Где могут вырасти дифференцированные тарифы на платную парковку в Петербурге?

3 апр, 18:04
Светлана Коваленко
Чиновники Смольного грозятся разработать методику, которая позволит рассчитывать дифференцированные тарифы в зоне платной парковки. На основе этого документа затем будет введена динамическая плата для автолюбителей, зависящая от загруженности машино-мест. Она будет наиболее высокой в зонах деловой активности, считают эксперты. Но там, где парковка не востребована, тарифы, скорее всего, не обнулят.
Коллаж 78.ru: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com, 78.ru, freepik.com, flaticon.com/surang

Как билет на самолёт

Первая зона платной парковки заработала в центре Петербурга в сентябре 2015 года. И, собственно, с того момента велись разговоры, что тарифы на неё должны быть различными в зависимости от того, какие локации для остановки наиболее востребованы у автолюбителей. Такой подход давно реализован в Москве.

Сейчас же в Петербурге действует единый для всех магистралей в зоне платной парковки тариф — 100 рублей за час для «железных коней». Затем есть возможность поминутной оплаты.

Теперь в Комитете по транспорту Смольного работают над методикой расчёта так называемых динамических тарифов в зависимости от степени загруженности мест в платной парковочной зоне. По примерно схожей схеме установления «цены вопроса» сейчас работает e-commerce: агрегаторы по поиску билетов, продажи туров on-line, маркетплейсы. Чем на позицию чаще «кликают», тем стоимость товара или услуги выше.

После того как процесс работы над методикой завершится, в дело вступят специалисты Комитета по тарифам. В ведомстве этот документ очень ждут. И только когда такая работа будет выполнена, плата и станет дифференцированной. Но когда это произойдёт точно, чиновники не сообщают.

Разбираемся вместе с экспертами, где, по их мнению, плата может вырасти, а где теоретически может даже снизиться, хотя и не кардинально.

Как считать будем?

В марте этого года Комитет по транспорту сообщил о старте работы над методикой. Как кратко сообщили в пресс-службе ведомства, пока «всё в процессе» и «это долгая процедура». На вопрос о конкретных сроках предполагаемого завершения такой работы там не ответили.

После того как методика будет сформирована, расчётами займутся специалисты Комитета по тарифам. В пресс-службе этого ведомства сообщили, что «документ ждут с нетерпением и сами бы уже хотели с ним ознакомиться».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

Согласно приложению к документу о старте работ над методикой, уровень загрузки парковок — это отношение числа занятых транспортными средствами парковочных мест к числу предусмотренных (созданных).

Изначальная формула предлагается достаточно витиеватая. Но принципиально запомнить четыре базовых коэффициента. Так, если парковка заполнена менее чем наполовину, первый принимает значение 0,5. Из этого момента, как считают собеседники, можно сделать вывод, что где-то парковка может и подешеветь. Но это произойдёт только в том случае, если существующие сейчас тарифы не изменятся. И здесь есть тоже свои нюансы.

Дело в том, что сейчас тариф в Петербурге сохранён на уровне 100 рублей для легковых авто. Но в январе 2025-го на сайте Смольного было опубликовано постановление, по которому увеличивалась не действующая, а именно максимальная стоимость парковки. Для авто она составляет теперь уже 391 рубль, а для автобусов, грузовиков — 782 рубля.

При этом до конца 2025-го, по логике, действующие тарифы в 100 рублей должны в Северной столице сохраниться. Об их корректировке в сторону повышения разговоры обычно заходят во второй половине лета, когда стартуют «нулевые чтения» проекта бюджета на следующий год. Но и вступают такие изменения в силу с 1 января следующего года, когда опять же Комитет по тарифам выносит соответствующие решения.

Если уровень загрузки более 50%, но менее 70%, то коэффициенту присваивается значение «единица». То есть тоже всё теоретически должно не сильно поменяться.

Если же на парковке занято более 70% мест, но менее 85%, то речь идёт уже о значении 1,4. Понятно, что плата станет больше.

Если же в какой-то локации оказались заняты свыше 85% объектов, то применяется самый большой показатель 1,8.

Но эти коэффициенты не используются, если речь идёт о размере платы за месяц, год, абонементов для льготных категорий населения.

Центр центру рознь

Опрошенные эксперты отмечают, что, конечно, идея давно назрела к реализации, никто не будет в здравом уме сравнивать задворки Коломны и престижные локации поблизости от улицы Маяковского, Смольного, «Невской ратуши». Но другой вопрос, как это всё будет реализовано в итоге на практике.

Фото: wikimedia.org Alex 'Florstein' Fedorov; CC BY-SA 4.0
Фото: wikimedia.org/Alex 'Florstein' Fedorov; CC BY-SA 4.0

Эксперт транспортного развития территории ООО «Лабград» Илья Резников поясняет, что есть такое понятие — «непреодолимый дефицит парковочных мест». Это когда какие-то локации крайне востребованы в любое время суток и там готовы парковаться в два-три ряда. То есть желающих намного больше, чем фактических возможностей.

