Анапа на «стоп», Крым на …: на какие российские пляжи поедем отдыхать летом 2025-го?
По понятным причинам
О падении количества бронирований в Анапу на лето этого года на 40% рассказал на днях вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин. Он отметил, что у каких-то участников рынка этот показатель уменьшился на 5—10%, у некоторых — на 28%. Это произошло по вполне понятным причинам на фоне декабрьского ЧП с двумя танкерами «Волгонефть-212» в Керченском проливе и «Волгонефть-239» в районе порта Тамань. В итоге в Чёрное море попали тысячи тонн мазута, загрязнёнными оказались десятки километров прибрежных зон Анапы.
Под «раздачу» попал и Крым. Здесь мазутные пятна видели в Евпатории, Феодосии, Севастополе.
Как сообщают федеральные СМИ, несмотря на все усилия по ликвидации последствий ЧП, выбросы всё ещё продолжаются. Президент РФ Владимир Путин уже назвал случившееся экологической катастрофой.
Между тем, большинство участников рынка призывают не впадать в панику с прогнозами по срыву летнего отдыха в той же Анапе и дождаться объективной информации. Так, например, поступили многие из тех, кто уже успел всё-таки забронировать путёвки до ЧП и сейчас их не сдают. Другое дело, что семьям с совсем маленькими детьми стоит хорошо подумать, стоит ли отправляться в Анапу.
Оптимистично смотрят эксперты и на перспективы южной части Крыма, где объём бронирований по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 20—30%.
«Это их право»
Как отметил президент Альянса туристических агентств России Андрей Гаврилов, по Анапе, крымским направлениям и даже по Сочи снижение бронирований объективно имеется. Оно составляет, конечно, не 40%, а где-то около 20%.
— Хотя в абсолютных рублёвых объёмах это большие цифры. Дело в том, что и раньше в основном многие начинали бронировать летний отдых в апреле — мае. А тех, кто задумывался над покупкой тура по раннему бронированию, теперь беспокоит ситуация с разливом нефти. Их-то и стало на 40% меньше.Такие люди сейчас ждут информацию о том, как проходят работы по расчистке и пристально за такими сообщениями следят по всем доступным каналам, — подчеркнул Андрей Гаврилов.
Он добавил, что в последние две недели официальными СМИ ситуация освещается в позитивном ключе.
— Мы надеемся, что она разрешится и резкого падения не будет. Но повторюсь, пока люди ждут и хотят всё лишний раз перепроверить. Это их право, и так можно делать, потому что пик спроса раньше традиционно приходился на весну, — поделился Андрей Гаврилов.
«Если что, скинем?»
Вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР), генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин полностью согласен с тем, что в отношении Анапы многие теперь «включили режим ожидания».
— Что касается Анапы, то по нашей компании мы видим сейчас, действительно, падение бронирований на 40%. Люди, которые выбирали раньше это направлении или хотели остановиться на нём в 2025-м, сейчас находятся в режиме ожидания. Как рассказывали в СМИ, ликвидировать последствия разлива планируется в течение одного — нескольких месяцев. После этого времени Роспотребнадзор должен взять условные 100 проб воды, воздуха, песка и отчитаться, что всё в порядке или… как выйдет. То есть, это будет в феврале — марте— апреле, — считает эксперт.
По словам Сергея Ромашкина, из хорошего можно отметить, что те, кто забронировал поездки до декабря 2023 года и инцидента с танкерами, сейчас массово не спешат сдавать туры.
— Люди не впадают в панку и рассуждают следующим образом: «Дождёмся, что скажут эксперты, а потом, если что, скинем путёвки в марте — апреле», — поделился он.
Проплыла стороной…?
Как напоминает Андрей Гаврилов, кроме Анапы традиционно на юге России летом востребованы Сочи и Геленджик. На эту «тройку» приходится примерно равное количество бронирований в процентах.
— Затем в последние годы в лидеры попадает Дагестан с его Каспийским морем и, конечно, Крым. В Крыму в том году мы очень опасались, что произойдёт серьёзное падение на фоне всем известных событий. Но этого не случилось. В этом году мы надеемся на сохранение позитивных трендов, — рассуждает он.
По мнению Сергея Ромашкина, Дагестан с Каспийским морем всё-таки пока остается локацией для экскурсионного туризма с историческими объектами территории (тем же древним Дербентом) и его горами. Нельзя сказать, что там «пляжников» совсем нет. Но их не больше 15—20% от общего количества туристов.
