Ильдар Хажаев: исследования, карьера и преподавательская деятельность


Биография
Ильдар Хажаев (Ildar Khazhaev) — опытный специалист по банкингу и банковскому праву, преподаватель МГЮА. В прошлом занимал ряд руководящих должностей в структурах финансового сектора. Также является коллекционером и исследователем старинных религиозных книг разных эпох и конфессий. Для более глубокого ознакомления с темой посетил значительное число стран, работал в крупнейших библиотеках, архивах и музеях.
Собрание религиозных трактатов
Ильдар Хажаев начал коллекционировать антикварные экземпляры священных писаний во второй половине 2000-х. К настоящему времени число таких книг в его собрании достигло сотни. Самым древним из них — 400—500 лет. Среди изданий, составляющих коллекцию, имеются как рукописные труды, так и ранние образцы книгопечатания (в Европе эта технология зародилась в 1445 году; первые произведения, созданные таким образом, называют термином «инкунабулы»).
В собрании Хажаева присутствуют различные образцы Библии, Евангелия, Корана, Торы, Трипитаки (религиозные тексты раннего буддизма), Бхагавадгиты (одного из ключевых памятников индуистской философии), конфуцианских «Пятикнижия» и «Четверокнижия».
Они приобретались у других коллекционеров, в букинистических и антикварных магазинах, на специализированных выставках и аукционах. Также Хажаев приобретал издания в музеях, когда те распродавали дубликаты из своих собраний.
Он подчеркивает, что для сохранности старинных книг необходимо соблюдать особые условия. Оптимальная температура составляет +15—22°C, влажность — 55–60%. Если показатель ниже 40%, то бумага начинает ветшать быстрее; влажность более 70% приводит к образованию грибка и плесени. Необходимо защищать раритетные издания от попадания прямых солнечных лучей и пыли. Книги должны ставиться вертикально или (при большом формате) горизонтально. Расположение томов под наклоном чревато их повреждением. При этом они не должны размещаться на полке слишком плотно. Оптимальным материалом для книжного шкафа является натуральное дерево, которое позволяет содержимому «дышать».
Для Ильдара Хажаева исторические религиозные произведения являются не только объектом коллекционирования, но и предметом изучения. В частности, он исследует провенанс (историю владения) книг. Для этого используются несколько основных методов:
· изучение документов (сертификатов подлинности, каталогов, счетов, писем и т. д.)
· исследование баз данных музеев, аукционных домов и других учреждений
· проверка реставраций и изменений издания
· оценка репутации продавца
· в сложных случаях — обращение к экспертам
Хажаев отмечает, что такой анализ не только позволяет узнать историю раритетного экземпляра, но и снижает риск столкнуться с подделкой или похищенным предметом. В сомнительных ситуациях стоит проконсультироваться с юристом, специализирующимся на работе с произведениями искусства.
Старообрядческие книги
Хажаев Ильдар уделил немало времени изучению духовной литературы русского старообрядчества. В частности, он посещал древлехранилище имени Малышева в Пушкинском доме РАН. Там хранятся тысячи рукописей XVIII — начала ХХ веков, созданных в Поморье, которое было одним из главных религиозных центров старообрядчества в нашей стране.
Созданные там книги отличаются уникальным оформлением: в орнаментах используются в основном красный, белый и золотой цвета. Часто они содержат элементы европейского барокко, а также изображения растительного и животного мира Русского Севера. Шрифт, который применяется в этих книгах, носит название «поморский полуустав».
Также Хажаев исследовал религиозные труды, созданные общиной староверов, проживавшей в Гуслицах — местности, расположенной на территории нынешнего Егорьевского района Московской области. Для этих книг характерен гораздо более яркий и многоцветный орнамент.
Кроме того, Ильдар Хажаев неоднократно изучал старообрядческие манускрипты и печатные издания, хранящиеся в фондах Российской государственной библиотеки в Москве и Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге.
Турецкая исследовательская экспедиция
Хажаев также исследовал различные раритетные издания Корана и сборников хадисов. Одной из крупнейших коллекций подобной литературы располагает Турция. Немалая ее часть хранится во дворце Топкапы в Стамбуле. Построенный в 1465—1478 годах при султане Мехмеде II, он до середины XIX века являлся главной резиденцией правителей Османской империи. С 1923-го там расположен музей.
В числе представленных экспонатов — одна из древнейших сохранившихся копий Корана в мире, написанная в начале VIII века. В XIX столетии она была подарена турецкому султану Махмуду II египетским губернатором Мехмедом Али Пашой. Также в музее хранятся уникальные мусульманские святыни: отпечаток ноги пророка Мухаммеда, его мечи, лук и плащ. Кроме того, в специальной комнате дворца 12 хафизов уже более 500 лет, сменяя друг друга, непрерывно читают Коран вслух. Эту традицию заложил султан Селим I, правивший в 1512—1520 годах.