— Для выхода из этой ситуации есть два способа. Во-первых, можно создавать новые парковочные места, но на это нужны деньги, а главное, парковки возможно организовать лишь там, где есть для этого территории. Кроме того, загруженность можно регулировать рублём, ценовым фактором.
Так, собственно, и поступили в Москве, где расценки на самые востребованные локации могут быть в 10 раз выше, чем на те территории, где желающих парковаться нет или крайне мало, — рассуждает Илья Резников.

В пример вторых невостребованных локаций эксперт приводит набережную Введенского канала. Так получилось, что по различным обстоятельствам Илья Резников там часто бывает лично.

— И ещё никогда я не видел, чтобы там был аншлаг желающих. Да, иногда автомобилисты паркуются, но неохотно и редко. Возможно, там плата и должна быть меньше 100 рублей в час, — делится он.

Как добавляет эксперт, в городе есть и территории около станции метро «Маяковская», и улица Маяковского. Там много офисов, и иногда дело доходит уже до битв за парковочные даже платные места. Логично, что там плата должна быть выше, чем 100 рублей, если желающих так много. Это элементарные законы экономики. Всё, что пользуется спросом, растёт в цене, констатирует Илья Резников.

— Здесь стоит сделать ещё одну ремарку. В Москве какое-то время в открытом доступе публиковались данные, где наиболее загружены парковочные пространства. Это как раз и делалось, чтобы показать населению, почему выставляются те или иные тарифы. В Петербурге в открытом доступе такой информации я не видел, — добавляет эксперт.
Фото: ИЗВЕСТИЯ Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Есть деньги на билеты, на парковку найдутся

Президент Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «ГРУЗАВТОТРАНС» Владимир Матягин согласен с тем, что локации вблизи станций метро «Маяковская» и «Площадь Восстания» действительно крайне загружены.

— Но со второй стоит сделать особую оговорку. Поблизости располагается Московский вокзал, откуда те же поезда отправляются уже начиная с 5 утра. Это удобно для тех, кто едет, например, в командировку на день в Москву. А метро работает с шести. Поэтому вариантов добираться остаётся два: либо на авто, либо на такси. Свою машину надо где-то оставить. И было бы хорошо, если бы сделали несколько зон с дифференциацией тарифа по улицам по степени отдалённости от вокзала. Примерно такой подход сейчас реализован в аэропорту Пулково. Там запарковаться совсем рядом с ним обойдётся в 3000 рублей в день, а если пройти пешком 5 минут от парковки, то раскошелиться придётся на 900 рублей. Это тоже логично, — полагает Владимир Матягин.

По его мнению, понятно и то, что востребованы все локации около Невского проспекта, около станций метро в центре, и там дешёвых тарифов тоже вряд ли стоит ждать.

Как считает Владимир Матягин, увеличить размер платы также стоило бы около заведений культурно-развлекательного характера.

— Понятно, что туда не приходят на целый день, а проводят, например, в том же Зоопарке 2-3 часа, как и во время спектакля в театрах, на концертах. Если на билеты есть деньги, имеется машина в семье, то найдутся и средства на оплату парковки.
В Петроградском районе ещё одна больная точка — это локации около метро «Петроградская». Здесь тоже много офисов, — добавляет Владимир Матягин.

Кто станет крайним?

Транспортный инженер и автор telegram-канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов не уверен, что максимальные тарифы могут выставить на парковку около станций метро в центральной части города. По его мнению, тут надо вникать в логику автомобилистов.

— И если человек уже приехал в центр на своей машине, то зачем ему метро дальше? Логичнее предположить, что высокие расценки будут у станций метро, располагающихся поблизости от центральных районов, с учётом планов по расширению зон платной парковки в принципе. Очевидно и то, что повышенные ставки рискуют появиться у зон делового притяжения, бизнес-центров. Но также я не уверен, что сюда стоит относить торговые объекты в центре. Дело в том, что у них созданы свои парковки. Например, они есть у Гостиного двора, «Галереи».
Та же ситуация складывается с вокзалами. Около набережной Введенского канала есть Витебский вокзал. У него своя бесплатная парковка, — поясняет свою точку зрения Иван Вергазов.
Фото: wikimedia.org Alex 'Florstein' Fedorov; CC BY-SA 4.0
Фото: wikimedia.org/Alex 'Florstein' Fedorov; CC BY-SA 4.0

Он обращает внимание, что если речь идёт именно о классических дифференцированных в зависимости от уровня загрузки расценках, то надо понимать, что они могут оказаться другими, чем, например, час назад.

При этом стоит помнить, что чиновники Смольного вынашивают идеи по расширению зон платной парковки уже не только в центре. Она может, например, «шагнуть» в Выборгский, Московский, Кировский и Фрунзенский районы.

Ранее определиться с вновь добавляемыми локациями чиновники Комитета по транспорту обещали к лету 2025-го.

Другое по теме