— Да, многие выбирают проживание в отелях на берегу Каспийского моря, но в итоге выбираются к нему только пару раз и в основном «намочить ноги». Этот регион должен стать привлекательными для «пляжников» после реализации проекта «Каспийский туристический кластер», — полагает Сергей Ромашкин.
Как он добавляет, Крым «прибавил» в бронировании 20—30% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го.
— Кажется, «мазутная история» Крым в основном не затронула и проплыла стороной, — считает Сергей Ромашкин.
Он отмечает, что в Крыму можно выделить три направления: восточная часть (Феодосия, Судак, Коктебель), южная (Алушта, Большая Ялта), западная (Евпатория, Черноморское, Севастополь). Второе сейчас как раз и наиболее востребовано. Меньше всего спросом пользуется западная часть.
Так всё-таки альтернатива или нет
Как сочли некоторые федеральные эксперты, из-за загрязнения анапских направлений спрос теперь может переключиться на Сочи, а и без того и шокирующие цены там могут вырасти ещё на 20—30%. Опрошенные 78.ru участники рынка с этим утверждением не согласны.
По словам Андрея Гаврилова, в Сочи и в прошлые годы стоимость и так была перегрета, её некуда понимать выше. Между тем, имеющаяся ёмкость отелей уже и так давно выбрана, туристов просто некуда физически размещать.
— Уже все, интересующиеся этим направлением, давно знают, что загорать на сочинских пляжах приходиться чуть ли не стоя, либо «драться» за лежак с раннего утра. Так что, те, кто хотел отдохнуть в Анапе, вряд ли теперь выберут Сочи, это совсем другая категория туристов с другими подходами к вопросу организации отдыха. Они постараются найти другие направления, — уверен эксперт.
Руководитель российского департамента «Премьера» Татьяна Бисерова отмечает, что у Сочи и Анапы всегда был свой различный диапазон цен и потенциальные клиенты. И если в Сочи есть поблизости аэропорт, то в Анапу до сих пор приходится добираться на машине.
— Анапа популярна у жителей ближних регионов: Краснодарского и Ставропольского края, Ростовской и Воронежской области. Те, кто хотел отдохнуть в Анапе, скорее выберут Абхазию, — считает Татьяна Бисерова.
А что же с инфляцией?
По словам Сергея Ромашкина, сейчас многих интересует, что будет с ценами на Анапу и могут ли они снизиться.
— Пока в ближайшее время этого точно не произойдёт. Отельеры прекрасно понимают, что сейчас в условиях неопределённости и минимального спроса делать это бесполезно, — отвечает он на вопрос и добавляет, что цены на Анапу в принципе на 10—15% выше, чем в Крыму.
Андрей Гаврилов рассуждает более аккуратно:
— Если спад бронирований в Анапе трансформируется в стабильный тренд, то, конечно, отельеры начнут снижать цены. Никому не нужны пустующие объекты, — констатирует он.
Другой вопрос, что стоимость турпакетов в принципе растет от 10 до 30% по всем направлениям, поясняет Татьяна Бисерова.
— Жизнь у всех только дорожает. А отельеры ссылаются на инфляционную составляющую: ключевую ставку, рост заработного фонда для персонала, которого без увеличения выплат просто не привлечь, подорожание продуктов питания, хозяйственные препараты, бытовую химию, ЖКУ и т.д., — констатирует она.
При этом, как считает Татьяна Бисерова, рост стоимости туров на 20% уже становится заградительной планкой для многих путешественников. Поэтому участки отрасли хоть и пугают резким поднятием цен, на деле обойдутся увеличением расценок на 10%.
— Да, есть те, кто поднимут стоимость пакетов на 20 — 30%, но это те, кто не повышал её в предыдущие годы да общего уровня рынка и пытался заработать на таких предложениях репутацию у клиентов, — разъясняет Татьяна Бисерова.
По данным Сергея Ромашкина, отдых в Анапе для двоих взрослых с одним ребёнком на 10 дней в отели 3* с завтраками, но без затрат на дорогу обойдётся в среднем в июле 2025 в 105—110 тыс. рублей.
Для сравнения: в Сочи на таких же условиях туристам придется потратить 120—130 тыс. рублей.
В Крыму речь пойдет о сумме в 85—95 тыс. рублей.
С Дагестаном ситуация обстоит сложнее. Там все считается «вручную» в зависимости от пожеланий, возможностей и устремлений клиента.