Кому в центре место: как изменится дорожное движение в Петербурге
Сборник стратегий
Предыдущий вариант комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД) Петербург получил в 2019-м. Но, как всегда настаивали чиновники, этот документ не является чем-то принципиально новым, а, скорее, представляет собой продолжение заявленных ранее стратегий. Теперь он рассчитан на период до 2039 года и разбит по этапам: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный и расчётный. Есть и два сценария: консервативный и оптимальный. Первый, как не трудно предположить, разработан с учётом наихудших трендов в геополитике и экономике, потому содержит меньшее количество мероприятий.
Как в предпоследнем варианте в откорректированном КСОДД содержится приоритет общественного транспорта над личными машинами. При этом имеется примечательная оговорка про «сокращение количества полос для автомобильного движения».
Есть в КСОДДе и раздел, посвящённый перспективам развития в Петербурге зоны платной парковки с конкретным перечислением потенциальных локаций. Так, уже в 2025-м она должна «прибавить» 5 кв. км в площади или 35 км улично-дорожной сети. В транспортном блоке Смольного заверяют, что платная парковка появляется по желанию самих петербуржцев и на основании их обращений. Пока к такой работе в этом году ещё не приступали. Конкретика появится ближе к лету.
Зато в документе уже есть перечень территорий, куда хотят не пускать средства индивидуальной мобильности (СИМ) или внести ограничения по их использованию. Но следует из документа и то, что Петербург не намерен идти по пути Парижа и Амстердама, где самокаты под запретом. 78.ru изучал КСОДД.
По опыту Москвы?
Упоминание о некой программе реконструкции улиц в четырёх центральных районах (Центральном, Адмиралтейском, Василеостровском и Петроградском), а также прилегающих округах содержится в разделе 2.1.2.5. Там перечисляются мероприятия по развитию инфраструктуры для пешеходов, автомобилистов, пользователей СИМ. Среди задач, в том числе, ставится расширение тротуаров с учётом фактического потока пешеходов. Для них обещают создать не только дополнительные переходы, но и «островки» безопасности, привести в порядок и установить новые светофоры. В обновленном КСОДД его авторы ссылаются на опыт Москвы, где аналогичные мероприятия помогли сократить количество ДТП на 70%.
Чуть позже постулат о необходимости сокращения полос для автомобильного движения объясняется необходимостью стимулировать горожан и гостей Северной столицы к использованию альтернативных видов транспорта.
— Это позволит освободить пространство для создания специализированных велосипедных дорожек, пешеходных зон и парковочных мест для средств индивидуальной мобильности, — отмечается в документе.
Как пояснил заместитель председателя Комитета по транспорту Михаил Казаков, особое внимание уделят тем улицам, «на которых не хватает мест, чтобы была некая пешая свобода».
Упоминание узких улиц в центре встречается позже и в разделе 2.1.2.8. Он посвящён планам по ограничению или запрету движения авто. Там в пример приводится улица Рубинштейна, где с 2020-го в выходные дни есть запрет для машин с 22:00 пятницы до 08:00 субботы и с 22:00 субботы до 08:00 воскресенья и в праздничные дни. Теперь такие запретительные меры хотят ввести с 2025-го по выходным для машин на улице Зодчего России и на улице Ломоносова от Садовой улицы до площади Ломоносова.
— Мы думаем, что развитие пешеходной инфраструктуры будет воспринято с удовлетворением нашими жителями, — считает Михаил Казаков.
От себя отметим, что узкие тротуары в центре всегда были «бичом» Петербурга. Зимой они представляют опасность из-за возможного падения наледи, а летом их горожане страшатся из-за СИМ.
Архитектурно-историческая узость и трамвай-эксперимент
Готовится наступление на автомобилистов и по линии введения одностороннего движения.
— Это позволит разгрузить разъездные моменты, когда два автомобиля, движущиеся друг другу на встречу, создают опасные моменты и для пешеходов. Одностороннее движение будет внедряться на тех улицах, где узость сложилась архитектурно-исторически, — рассказывает Михаил Казаков.
В этом случае речь идёт о Выборгском, Центральном и Адмиралтейском районах. В них, по словам Михаила Казакова, односторонними должны стать около трёх десятков улиц. Однако конкретного перечня на перспективу нет. Есть только отсылка на 507 магистралей, на которых такой принцип уже реализован.
Продолжится в Петербурге и активное развитие выделенных полос для общественного транспорта. Они должны появиться для автобусов и троллейбусов по 16 локациям, начиная с 2026-го и заканчивая 2039-м. Выделенные полосы для транспорта не на рельсах придут на Кирочную улицу, Комендантский проспект и проспект Непокорённых, Володарский мост и мост Александра Невского.
Для трамваев предусмотрены как обособленные пути, так и «выделенка», а также приоритетные коридоры по 10 направлениям. Здесь много маршрутов пролегает по Васильевскому острову, Петроградскому и Приморскому районам.
Особняком стоит история с трамваем №18 (ул. Шаврова — ст. м. Старая Деревня). Он станет так называемым экспериментальным беспилотником и будет взаимодействовать с элементами дорожной инфраструктуры посредством беспроводной передачи данных (технология V2I «Vehicle to Infrastructure»).
