Сфинксы-мертвецы и «Киркоров в шубе»: 8 самых уродливых памятников Санкт-Петербурге

1. Памятник Петру I в Петропавловской крепости (1991)
Если бы Петр I увидел, каким его изобразили у стен Петропавловской крепости, он, скорее всего, первым делом позвал бы палача. Скандальный памятник работы Михаила Шемякина появился в 1991 году и до сих пор вызывает острое желание у туристов не столько сфотографироваться рядом, сколько поиздеваться над скульптором.
Император предстает перед нами с гипертрофированным торсом, несоразмерно длинными руками и крошечной головой, больше напоминающей череп. Сидит он на троне — точнее, на некоем подобии трона — с вытянутыми, почти скелетообразными пальцами, которые свисают как когти. В общем, великого реформатора Пётр Алексеевич в таком виде точно не напоминает.
Сам автор, Михаил Шемякин, говорил, что хотел передать «дух эпохи» и «внутреннюю мощь личности», а голова потому такая маленькая, что художник в точности скопировал её с посмертной маски Петра. Однако петербуржцы и гости города массово сочли работу карикатурой, если не издёвкой. Многие уверены, что памятник больше напоминает злодея из фильма ужасов, чем монарха.
Я ожидал увидеть величественное и внушительное изображение императора, а вместо этого столкнулся с чем-то странным и даже комичным.
Очень неоднозначно. Если придерживаться фактов, то фигура Петра действительно была непропорциональной. Но подозреваю, что не до такой степени...
Да, скульптор достиг цели. Эмоции вызваны. Хочется взять и переплавить.
Но что действительно забавно: при всей своей «кошмарности» этот памятник стал дико популярным. Люди ругаются, плюются, но обсуждают и непременно фотографируются — что это, как не триумф современного искусства?
2. Памятник Александру Блоку на Декабристов (2023)
Этот монумент на улице Декабристов вызывает у прохожих не возвышенные мысли о «Прекрасной даме», а ассоциации с дементорами из «Гарри Поттера» или косо стоящей Пизанской башней. Скульптура поэта, установленная в 2023 году прямо напротив дома, где он жил, стала настоящей сенсацией, но увы, не в самом позитивном смысле.
Бронзовый поэт высотой 3,6 метра так сильно сильно наклонён вперёд, будто Блок вот-вот рухнет на зрителей. Голова непропорционально маленькая, как будто скульптор перепутал масштаб, спина сутулая, взгляд потухший. Создаётся ощущение, что тяжело больной поэт с трудом вышел из дома за хлебом и устал уже на втором шаге.

В социальных сетях петербуржцы состязаются в остроумии, сравнивая монумент с нетрезвым человеком, Пизанской башней и даже с Майклом Джексоном.
Кошмар. Позорище. Кто только одобряет такие памятники??? Художник вправе, конечно, видеть, как он хочет, но на своих личных выставках!
Этот памятник для меня лично ужасен, да и нет ни капельки внешнего сходства в чертах лица с великим нашим поэтом...
Это не памятник Блоку, а символический памятник одинокому и уставшему человеку. И, конечно же, не произведение искусства. И зачем этот наклон? Ветер? Против ветра так не идут. Так идут из кабака.
Скульптор Евгений Ротанов в ответ на критику буквально вышел из себя:
Как хочу, так и делаю. Находка такая моя. Блок — человек, который идет в народ, погружен в себя. Его окружающие дома не интересуют. Головой он не крутит. Потому что я так задумал.
Пожалуй, главное достоинство памятника — оживлённые обсуждения. Блока вспомнили, начали перечитывать, вновь зазвучали знаменитые строки «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». А значит, цель достигнута — пусть даже и таким чересчур «креативным» способом.
3. Памятник жертвам политических репрессий на Воскресенской набережной (1995)
Этот памятник — редкий случай, когда даже искусствоведы не знают, как реагировать. На Воскресенской набережной, напротив печально известной тюрьмы «Кресты», стоят два бронзовых сфинкса. И всё бы ничего — но лица у них странные: одна половина — молодая женщина, вторая — голый череп.
По задумке, скульптура должна была стать вечным напоминанием о миллионах жизней, сломанных репрессиями. Получилось, однако, так зловеще, что хочется поскорее пройти мимо этого художественного недоумения и забыть его, а не задуматься о трагедии.

