Что важно помнить и знать о прибытии первого поезда после снятия блокады Ленинграда

Участок железной дороги между Шлиссельбургом и станцией Поляны протяженностью 33 км построили за рекордные 17 дней после прорыва блокады Ленинграда в 1943-м. Работы велись под обстрелами нацистов, бомбежками и морозах за минус тридцать.
Магистраль стала главной транспортной артерией города, все еще находившегося в осаждении. По ней в Ленинград везли с Большой земли продукты, топливо и боеприпасы, а в обратном направлении эвакуировали нетрудоспособное население и заводское оборудование. По аналогии с «Дорогой жизни», позволяющей хоть как-то выживать городу, пробывшему в кольце с 8 сентября 1941, магистраль называли «Дорогой Победы», справедливо предсказывая, что победа будет за СССР.
Первый поезд, отправившийся по этому участку 82 года назад и привезший, по данным некоторых историков, около 400 тонн растительного и сливочного масла, вкус которых в блокаду многие успели позабыть, ленинградцы встретили с ликованием.
Дело в том, что прибытие состава означало не только увеличение продуктовых пайков, но и коренной перелом ситуации не в пользу фашистов, вынашивающих до этого планы стереть город с лица земли. Теперь поезд с благодарной памятью встречают петербуржцы всех поколений.
Ретропоезд памяти
В состав ретропроезда памяти традиционно включены вагоны-теплушки начала 20 века, а также исторические пассажирские вагоны, построенные в 30-е годы прошлого столетия. Во времена Великой Отечественной войны они перевозили офицерские и рядовые составы.
В рамках реконструкции воссоздается атмосфера 7 февраля 1943 года, состав встречает военный оркестр, организуется масштабное театрализованное представление.
Вспомнают участники мероприятия и подвиг работников Октябрьской железной дороги, которые часто ценой собственной жизни спасали других и готовили крайне сложные с технической точки зрения по тем временам решения.

— Для нас стало доброй традицией проводить исторические реконструкции прибытия первого поезда. Ежегодно на Финляндском вокзале мы встречаем железнодорожный состав, ставший символом стойкости и несокрушимости Ленинграда.
Каждый рейс по Шлиссельбургской трассе, названной железнодорожниками «коридором смерти», был равен подвигу. Артобстрелы и бомбардировки более тысячи раз разрушали железнодорожный путь и линии связи. Но именно эта дорога стала главной транспортной артерией, артерией Победы, подарившей надежду. Ежемесячно в Ленинград приходило около 400 составов с продовольствием. Это позволило сконцентрировать силы и разбить врага у стен города.
В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне и в Год железнодорожной славы в РЖД мы отдаем дань глубочайшего уважения отваге и мужеству каждого участника обороны Ленинграда, каждого жителя осажденного, но не покорившегося врагу города, — говорит о событии начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин.

Немного истории
Возглавил работы по строительству магистрали в 1943-м начальник правления военно-восстановительных работ № 2 Иван Зубков. До войны он руководил строительством Ленинградского метрополитена. 22 января 1943-го стартовали работы по прокладке железной дороги, которые проходили одновременно с запада и востока.
Новой линии предстояло преодолеть синявинские торфоразработки. Строительные работы в болотистой, сильнопересечённой местности требовали колоссального мастерства и расчета. Иногда из-за жесткого цейтнота по времени шпалы и рельсы укладывали прямо на снег.
Еще одним вызовом стало строительство моста через Неву. Переход у Староладожского канала был возведён за 12 дней. Работы там шли круглосуточно.
После того, как морозы закончились, началось размывание путей. Над их восстановлением под мощными вражескими обстрелами железнодорожники трудились круглосуточно. Они называли также ветку «коридором смерти», так как она проходила всего в четырех-восьми километрах от немецких позиций, с которых регулярно бомбили.
Точные данные о том, каковы конкретно были объемы перевозок грузов между Шлиссельбургом и станцией Поляны, специалисты назвать не готовы. Но вместе по «Дороге жизни» и «Дороге победы» в 1943 году перевезли более 4 млн тонн грузов, включая 630 тыс. т продовольствия. Со снятием блокады 27 января 1944 магистраль стала утрачивать свое первостепенное значение, но забыть подвиг ее сотрудников и их вклад в историю победы в Великой отечественной войне не может и не должен никто.

«Ласточка» Победы
В 2024-м году ОРЖ представил «Ласточку», посвященную 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Каждый из пяти вагонов тематического электропоезда представлял одну из тем жизни ленинградцев 1941—1945 годов.
Здесь можно было познакомиться с бытом, медициной в годы блокады, культурой и искусством, промышленностью, участие детей в обороне Ленинграда и, конечно, факты о «Дороге Жизни» и «Дороге Победы».
Над оформлением интерьера приняли участие ведущие специалисты музеев Петербурга и Ленинградской области, Центрального государственного архива и Санкт-Петербургская филармония. Сейчас состав курсирует с Финляндского и Московского вокзалов в направлении станций Мельничный Ручей, Великий Новгород и Зеленогорск.
Предполагается, что к важнейшей для россиян дате 80-летия Победы, 9 мая 2025-го, услугами тематического поезда, воспользуются уже 800 тысяч россиян.
Паровоз, привезший в Ленинград первый 40-вагонный состав, сохранили как памятник. Он находится на станции «Петрокрепость», через которую проходила «Дорога Победы».