Самозапрет и другие поводы для обмана: как разводят доверчивых россиян?

Напомним, что так называемый самозапрет на кредиты — добровольный отказ от оформления потребительских кредитов — заработал в России с 1 марта. После активации самозапрета уведомление о нём в течение суток приходит в базы банков и МФО. Если после этого пользователь попытается взять кредит, то финансовые организации обязаны отказать ему в выдаче денег до отзыва ограничения.
Сервис, который можно активировать на «Госуслугах» буквально за минуту, призван защитить россиян от действий мошенников. Во-первых, самозапрет снижает риск оформления кредита на ваше имя без вашего ведома и участия, с помощью украденных данных и поддельных документов. Во-вторых, если преступники вовлекут какого-то человека в процедуру получения кредита и убедят его отозвать самозапрет, сама процедура отмены может помешать их коварным планам. Для снятия ограничений потребуется минимум два рабочих дня. А за это время жертва аферы может одуматься или же неладное могут заподозрить её близкие.
Однако мошенники воспользовались наличием самого сервиса самозапрета и придумали новую простую схему обмана.
«Неправильно оформлен самозапрет!»
Именно с таким сообщением мошенники звонят пользователям, представляясь сотрудниками «Госуслуг». Чтобы оперативно исправить ситуацию, собеседнику предлагают перейти по присланной в мессенджер ссылке, которая, конечно же, оказывается фишинговой.
Кликнув по такой ссылке, человек оказывается на сайте, который имитирует портал «Госуслуг». Вот только данные, введённые для входа на фейковом портале, попадают прямиком в руки преступников. А они уже авторизуются на настоящих «Госуслугах» и получают доступ ко всей личной информации и счетам пользователя. Кстати, заодно могут отменить и тот самый самозапрет на кредиты, который стал поводом для звонка.
Также на фишинговом сайте можно подцепить вредоносный вирус, умеющий, например, перехватывать СМС с кодами доступа к банковским приложениям.
Защита от развода
Самое главное, что вам нужно запомнить, чтобы не попасться на удочку преступников, — сотрудники «Госуслуг» не звонят гражданам по поводу самозапретов на кредиты.
— Самозапрет устанавливается исключительно на «Госуслугах» и только самим пользователем. Интерфейс сервиса интуитивный, открытый и доступный для всех россиян, так что никакой дополнительной помощи специалистов здесь не требуется.
Скажем больше: сотрудники «Госуслуг» вообще никому и никогда не звонят. Поэтому, как только вы услышали в трубке что-то про «Госуслуги», можете смело класть трубку. И тем более нельзя переходить ни по каким ссылкам, которые добрые «сотрудники портала» вам отправляют.
Продолжая тему телефонного и онлайн-мошенничества, перечислим ещё несколько популярных сегодня схем развода.
Цветы для милых дам
Элегантная разводка с использованием букета цветов, который приносят женщине от таинственного поклонника. Приятно удивлённую даму просят назвать код из СМС, чтобы подтвердить доставку подарка. И далеко не все под влиянием момента замечают, что пришедший код предназначен для входа на «Госуслуги» (или для смены пароля от портала). Многие просто на автомате называют липовому курьеру заветные циферки.
Этот вид мошенничества особенно активно используется в период гендерных праздников, но цветы могут доставить и без особого повода.

Замена счётчика
Пользователю звонят якобы из обслуживающей компании, чтобы сообщить радостную новость — через несколько дней во всём его доме будут бесплатно менять электросчётчики. Человек выбирает время и дату предполагаемого визита мастера и даже получает его ФИО и телефон для связи. Дело за малым: ему предлагают активировать заявку на замену, назвав — конечно же — код из СМС. И снова далеко не все обращают внимание на то, что код этот приходит с «Госуслуг».
Продление договора с оператором связи
В этом случае звонит «представитель сотового оператора», который объясняет, что у человека вот-вот закончится срок договора мобильной связи и его номер отдадут другому. А для его продления, конечно же, необходимо «просто» сообщить СМС-код.
Ошибка перевода
— Есть ещё такая штука, когда тебе приходит денежный перевод, причём часто на хорошую сумму. И после этого поступает звонок: «Ой, извините, мы переводили кошачьему приюту (или больным деткам), а у вас с ними разница, оказывается, всего в одной цифре. Деньги ошибочно зачислили на ваш счёт, переведите их, пожалуйста, обратно». И звонящий называет номер или какие-то ещё реквизиты для перевода.
На следующем шаге звонит уже «майор ФСБ» или «следователь» и доводит до сведения вошедшего в чужое положение человека, что тот только что профинансировал экстремистскую организацию или вооружённые силы недружественной страны. И дальше начинается развод на крупные суммы.
Компания в опасности
Ещё одна популярная схема — письмо или даже звонок (нейросети сегодня научились неплохо подделывать голоса) от руководителя, который сообщает, что у компании серьёзные проблемы, ведётся разбирательство и сотруднику нужно будет отвечать на вопросы и выполнять распоряжения «уполномоченных лиц».
Затем звонят эти самые лица, которые требуют сообщить им реквизиты карт, чтобы «проверить», всё ли в порядке с конкретным счётом. Также сотруднику могут предложить перевести деньги со «скомпрометированного» счёта на «безопасный». Как вариант — деньги просят на «спасение компании», а «руководитель» обещает позже вернуть всё с бонусами.

Меры безопасности
Вот некоторые правила, которые стоит соблюдать, чтобы не стать жертвой мошенников и не остаться без аккаунтов и денег.
- Критично относитесь к любым звонкам незнакомых лиц, будь то представитель компании с громким названием, генерал ФСБ или служба безопасности банка. В 99,99% случаев люди с подобными званиями и должностями вообще никому и никогда не звонят и уж точно не решают важные вопросы по телефону без вашего личного присутствия.
- Если вам пишет или звонит знакомый, но его сообщение (от просьбы одолжить денег или проголосовать за любимую дочку до известия, что ваша компания под следствием) вызывает подозрение, свяжитесь с ним по альтернативному каналу для уточнения информации.
- Если вас просят сообщить некий код (а иногда это действительно нужно — например, в магазине, чтобы списать бонусные баллы за покупку или активировать личный кабинет), внимательно изучите информацию в СМС. Не называйте коды от портала «Госуслуг» никому.
- Не сообщайте по телефону свои персональные данные, данные банковских карт и тому подобную информацию. Даже если вам позвонили с известием, что вы выиграли миллион долларов или получили «пособие от правительства» и нужно «всего лишь» подтвердить вашу личность и сообщить номер счёта для перевода денег.
- Обезопасьте близких, которые могут легче поддаться на уговоры мошенников.
— В группе риска, конечно же, находятся люди старшего возраста, которые пытаются самостоятельно управляться с современными гаджетами. Можно оформить их приложения и аккаунты на свой номер телефона, чтобы если кто-то будет просить у них код, то этот код приходил бы вам.
- Если на ваш счёт поступил непонятный перевод и вас просят его вернуть, не делайте этого. Оставьте деньги спокойно лежать на счёте и напишите в банк заявление об ошибочном переводе. Можете посоветовать звонящему параллельно обратиться в его банк с аналогичным заявлением.
- Не нажимайте на подозрительные ссылки, особенно присланные незнакомыми людьми. Если вам предлагают перейти на сайт банка или магазина, можно найти нужную компанию в интернете и сравнить адреса. Фишинговые ссылки всегда имеют небольшие отличия от реальных.