Ужас и скорбь: что построят на месте «Крокус Сити Холла»?

21 мар, 11:03
Светлана Улитина
Концертный зал «Крокус Сити Холл» сразу после открытия в 2009 году вошёл в число самых популярных концертных площадок страны: сотни концертов, выступления топовых российских и мировых звёзд. Так было вплоть до 22 марта 2024 года, когда в «Крокусе» разыгрались страшные события. Как выглядит легендарный комплекс спустя два года после трагедии? И почему россияне выступают против его восстановления?
Коллаж 78.ru: freepik.com, Aleksey Smyshlyaev; Bulkin Sergey/globallookpress.com, flaticon.com/Freepik

Амбициозная идея возвести в Москве огромный комплекс казино появилась у российского миллиардера азербайджанского происхождения Араза Агаларова — отца певца Эмина, основателя и владельца группы компаний Crocus Group — ещё в начале нулевых. Однако в 2006 году власти неожиданно поставили крест на казино, запретив игорный бизнес в стране. Пришлось срочно перестраивать концепцию, и Агаларов сделал ставку на другую сферу развлечений. Так появился грандиозный выставочный центр и ультрасовременный концертный зал, где со временем стали выступать мировые звёзды, а каждое шоу превращалось в знаковое событие.

Строительство

Строительство торгово-выставочного комплекса «Крокус Сити» растянулось почти на десятилетие — с 2000 по 2009 год. За это время здесь выросли три огромных выставочных павильона, конгресс-холл и главный культурный центр — концертный зал «Крокус Сити Холл». Вся территория комплекса раскинулась на 90 гектаров, а сам концертный зал занял внушительные 38 тыс. кв. м.

Правда, первоначальный замысел был совсем другим. На этой площадке планировался масштабный игорный курорт в стиле Лас-Вегаса, который разрабатывали российские бизнесмены совместно с медиамагнатами Керри и Джеймсом Пакер из Австралии. На подготовку проекта ушло 30 млн долларов, и если бы не запрет игорного бизнеса в России в 2006 году, «Крокус Сити» мог бы стать крупнейшим казино-комплексом страны. Однако после введения запрета австралийские инвесторы свернули участие, а владельцу Crocus Group Аразу Агаларову пришлось срочно менять стратегию.

В итоге уже в 2004 году здесь открылся «Крокус Экспо», а в 2009-м к нему добавился концертный зал. Оснащённый по последнему слову техники, он сразу задал новую планку в мире шоу-бизнеса и стал одной из самых современных концертных площадок России.

Фото: wikipedia.org/Крокус Экспо
Фото: wikipedia.org Крокус Экспо

Техническое чудо

Главной гордостью «Крокус Сити Холла» была его сцена — техническое чудо, спроектированное по самым современным стандартам индустрии развлечений. Её оснащение поражало возможностями: мощные подъёмно-опускные механизмы позволяли менять высоту, конфигурацию и даже саму геометрию пространства, превращая его в живую, динамичную декорацию. Это давало продюсерам и режиссёрам полную свободу в создании грандиозных шоу — от сложнейших театральных постановок до масштабных концертов, где сцена буквально оживала перед зрителями.

Гибкость зала тоже была уникальной. За счёт подвижных трибун и трансформируемых перегородок он мог менять свою конфигурацию в зависимости от формата мероприятия, вмещая от 2200 до 9500 зрителей. За считаные минуты пространство зала преображалось: уютная камерная атмосфера для театрального спектакля сменялась антуражем рок-арены, а затем — спортивной площадкой, готовой принять соревнования. Этот концертный зал умел подстраиваться буквально под любого зрителя, делая каждое событие по-настоящему незабываемым.

Десятки миллионов долларов и собственная станция метро

Строительство «Крокус Сити Холла» стало поистине проектом десятилетия и обошлось в колоссальные 70 млн долларов. Часть суммы — 35% — была привлечена за счёт кредитов, но основную долю финансировала сама Crocus Group. Выиграли от возведения объекта и простые москвичи: Агаларов вложил 30 млн долларов в строительство станции метро «Мякинино», удобно расположенной прямо на территории комплекса. Это, к слову, первый случай в истории Москвы, когда частный инвестор профинансировал возведение станции. В конце 2009 года она приняла первых пассажиров, став удобной транспортной артерией для гостей «Крокус Сити».

Фото: Petrov Sergey globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

При чём тут Магомаев?

Имя концертному залу было выбрано неслучайно. Он получил название в честь легендарного Муслима Магомаева — кумира миллионов, обладателя выдающегося баритона, а ещё земляка и близкого друга Агаларова. Оба были родом из Баку, и эта связь стала частью истории «Крокус Сити Холла».