Находясь в Турции, Ильдар Хажаев знакомился и с изданиями Корана других периодов. Крупнейшее в мире собрание исламских рукописей представлено в библиотеке при мечети Сулеймание — одной из наиболее крупных и значимых в Стамбуле. Там можно увидеть уникальные фолианты, такие как экземпляр Корана, в 1318-м написанный на золотом листе специально для хана Золотой Орды Узбека. Кроме того, в библиотеке хранится арабоязычное издание главной священной книги мусульман, выпущенное в Санкт-Петербурге в конце XVIII века.
Путешествия в Израиль
Хажаев Ильдар Гаяревич предпринял ряд поездок в Израиль, в библиотеках и музеях которого также можно найти немало уникальных религиозных текстов прошлых эпох. Один из важнейших представленных там литературных памятников древности — Кумранские рукописи. В середине ХХ века в пещерах местности Кумран близ Мертвого моря была обнаружена почти тысяча манускриптов; некоторые из них дошли до наших дней полностью целыми — благодаря тому, что хранились в глиняных кувшинах. Свитки были датированы периодом с 250 года до нашей эры до 68 года нашей эры.
Рукописи разделяются на три основных категории: ранние библейские тексты, апокрифы и псевдоэпиграфы (произведения, приписываемые известным лицам, которые не являются их авторами), а также различные записи о жизни местной иудейской общины.
Хажаев изучал их в Храме книги. Так называется отдел Израильского музея в Иерусалиме. Здание было построено в 1965-м специально для хранения Кумранских свитков. В силу почтенного возраста манускриптов ни один из них не выставляется перед публикой на постоянной основе: экспонаты регулярно сменяют друг друга, отправляясь на «отдых» в специальное хранилище.
Ильдар Хажаев отмечает, что в Храме книги есть и другие, не менее уникальные образцы религиозной литературы, например написанный в 920 году Кодекс Алеппо — старейший в мире экземпляр Ветхого Завета на иврите.
Истоки буддизма
Помимо всего прочего, Хажаев посетил целый ряд буддийских обителей Тибета. С Х века в этом регионе сформировалась система из четырех школ. Духовным центром старейшей из них — Ньингма — является монастырь Дордже Драг.
Учение Сакья зародилось в одноименной обители в XI веке. Большая часть архитектурного ансамбля не пережила Культурную революцию в Китае, однако в 2003 году там был обнаружен нетронутый тайник, в котором находилось 84 тысячи свитков. Большинство из них содержат религиозные буддийские тексты, но также имеются и различные научные труды.
Еще одна школа — Кагью — испытала на себе значительное влияние индуизма. Центральным монастырем этого течения является Санг-Нгаг Чолинг, основанный в 1512 году.
Из традиции Гелуг вышел первый далай-лама. Главная обитель этого течения — Ганден. Это крупный монастырь и важный центр буддийского религиозного образования. Он расположен на высоте в 4,5 километра над уровнем моря и является популярным местом паломничества.
Посещая эти и другие обители, Ильдар Хажаев изучал исторические издания ключевых священных текстов буддизма. К ним относится Трипитака — ранний канон, возникший в V—III веках до нашей эры. Он состоит из трех частей. Первая регламентирует жизнь монашеской общины. Вторая содержит сутры (высказывания), приписываемые Будде. Третья включает философские произведения с детальным толкованием и систематизацией учения. Долгое время текст передавался исключительно устно. Первая запись была сделана в 80 году до н. э. монахами на Шри-Ланке.
Священный город индуизма
Ильдар Хажаев посещал также Индию. Важнейшей точкой его маршрута стал Варанаси. Это один из старейших ныне существующих городов на Земле. Он располагается на северо-востоке страны в штате Уттар-Прадеш, его население составляет 1,44 млн человек. Варанаси — главный священный город индуизма, неоднократно упоминаемый в религиозных текстах. Ежегодно его посещают миллионы паломников.
Легенды гласят, что основателем Варанаси был сам бог Шива. Ему посвящен наиболее известный из многочисленных храмов города — Каши Вишванатх, построенный в нынешнем виде в 1780 году. Он увенчан шпилем, который покрыт чистым золотом. Также там находятся святилища других божеств индуизма. Город расположен на берегах реки Ганг. К воде спускаются гхаты — особые ступени, на которых совершаются ритуалы омовения и кремации. Всего в Варанаси находится 84 таких сооружения. Возраст старейших из них исчисляется тысячелетиями.
