Су-35 против «корсаров»: что будет с судоходством на Балтике после попытки захвата танкера

15 мая 13:05
Анна Федорова
Военно-морские силы Эстонии преследовали гражданское судно, двигавшееся в российский порт. «Врагу не сдаётся», как оказалось, не только «Варяг», но и JAGUAR, на защиту которого прилетел российский истребитель. По итогу вышло бегство сил НАТО, но это может быть лишь первой частью открытой в Прибалтике «охоты на ведьм».
Фото: MOD Russia/globallookpress.com, unsplash.com

Накануне, 14 мая, видео с вопиющим инцидентом в нейтральных водах распространилось в соцсетях. Эстонские ВМС при поддержке авиации НАТО устроили «пиратский налёт» на двигавшееся в Россию гражданское судно JAGUAR. «Курвиц» (патрульный корабль) и компания в итоге просто сбежали после появления российского Су-35, но ситуация прецедентная — настолько провокационные попытки «западных партнёров» найти «теневой флот» РФ поднимают множество вопросов к безопасности судоходства на Балтике.

Су-35 отказался «следовать инструкциям»

Танкер JAGUAR под флагом Габона направлялся в Приморск 13 мая, когда его окружили «пираты», хотя в контексте «корсары» конечно — они же на госслужбе.

Судно начали преследовать патрульный катер «Райу», патрульный корабль «Курвиц», десантный вертолёт, а также самолёт PZL M28 и ещё польские МиГ-29. «Кортеж» из представителей авиации НАТО и Военно-морских силы Эстонии требовал у моряков изменить маршрут и следовать за ними.

Фото: соцсети

«Требовал» со всей изобретательностью — пытались высадить десант с вертолёта, угрожали протаранить судно, по рации настойчиво просили экипаж «следовать их инструкциям». Моряк за кадром на оказавшемся в соцсетях видео реагирует характерно:

— Ну давай, с разгона, — «подбадривал» оператор один из кораблей.
Фото: соцсети
Фото: соцсети

JAGUAR на угрозы не поддался и продолжал путь. Устроенный вокруг него «балет на воде» специалисты оценивают вполне однозначно. В беседе с 78.ru военный эксперт Юрий Кнутов как раз вспомнил про «корсаров», но не только:

— На мой взгляд, произошедшее — самое настоящее пиратство, граничащее с террором, когда гражданское судно пытаются загнать с помощью военных самолётов и катеров пограничной охраны в территориальные воды Эстонии, чтобы высадиться на него и отбуксировать в порт. По сути, эта акция примерно такая же, какие осуществляли гитлеровцы во время Второй Мировой войны, а в последующем сомалийцы, — оценил инцидент эксперт.

Не известно, чем бы история закончилась, если бы не вмешательство российского истребителя Су-35, который обвинили в нарушении воздушного пространства Эстонии.

Фото: t.me mod_russia
Фото: t.me/mod_russia

Та сторона уже сообщила, что готовит ноту протеста, а инцидент там описали так:

— Российский истребитель Су-35 нарушил воздушное пространство Эстонии в районе города Юминда. У самолёта не было плана полёта, транспондер был выключен, и он игнорировал радиосвязь. Истребители F-16 Балтийской воздушной полиции НАТО вылетели из Эмари, чтобы идентифицировать самолёт. Эстония вызвала временного поверенного в делах, — опубликовали сообщение в соцсетях Минобороны страны Прибалтики.

По факту же «корсары» просто «разбежались» при появлении российского самолёта — эстонские же СМИ сообщили, что истребитель в чужом воздушном пространстве пробыл менее минуты.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

По данным 78.ru, сейчас танкер JAGUAR уже на рейде у порта Приморска. Утром 15 мая осматривали водолазы, после чего экипаж сойдёт на берег.

«Моська-ябеда» против нашего «слона»

Побежали эстонцы, кстати, сразу жаловаться американцам. Министр иностранных дел Эстонии, Маргус Цахкна, сегодня, 15 мая, опубликовал вот такой пост:

— Информировал госсекретаря США Марко Рубио о недавнем инциденте, когда российский истребитель нарушил воздушное пространство Эстонии с пролётами вблизи корабля теневого флота JAGUAR.
Фото: x.com (заблокирован на территории РФ) Tsahkna
Фото: x.com (заблокирован на территории РФ)/Tsahkna

Причина провокации с патрульными кораблями в качестве таранов и не скрывается — охота на российский «теневой флот». Упомянутый министр Цахна в соцсетях перед публикациями об инциденте, радовался 17-му пакету санкций ЕС в отношении России, который согласовали накануне. Как писала Financial Times, новые меры затронут как раз 149 нефтяных танкеров, которые в ЕС считают «российским теневым флотом».

Вот только деталь — пакет санкций согласован, но не принят. Произойти это может 20 мая на Совете ЕС по иностранным делам, как сообщила глава дипломатии Евросоюза Кая Каллас.

Фото: Kristian Tuxen Ladegaard Berg globallookpress.com
Фото: Kristian Tuxen Ladegaard Berg/globallookpress.com

Эстонцы ошиблись и «поторопились» или просто демонстрируют лояльность «хозяевам» и пытаются давить на РФ во время начинающихся сегодня переговоров в Стамбуле? Их действия на самом деле даже экспертов немного удивляют, хоть цель достаточно очевидна.

— Поведение Эстонии напоминает, какой-то сюр! Моська против слона. Кроме как глупостью это не назвать. При более агрессивном поведении наш истребитель мог повести себя и по другому например проходить на малых высотах, что было бы очень неприятно для маленького катера. А так — это просто провокационные действия по заданию своих хозяев, — прокомментировал 78.ru ситуацию политтехнолог Сергей Григорьев.

«Россия имеет право»

Прецедент, тем не менее, крайне тревожный для всего судоходства на Балтике. Могут ли «уважаемые партнёры» и члены НАТО, Эстония и Финляндия, перекрыть России доступ в Балтийское море?

— Они не могут, потому что есть международные воды. Судно JAGUAR находилось в международных, не территориальных. Другой вопрос, что по первым тоже есть ограничения, в том случае, если судно представляет опасность или есть подозрения, что оно перевозит незаконный груз, то оно может быть досмотрено. Это весьма условные вещи: в принципе проход по международным водам независимо от флага должен происходить беспрепятственно, — пояснил 78.ru положение военный эксперт и историк Кнутов.


Видео: 78.ru

Однако реакция на попытку захвата двигавшегося в Россию судна, конечно, должна быть — прецедент создан. Есть, конечно, дипломатические варианты, но военный эксперт в беседе отмечает — учитывая риторику, доносящуюся из Эстонии и Финляндии (о том, что Балтийское море должно быть внутренним для НАТО за исключением портов Санкт-Петербурга и Калининграда) веры в диалог немного. Есть и более жёсткая опция:

— Россия имеет право фактически организовать военную охрану тех судов, которые двигаются в порты РФ. <…> Мы помним практику международную, которая существовала в Индийском океане из-за действий сомалийский пиратов. Ряд судов собирались в караван, а затем они следовали под охраной военного судна, достаточно хорошо вооружённого, которое обеспечивало их безопасность. В том случае, если такая практика со стороны стран НАТО сохранится и будет усиливаться, возможно, нам придётся идти по данной схеме, — описал возможную перспективу Кнутов.
Другое по теме