Символично, что первым мероприятием, прошедшим на новой сцене, стал вечер памяти Магомаева. В нём приняли участие десятки звёзд российской эстрады, а сам зал с первых минут работы заявил о себе как главная культурная арена Москвы. В последующие годы здесь выступали мировые и отечественные артисты первой величины — Стинг, Элтон Джон, Хосе Каррерас, Scorpions, Ванесса Мэй и многие другие. Каждое шоу превращалось в громкое событие, собирая тысячи зрителей, а слава уникальной концертной площадки как одного из лучших концертных залов России только росла.

900 концертов за три года

Со временем «Крокус Сити Холл» вышел за рамки сугубо концертной площадки, превратившись в универсальное пространство для самых разных событий. Здесь стали проходить театральные постановки, масштабные шоу, деловые конференции и торжественные церемонии.

Фото: Komsomolskaya Pravda globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

Всего за первые три года здесь побывали 3 млн зрителей, став свидетелями 900 ярких шоу. «Крокус Сити Холл» стал не просто концертной площадкой — он превратился в знаковое культурное пространство, где, по сути, в режиме живого времени создавалась история российского шоу-бизнеса.

Правда, в пандемию «Крокусу» пришлось пережить непростые времена: почти два года в стране были запрещены любые массовые мероприятия, и огромный комплекс простаивал, принося своим владельцам лишь убытки. Но в итоге чёрные времена остались позади, и в «Крокус» снова устремились сотни тысяч зрителей. Так продолжалось вплоть до 22 марта 2024 года — дня, который перевернул не только историю концертного комплекса, но и всей страны.

Громадное здание вспыхнуло как спичка

В тот роковой вечер в «Крокус Сити Холле» проходило сразу несколько мероприятий, но главным стало выступление легендарной рок-группы «Пикник». В зале находились 6200 зрителей — обычный вечер, который должен был стать праздником для поклонников, превратился в кошмар. Теракт унёс жизни 145 человек, став самым кровавым в Москве за последние два десятилетия. Но среди жертв оказался не только зал и его посетители — смертельный удар был нанесён и самому «Крокусу».

Огнём было уничтожено практически всё здание. Масштаб разрушений оказался настолько колоссальным, что общество заговорило не только о террористической угрозе, но и о качестве самих конструкций. Как могла такая современная, казалось бы, прочная постройка буквально вспыхнуть как спичка и сгореть в считаные минуты? Эти вопросы ещё долго звучали в обсуждениях экспертов и обычных горожан.

Фото: Alexey Belkin globallookpress.com
Фото: Alexey Belkin/globallookpress.com

«Мы знаем здесь каждый угол»: звёзды выступили за восстановление «Крокуса»

Сразу после трагедии владельцы «Крокус Сити Холла» заявили: концертный зал будет восстановлен. Несмотря на колоссальные разрушения, компания Crocus Group дала понять — на месте пепелища снова появится современная площадка.

— Мы никогда не забудем тех, кто пал жертвой террористов. То, что разрушено их грязными руками, будет восстановлено, — заявили владельцы ТРЦ.

Но тогда, в первые дни после теракта, эти слова казались больше эмоциональным порывом, чем реальным планом. Слишком велика была утрата, слишком страшны масштабы разрушений. Поэтому поначалу никто не обратил на них внимания.

Однако вскоре обсуждение будущего «Крокус Сити Холла» вышло за рамки бизнес-проекта и стало темой для общественных дебатов. Свои мнения высказывали звёзды, политики, простые зрители — и взгляды на судьбу разрушенного зала оказались диаметрально противоположными.

За восстановление легендарной площадки одной из первых публично высказалась певица Валерия. По её словам, «Крокус» был не просто сценой — это было пространство, ставшее родным для российского шоу-бизнеса. «Мы знаем здесь каждый угол», — призналась она, добавив, что ей трудно поверить в исчезновение гримёрок, кулис и зрительных рядов, где ещё недавно звучала музыка.

Фото: ИЗВЕСТИЯ Дмитрий Коротаев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

«На костях плясать и петь хочет?»

Однако реакция общества оказалась далеко не единодушной. Многие россияне возмутились призывами к восстановлению, считая, что о возрождении концертного зала и речи быть не может, ведь террористы превратили его, по сути, в братскую могилу.

В те дни даже был проведён опрос общественного мнения, который ясно показал: подавляющее большинство россиян выступает против восстановления «Крокус Сити Холла». 57% респондентов высказались в пользу мемориала или хотя бы парка, в то время как с идеей восстановить всё «как было» согласились лишь 24% опрошенных.

К мнению большинства россиян присоединились многие известные люди. Так, народный артист РСФСР, звезда фильма «Любовь и голуби» Александр Михайлов высказался категорически против восстановления зрелищного заведения в прежнем виде. Актёр убеждён, что это будет кощунством по отношению к погибшим.