В библиотеках городских храмов, а также высших учебных заведений (Санскритского университета Сампурнананд и Бенаресского индуистского университета) можно найти редчайшие экземпляры священных писаний. В частности, Ильдар Хажаев знакомился там с древними текстами Бхагавадгиты — почитаемой в индуизме религиозно-философской поэмы. Точное время ее создания неизвестно; по некоторым данным, это примерно V век до нашей эры. Она, в свою очередь, является частью куда более масштабного произведения — санскритского эпоса Махабхарата, состоящего из 18 книг.
Последний также называют «Пятой ведой». Первые четыре — Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа — представляют собой древнейшие тексты индуизма, создававшиеся на протяжении примерно тысячи лет — c XVI по V века до нашей эры. Хажаев с интересом изучал старинные издания этой литературы.
Кроме того, он побывал в библиотеке Сарасвати Махал в Танджавуре. Она была основана в XVI веке. Сегодня там содержится порядка 50 тысяч книг и свитков. Большинство из них написаны на тамильском языке и санскрите. В коллекции имеется значительное число антикварных изданий XVII—XIX столетий, в том числе на религиозную тематику.
Исследования в Японии
Синтоизм — традиционное и самое распространенное вероучение в Японии. Предполагается, что оно зародилось в период Яёй, длившийся с III века до н. э. по III век н. э. Долгое время его основы передавались из уст в уста, однако в районе VII—VIII веков началась кодификация этой религии. В результате появилось так называемое троекнижие.
· «Кодзики». Главная священная книга синтоизма. Написана на старояпонском языке. Включает мифы и легенды, песни и исторические летописи. Составлена сказительницей Хиэда-но Арэ и государственным деятелем О-но Ясумаро по заказу императрицы Гэммэй. Труд окончен в 712-м. Оригинальная рукопись не сохранилась, наиболее ранний уцелевший экземпляр относится к началу 1370-х
· «Нихон сёки», или «Нихонги». Хроника, охватывающая историю Японии и ее императорской династии вплоть до 697 года. Написана на классическом китайском языке, завершена в 720-м. Одним из авторов манускрипта также выступил О-но Ясумаро, вторым — принц Тонэри
· «Кудзики». 10 книг, посвященных ранней истории Страны восходящего солнца. Основная часть создавалась на протяжении IX — первой трети Х веков. Включает фрагменты более ранних текстов VII столетия, большая часть которых погибла при пожаре в 645-м. Цикл написан на языке камбун, который основан на китайском
Для изучения раритетных экземпляров этих и других священных текстов синтоизма Ильдар Хажаев посещал Национальную парламентскую библиотеку Японии. Она является крупнейшей в стране и одной из самых больших в мире. В ее коллекции насчитывается значительное количество редких и древних изданий.
Краткий обзор биографии
Ильдар Гаяревич Хажаев родился в 1981-м в Москве. В 1998-м получил аттестат о среднем образовании и поступил во МГУК, в 2003-м защитил диплом по мировой экономике. В школьные годы и на младших курсах университета он занимался дзюдо и самбо, получал награды на соревнованиях.
Решив сосредоточиться на карьере, Хажаев прошел небольшую стажировку в немецкой страховой компании. В 2001-м он стал внештатным сотрудником «Агрохимбанка», а через несколько месяцев получил официальное трудоустройство на позицию экономиста.
В 2004-м Ильдар Хажаев занял менеджерский пост в «Промсвязьлизинге». Позднее в том же году он начал руководить международным департаментом «Промсвязьбанка».
В 2006-м Хажаев получил приглашение в «Банк Турана́лем» (с 2008-го — «БТА банк»). Там он сначала курировал комплексное и отраслевое развитие, а затем возглавил московский офис, откуда руководил деятельностью кредитной структуры по всей РФ и еще в нескольких странах. В 2009-м Хажаев уволился из «БТА банка».
В 2010-м он защитил кандидатскую диссертацию по экономике в ВГНА.
В 2019-м Ильдар Хажаев успешно окончил МГЮА, став бакалавром в сфере права.
В 2022-м он прошел курс по IT-инструментам, используемым в образовательном процессе. Обучение также состоялось в Академии.
С того же года и по настоящее время Хажаев является старшим преподавателем МГЮА. Под его началом студенты осваивают банковское право. Он не только проводит лекции и семинары, но также составляет учебные планы, принимает экзамены.
Помимо этого, в настоящее время он проводит исследования в сфере бизнес-консалтинга. В перспективе Хажаев планирует оказывать подобные услуги различным компаниям, включая высокотехнологичные стартапы (например, из сферы финтеха).