Автор идеи — всё тот же скульптор Михаил Шемякин, что подарил Петербургу несуразного монструозного Петра с маленькой головой. И вновь художнику удалось шокировать публику: работа получилась страшная, гнетущая, словно выворачивающая наизнанку. В отзывах люди даже называют «метафизических сфинксов» одним из самых плохих памятников Петербурга.
Моя фантазия ни за что бы не связала Петербургских сфинксов и репрессированных.
По-моему, такие «памятники» уродуют город. Не к месту установлен.
Отвратительный памятник. Хуже репрессий только памятники жертвам репрессий.
Да и выбор места тоже показался горожанам сомнительным. С одной стороны — напротив «Крестов», что логично (кстати, к тюрьме статуя обращена именно «мёртвой» частью. С другой — оживлённая набережная, дети на велосипедах, туристы с фотоаппаратами. Некоторые и вовсе считают, что скульптуры из-за тяжёлой позы и зловещих выражений лиц больше напоминают палачей, чем жертв.
Конечно, памятник стоит не для красоты. Но и как напоминание о страшной странице истории — он скорее пугает и отталкивает, чем заставляет задуматься. Не каждый захочет подойти ближе и тем более сфотографироваться у такого жуткого творения.
4. Памятник Дмитрию Менделееву в Мурино (2021)
Самый известный памятник Дмитрию Менделееву в Петербурге был установлен почти сто лет назад и находится во дворе Технологического института на Московском проспекте. Но есть в нашем городе и ещё один мемориал автору таблицы химических элементов, который куда колоритнее своего «старшего брата». Расположен он в Мурино, прямо посередине одноимённого бульвара — Менделеева.

Бронзовая скульптура появилась в молодом городе, выросшем на месте капустных грядок и совхозных полей, в 2021 году. Авторами проекта стали два студента Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина Владислав Муханов и Иван Зубарев. По задумке ребят, памятник изображает тот самый растиражированный в народном фольклоре момент, когда Дмитрию Ивановичу приснилась прославившая его таблица. Поэтому монумент получился довольно своеобразным: не знакомым с идеей памятника горожанам он напоминает скорее кучу ржавой жести.
Груда порванного металла, смотрится удручающе. Кто придумал это убогое зрелище?
Когда прохожу мимо, всякий раз кажется, что постамент либо проржавел, либо крысами обгрызен. Дизайн постамента ужасен.
Страшный железный остов! Какая-то мода на такие памятники пошла!
Некоторые считают, что сама мысль увековечить память российского химика неплоха, но вот исполнение подкачало. Впрочем, в защиту своего творения молодые скульпторы заявляют, что, мол, несправедливо постоянно изображать Менделеева неким старцем, ведь в действительности Дмитрий Иванович был очень подвижным и деятельным человеком. К тому же именно такой памятник как нельзя лучше соответствует молодому, динамично растущему пригороду Северной столицы.
5. Памятник Андрею Сахарову перед зданием СПбГУ (2003)
Перед одним из корпусов Санкт-Петербургского государственного университета на Университетской набережной расположилась странная конструкция, которую официально именуют памятником академику Андрею Сахарову. Но даже если вы будете знать, кому он посвящён, шанс узнать в этом абстрактном изваянии «ум и совесть XX века» невелик.
Монумент установили в 2003 году. Автор — скульптор Левон Лазарев, скончавшийся менее чем через год после установки. Всю жизнь он намеренно игнорировал признанные каноны в скульптуре, вот и в случае с Сахаровым получился скорее вызов обществу.
Трёхметровый памятник представляет собой бронзовую фигуру академика с отведенными за спину, как у заключенного, руками, словно закованного в каменную глыбу. Изначально, к слову, художник планировал окружить Сахарова моделями атомов с электронами, которые «висели» бы на обручах-орбитах вокруг постамента, но этот вариант оказался слишком сложным технически.