— Я считаю, что лучше разобрать остатки концертного зала и поставить какой-то мемориал в память о погибших, — заявил артист. — В огромном «Крокусе» постоянно бывали странные явления, когда захлопывались двери. Он выглядел как дворец или торговый центр, а в этом нет ничего хорошего.

Кроме того, Михайлов обвинил строителей комплекса в том, что они в погоне за размерами сооружения недостаточно позаботились о безопасности зрителей, что и привело к такому количеству жертв.

Фото: Bulkin Sergey globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Против восстановления «Крокуса» выступил и оперный певец и общественный деятель Сергей Москальков. Он предложил построить на месте трагедии храм, а планы владельцев площадки жёстко раскритиковал.

— Странно, что он [владелец «Крокус Сити Холла»] уже через пару дней после трагедии стал говорить о восстановлении концертной площадки, — отмечал Москальков.

В соцсетях тогда развернулись ожесточённые баталии — что должно появиться на месте сожжённого концертного зала.

— Нужно сделать мемориал, как в Беслане. Молодцы там жители. Важно память для будущих поколений сохранить, чтобы не потерялось, чтобы помнили живые тех, кто ушёл, — писали многие.

Люди упрекали звёзд в циничности и желании делать деньги на крови, тогда как для подавляющего большинства «Крокус» навсегда останется связанным с жуткой трагедией. Больше всего досталось, разумеется, Валерии:

— Пусть вскладчину в другом месте построят и развлекаются.
— На костях плясать и петь хочет?
— Срочно для Валерии восстановите прибыльное местечко.
— Трудно представить, Валерия, что нет этих людей, а не гримёрок.
— Потеря шикарных гримёрок для неё больнее гибели десятков людей.
— Восстановить-то они могут, как и вновь устраивать там концерты. Только для кого? Народ не будет ходить туда и пляски устраивать. Нашему народу человечность не позволит. Так что зря стараются, — писали простые россияне.
Фото: Aleksey Smyshlyaev globallookpress.com
Фото: Aleksey Smyshlyaev/globallookpress.com

Что будет с «Крокус Сити Холлом»?

Даже сегодня, спустя год после теракта, судьба концертного зала «Крокус Сити Холл» остаётся туманной — никакого решения не принято. Зал тем временем так и стоит полуразрушенным, сам по себе являясь пугающим напоминанием о гибели невинных людей в тот злополучный вечер.

Певец Эмин Агаларов, возглавляющий компанию Agalarov Development, в беседе с журналистами подчеркнул, что о восстановлении комплекса речь не идёт.

— Насколько мне известно, губернатор Московской области Андрей Воробьёв выступил с тем, что зал восстановлен не будет, — отметил Агаларов-младший.

Однако в качестве основной причины он называет сугубо финансовые обстоятельства. По словам Агаларова, Crocus Group и так понесла в результате теракта колоссальные убытки:

— Когда зал строился 15 лет назад, на него было потрачено около 70 млн долларов. Сегодня от него ничего не осталось. Можно пересчитать со всей инфляцией, курсом доллара — ущерб непосредственно самого концертного зала миллионов 100. Я думаю, примерно столько же и ущерб торгового центра от потери посещаемости. 150-200 млн, смотря как считать.

А на восстановление понадобилось бы ещё столько же, считают специалисты.

— Если бы мой отец (Араз Агаларов, владелец Crocus Group. — Ред.) решил его восстанавливать, то это огромные финансовые ресурсы, десятки миллионов долларов, которые в сегодняшних финансовых реалиях не очень понятно откуда взять, — поясняет Эмин Агаларов.
Фото: Komsomolskaya Pravda globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

К тому же, как выяснилось, концертный зал был не таким уж и прибыльным: даже в лучшие времена он не приносил больше миллиона долларов в год.

Что касается хейта и упрёков в адрес владельцев Crocus Group, то Агаларов считает их несправедливыми:

— Очень много обвинений в тот момент полетело на Crocus Group и на фамилию Агаларовых. Я считаю, что всё это было очень несправедливо. Уверен, что следствие по итогам обнародует все факты.

По словам Агаларова, он и его семья восприняли теракт как личную трагедию:

— К тебе пришли домой, расстреляли людей, сожгли твой дом. Об этом вспоминаешь с ужасом и огромной скорбью.

Так или иначе, пока будущее самого здания «Крокуса» неясно. Однако на его территории несколько месяцев назад начали возводить мемориал, который откроют 22 марта, в годовщину трагедии. Известно, что эскиз памятника предложил сам Араз Агаларов. Полный замысел пока держится в тайне, но есть данные, что это будет памятник из чёрного гранита, очертаниями напоминающий легендарный сгоревший концертный зал.