меня случилось, посадили к себе в машину погреться (мороз был -25), нашли мне эвакуатор, дождались его вместе со мной. Попросили водителя довести до места аккуратно и уехали. Огромное им спасибо!»
— В 3 часа ночи кончился бензин (датчик топлива не работал). Дотянули на тросу до заправки и дали от себя 200 рублей заправиться. Хотел перевести им обратно по карте, сказали не надо.
— Был у меня автомобиль ВАЗ 2407, я ехал с перегоревшей лампочкой в задней фаре габаритного огня, инспектор ДПС остановил, обратил на это внимание и… достал из патрульного автомобиля лампочку и предложил на месте заменить лампочку. Я заменил, а он даже денег за нее не взял. И отпустил.
— Мне 20 лет, еду на отцовской машине, вдруг сзади голос в громкоговоритель: «водитель Таврии, гос номер такой то принять вправо и остановиться!» Остановился, выхожу, дрожащими руками пытаюсь нащупать документы (хоть и не нарушал, но вот так резко остановили, с мигалками и воплями), потому и руки затряслись, чтож я такого натворил то??? А инспектор говорит, у вас колпак на колесе сейчас потеряется, мы издалека заметили, как он об диск бьется. Потом он выключает мигалки и уезжает. А права я так и не успел достать.
Фото: ИЗВЕСТИЯ Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Одним словом, гаишник — такой же человек, как и все. Не кристально честный и вечно голодный инспектор из «Нашей Раши», конечно, но и не отъявленный злодей, только и ждущий, когда ему сунут взятку. А просто сотрудник ГИБДД, который делает свою работу, часто тяжёлую и неблагодарную. И если водители перестанут им хамить и начнут сотрудничать, как минимум одна из двух главных проблем России, скорее всего, будет частично решена.

По материалам: Дром, V1, Афиша Daily, Autonews.ru, 9111, Auto.Mail.ru.