Памятник в итоге получился довольно специфический и с самого начала вызвал немало вопросов. К тому же, как оказалось, с родными Андрея Дмитриевича проект монумента никто не согласовывал, а вдова создателя отечественной атомной бомбы и вовсе была категорически против его установки.
Один из самых странных, если не сказать, уродливых памятников, что я видел...
Как памятник совершенно ужасно. Жалкий. Сахарову можно только посочувствовать, что он выставлен таким.
Ужасная бородавка на теле нашего прекрасного города. Где тот хирург, который удалит это позорище из центра?
Хорошо, что Сахаров этого не увидит. Позорище.
Это памятник?! Г*** полное. Скульптору руки бы оторвать по самые плечи.
Некоторые, впрочем, пытаются разгадать замысел автора:
Сахаров изображен в метафорическом смысле, той личностью, которой является — гений, захваченный страхом и безумием от своего изобретения. И памятник показывает его: комок человека.
6. Памятник Николаю Пржевальскому в Александровском саду (1892)
В Александровском саду есть памятник, который неизменно озадачивает проходящих мимо туристов. Некоторые всерьёз считают, что его официальное название «Сталин и верблюд».
Я не ожидал увидеть здесь этот большой бюст Сталина. У подножия памятника изображен богато украшенный верблюд. Разве Сталин был поклонником верблюдов? — задаётся вопросом один из иностранных гостей, оставивший отзыв на Гугл картах.
И действительно, бюст великого российского первооткрывателя Н. М. Пржевальского на первый взгляд сильно напоминает Иосифа Виссарионовича: сходство настолько сильное, что без поясняющей таблички трудно понять, кто это.
Некое рациональное зерно в этой путанице всё же есть: в народе уже много десятилетий бытует легенда, что Пржевальский мог быть настоящим отцом советского вождя. Мол, во время путешествия по Азии учёный отклонился от маршрута, заехал в Грузию, где у него будто бы вспыхнул кратковременный роман с Екатериной Георгиевной, матерью будущего политика.

Впрочем, вопросы к памятнику возникают и у специалистов. Многие не понимают, зачем у подножия скульптуры лежит верблюд — мол, он совершенно не подходит по стилю к мужчине в офицерских погонах. Вероятно, автор эскиза памятника, барон Александр фон Бильдерлинг, который дружил с самим Пржевальским, хотел подчеркнуть, что именно «корабли пустыни» помогли путешественнику преодолеть огромные расстояния в Азии.
Впрочем, кроме этой путаницы, особых претензий к монументу у горожан нет. Лишь изредка «эксперты» в соцсетях шутят, что вместо верблюда должна быть «одноимённая лошадь».
7. Памятник Ивану Крылову в Летнем саду (1855)
В Летнем саду, среди ухоженных аллей и мраморных статуй, один памятник выбивается из общего ансамбля — массивный, мрачноватый монумент Ивану Андреевичу Крылову, установленный ещё в 1855 году и созданный скульптором фон Клодтом при участии художника Александра Агина. Это был первый памятник в России, поставленный не государственному деятелю или полководцу, а писателю.
Сразу после установки памятник много критиковали: художника ругали за несоразмерность сказочного стиля пьедестала с героями басен и реалистичного изображения статуи. Многие нашли, что монумент получился похожим на большой чернильный прибор. С тех пор в народе памятник Крылову известен как «чернильница».

Кроме того, современники фон Клодта заявляли, что скульптор якобы «оскорбил» баснописца, изобразив его «лакеем в нанковом сюртуке».
Впрочем, монумент успешно прошёл проверку временем и сегодня является одним из любимых мест у петербуржцев. Хотя многие и отмечают, что в вечерних сумерках памятник порой кажется немного зловещим.
8. Памятник Доменико Трезини на съезде с Благовещенского моста (2014)
На съезде с Благовещенского моста притулился памятник Доменико Трезини — архитектору, без которого Петербург, возможно, выглядел бы совсем иначе. Именно он спроектировал Петропавловскую крепость, Летний дворец и множество других знаковых зданий. Однако сам монумент, установленный в 2014 году, вызывает скорее недоумение, чем восхищение.
Авторы монумента, скульптор Павел Игнатьев и архитектор Павел Богрянцев, рассказали при установке, что работали над памятником более 18 лет. В итоге получилась массивная бронзовая фигура высотой 5,5 метра, которая изображает Трезини в тяжёлой шубе с циркулем в руке.

Именно эти две детали стали причиной множества насмешек. Пользователи соцсетей сравнивают циркуль с костылём, а саму скульптуру — с престарелой боярыней, кутающейся от ветра. В ней трудно узнать выдающегося зодчего, заложившего архитектурный стиль целой империи.
Гуляя по Санкт-Петербургу, наслаждаешься прекрасной архитектурой барокко и классицизма, а также величественными памятниками. Поэтому когда взгляд падает на этот памятник возникает, мягко говоря, недоумение, — пишет автор одного из отзывов. — Доменико Трезини изображен в какой-то непонятной шубе в нелепой позе да ещё и с какой-то гримасой на лице. Автор памятника, судя по его высказываниям в прессе, хотел сделать небанальный памятник.
На мой взгляд, можно сделать в подобном стиле памятник дворнику/фотографу/Остапу Бендеру и т. д. Когда изображаемый объект допускает вольное трактование образа — это одно. Но когда создается памятник первому архитектору города,
ожидаешь чуть больше уважения к личности, а не какого-то Киркорова в шубе на постаменте!