Еда под особым контролем. В Пулково взялись делить рынок бортового питания

21 мая 17:05
Татьяна Черных
На прошлой неделе аэропорт «Пулково» огорошил пассажиров тревожными новостями – рейсы, возможно, будут вылетать с задержками и без еды на борту. Виной всему - новые правила досмотра питания, которые начали действовать с 18 мая. Нужно признать, что пока воздушная гавань работает без эксцессов, но стоит ли волноваться тем, кто собирается в отпуск или командировку в ближайшее время?
Коллаж 78.ru: freepik.com, aeromar.ru, Zamir Usmanov/globallookpress.com, flaticon.com/tyche fairy

Что там случилось на самом деле?

Как объяснили в пресс-службе «Пулково», в мае изменились требования к обеспечению транспортной безопасности. С этого момента проверять любые бортовые грузы, в том числе и наборы питания, за пределами контролируемой зоны аэропорта нельзя. Именно поэтому возникли проблемы с кейтеринговыми фирмами «Транспит Северо-Запад» и «Флай Сервис Логистик», чьи цеха находятся не в здании порта, а рядом – в Авиагородке. Прежде их продукцию досматривали прямо на месте производства, теперь же это можно сделать на свободных контрольно-пропускных пунктах (КПП) летного комплекса.

Казалось бы, в чем тогда проблема и зачем нужно было пугать задержками рейсов? Как выяснилось, ситуация должна была развиваться по другому сценарию. Еще 13 мая в своем официальном телеграмм-канале «Пулково» категорично объявило, что теперь за комплектацию питания для рейсов, отправляющихся из Петербурга, будет отвечать только одна компания - «Аэромар». Это дочерняя структура «Аэрофлота», она изначально работает на площадке порта и имеет собственный оборудованный КПП. Так что новые правила досмотра ей не помешают. Также было подчеркнуто, что все заинтересованные компании, включая авиаперевозчиков, предупреждены заранее. Однако опасения, что оставшись единственным поставщиком продовольствия, «Аэромар» на первых порах просто не справиться с обслуживанием всех самолетов, оставались. Отсюда и предупреждения.

Фото: aeromar.ru

Но в последний момент вмешался ФАС. Рассмотрев жалобу «Транспит Северо-Запад», ведомство увидело в действиях оператора аэропорта - ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» явные признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые привели к созданию преимущественных условий для «Аэромара». «Пулково» получило предупреждение, что если до 26 мая дискриминационные факторы не устранят, будет открыто антимонопольное разбирательство.

В результате, зеленый свет дали всем кейтеринговым компаниям. Они продолжили работу и после 18 мая, правда, далеко не в полном объеме.

Хочешь кормить – имей свой КПП

В «Транспит Северо-Запад» подсчитали, что после изменения схемы досмотра фирма теряет практически две третьих заказов. Многие авиакомпании предпочли подстраховаться и начали загружать питание в местах прибытия. Еда не такая свежая, зато пассажиры точно не останутся голодными. Кроме того, при существующей методике проверок сам «Транспит» уже не в состоянии доставлять большие партии.

— Нам предложили пользоваться двумя действующими КПП аэропорта, - рассказывают в компании. - Но там установлены небольшие аппараты, через которые невозможно провести крупногабаритные грузы. Досмотр идет практически вручную - малыми партиями в компактных контейнерах. Все это - потеря времени и дополнительная нагрузка на персонал. А главное, что на территории «Пулково» есть пункты с подходящим оборудованием, но они в частных руках и недоступны для других поставщиков и авиаперевозчиков.

Сейчас в границах охраняемой зоны воздушной гавани действуют два таких КПП. Один принадлежит авиакомпании «Россия», и соответственно им пользуется «Аэромар». Помогать конкурентам он явно не станет. Второй пункт расположен на площадке Грузового терминала «Пулково» - коммерческой компании, которая не имеет отношения к оператору аэропорта. Здесь досмотр возможен, но это будет платная услуга и, по признанию кейтеринговых фирм, такие расходы могут сделать их и без того не слишком прибыльный бизнес и вовсе убыточным.

Фото: ИЗВЕСТИЯ Александр Казаков
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

В «Транспит Северо-Запад» настаивают, что досмотр грузов и обеспечение безопасности полетов - это основная обязанность аэропорта. И именно он должен создать для этого необходимую инфраструктуру, которой смогут пользоваться все заинтересованные компании.

— Нас действительно еще в прошлом году предупреждали, что изменения будут, - признает генеральный директор «Транспита» Дмитрий Гайдукевич. – И с тех пор мы постоянно пытаемся найти выход из сложившихся обстоятельств. Так, у нашей компании есть помещение в контролируемой зоне, но туда до сих пор не могут установить аппаратуру для досмотра. Есть и другие варианты. Но в любом случае, организацией контрольно-пропускного режима и доступа грузов на охраняемую территорию должен заниматься аэропорт. За это они получают сборы от авиаперевозчиков.

А пока петербургские поставщики бортового питания продолжают по мере сил обслуживать вылетающие рейсы и надеяться на помощь ФАС. Конечно, факт нарушения в этой ситуации очевиден, но рассмотрение подобных дел, как правило, затягивается на несколько лет. Да и сам статус монополиста законом не запрещен. И даже если «Аэромар» в конце концов станет единственной кейтерингом в «Пулково», то этот случай не будет уникальным для российского авиарынка.

Еда без альтернативы

По такому сценарию работают практически все аэропорты страны. Обычно организацией питания занимаются либо сами операторы воздушных гаваней, либо делят этот бизнес с аффилированными фирмами, такими как «Аэромар».

Исключений из этого правила – буквально единицы. Так, нескольких кейтерингов пока есть в международном аэропорту «Иркутск». Правда, лет пять назад местный ФАС оштрафовал его на 4 млн. рублей по аналогичному делу – «за ущемление конкуренции на рынке бортового питания».

Наибольшим выбором поставщиков может похвастаться «Шереметьево», где работают сразу три альтернативные компании. Но поскольку это основное место приписки «Аэрофлота», то и здесь львиная доля заказов достается «Аэромару».

Фото: aeromar.ru
Фото: aeromar.ru

Получается, что независимые кейтеринги в отечественном авиабизнесе не приживаются, а это не идет на пользу ни перевозчикам, ни пассажирам.

— У нас летает около несколько десятков компаний, и у всех свои требования к формату питания, - рассуждает Дмитрий Гайдукевич. – И пока мы боремся за клиентов, то пытаемся выполнять их пожелания, следить за качеством продуктов, держать цены, разнообразить меню. Так, специально для мусульман мы даже получили сертификат «Халяль» в Арабских Эмиратах. Но если за поставки еды будет отвечать только одна фирма, то какой ей смысл стараться?