Обеспечат в будущем «умные светофоры» и приоритет для движения общественного транспорта по сравнению с личными авто, хотя, в первую очередь, «пропустят» скорые. Появятся в зонах выделенных полос и приоритетных коридоров камеры видеофиксации нарушений ПДД.
По просьбам паркующихся?
Обширный раздел посвящён перспективам развития платной парковки. В нём содержатся две любопытные цифры: в 2025-м году запланировано развитие 5 кв. км зоны или 35 км улично-дорожной сети (УДС). Сейчас это 53 кв. км и 556 км УДС. К 2030-му должно появиться ещё 17 кв. км или 115 км. УДС.
Конкретных локаций на 2025-й в КСОДДе не перечисляется, не называет их и Михаил Казаков.
— Мы ежегодно работает над этим вопросом. Есть массовые обращения граждан, что в том или ином месте надо установить зону платной парковки, потому что они сами не могут там припарковаться. В текущем году этот порядок ещё не был запущен. Поэтому сказать, где и как мы планируем развивать платные пространства, я не могу, — заверяет чиновник.
Вместе с тем, в документе имеются любопытные выжимки из анализа перспектив развития платной зоны. На основании таких аргументов, собственно, ранее чиновники и принимали решение о её расширении.
Так, в КСОДД приводятся данные тепловой карты о плотности коммерческих помещений в локациях с предприятиями с большим количеством мест.
— На основе анализа тепловой карты можно сделать вывод, что схожими характеристиками с действующей зоной обладают территории севера Кировского, Московского и Фрунзенского районов, непосредственно за Обводным каналом и юга Выборгского и Калининского районов в непосредственной близости от Финляндского вокзала. Меньше связаны, но обладают схожими характеристиками южные части Приморского и Красногвардейского районов, — подчёркивается в документе.
Далее чиновники анализируют плотность расселения жителей в муниципалитетах, территории которых близки по параметрам к зонам действующей платной парковки. Здесь уже всплывают муниципальные округа: Малая Охта, Ланское, Сампсониевское, Финляндский округ, Волковское, Московская застава, Нарвский округ.
Теоретически подпадает и МО Чкаловское. Но его пока исключают, так как большую его часть составляют крупные парки.
— Указанные округа совпадают с территориями, в результатах анализа плотности коммерческих помещений, — делают выводы авторы обновленного КСОДД.
В итоге в финальных предложениях расширение зоны платной парковки на первом этапе в документе представляется следующим образом. Это локации в южной части Выборгского района, ограниченные Выборгской набережной и Кантемировской улицей до Полюстровского проспекта.
Кроме того, парковка может приехать в часть Калининского района у Финляндского вокзала, ограниченной Чугунной улицей, Арсенальной набережной до Арсенальной улицы и ЖД путями вдоль Чугунной улицы.
На втором этапе приход платного парковочного пространства ждут в южной части Адмиралтейского района (от Обводного канала до границы), северо-восточной части Кировского района (до улиц Трефолева и Маршала Говорова). Также речь идёт о северной части Московского района (до Благодатной и Сызранской улиц и Люботинского проспекта) и северной части Фрунзенского района (до улиц Салова и Самойлова и железнодорожных путей).
Примечательно, что после 2030-го платная парковка должна пойти по пути неких «островов» и перехватывающих стоянок в зоне транспортно-пересадочных узлов. Но что конкретно под этим подразумевается, чиновники не поясняют.
Есть в разделе для платных пространств и отсылка к перспективам совершенствования тарифов. Их хотят разделить в будущем на: базовый, пониженный, повышенный и высокий. В чём-то аналогичный подход уже реализован по территориям и времени суток в Москве.
Катись отсюда
В отличие от платных парковок политика транспортного блока в отношении самокатов более прозрачна. Другой вопрос, что для них предусмотрен долгосрочный период развития в перспективе до 2034-го. Отсюда логично предположить, что прощаться с СИМ в чуть менее, чем 10-летней перспективе Петербург не собирается.
Ограничить передвижение вне выделенных полос для самокатов хотят в Яблоневом саду, Парке Интернационалистов, парке Куракина дача, парке Строителей, парке Есенина, Яблоновском саду, Малоохтинском парке, Юсуповском и Михайловском садах, Саду «Василеостровец» и т.д.
Полностью прогнать СИМ чиновники намерены с Дворцовой площади, Невского проспекта, Елагина острова, Петропавловской крепости, Летнего сада, острова Новая Голландия, парка 300-летия Петербурга. Частично для некоторых этих локаций такие запреты уже опробовали во время ПМЭФ-2024.
Создадут для СИМ и специализированные стоянки для хранения с особой разметкой. «Точки» появятся преимущественно у станций метро и железнодорожных остановок. А вот из общественных пространств, локаций около крупных ТЦ, крупных транспортных узлов стоянки «попросят на выход».
Но всё это касается в основном арендных объектов кикшеринга. Впрочем, как заверяет Михаил Казаков, для частников передвижения тоже регламентируются ПДД. Как напоминает чиновник, в КСОДДе предусмотрено развитие фото и видеофиксации.