Начала задыхаться, а потом умерла: зачем россиянки платят страшную цену за красоту?

Трагический инцидент, о котором идёт речь, произошёл 13 января в клинике Titania Clinic на Рубцовской набережной. В то утро жительница столицы по имени Мария, на свою беду, встала пораньше, чтобы перед работой заехать на популярную среди худеющих процедуру. Её живенько уложили на кушетку и начали вводить в область живота липолитики — это такие вещества, которые ускоряют расщепление жиров и способствуют быстрому похудению. Однако в какой-то момент всё пошло не по плану: у Марии по телу внезапно пошла сыпь, а вслед за этим пациентка, к ужасу врачей, забилась в эпилептическом припадке.
Медики утверждают, что сразу же начали реанимировать пациентку, но все их старания не увенчались успехом. В считанные минуты Мария скончалась. Точную причину смерти ещё предстоит установить судмедэкспертам, но судя по всему, у женщины была аллергия на препарат. Первичный осмотр тела выявил следы от нескольких проколов в районе живота.
Сейчас клиника, которая позиционирует себя как «салон красоты с медицинской лицензией», временно закрыта, а онлайн-запись приостановлена. Правда, врач, проводившая процедуру, пока не задержана, а в соцсетях и на сайте клиники по-прежнему рекламируются «бровки», «губки» и те самые роковые «уколы стройности».
На отчаянный шаг толкнули возраст и одиночество
Журналистам SHOT удалось выяснить детали этой шокирующей истории. Мария — не коренная москвичка, приехала в столицу из Волгограда в поисках лучшей жизни. Когда-то она была педагогом, но давно сменила школьные стены на прилавок магазина мужского белья в небольшом торговом центре. Жизнь её текла размеренно, но не баловала яркими событиями: съёмная комната в Домодедове, смены на работе и мечты о счастье, которое, казалось, всё не спешило постучаться в её дверь. Мария тем временем хотела самого простого счастья — выйти замуж, родить детей, приобрести уютное жильё. Но мечты так и оставались мечтами, а часики, как говорится, тикали.
В конце декабря Мария отпраздновала 40-летие, однако этот день стал для неё не праздником, а точкой отсчёта новых переживаний и страхов. Женщину пугала не только цифра в паспорте, но и одиночество. По словам близких, Мария болезненно переживала шутки о возрасте и том, что у неё нет семьи. Эти насмешки в конце концов и подтолкнули её на отчаянный шаг — решиться на процедуру, которая обещала вернуть ей уверенность в себе, но отняла жизнь.
Знакомые Марии вспоминают, что год назад она, видимо, в попытке вернуть себе уверенность и молодость, решила всерьёз заняться своей внешностью. Сначала она увеличила губы, затем добавила выразительности скулам — словно пыталась создать новую, более счастливую версию себя. Следующим шагом должна была стать блефаропластика, то есть удаление лишней кожи на веках. Но первоочередной задачей стала коррекция фигуры: Мария была уверена, что идеальное тело сможет заполнить ту пустоту, которая угнетала её изнутри.
Всего за несколько дней до рокового визита Мария поделилась в рабочем чате фотографией клиники, полной надежды и воодушевления. Она даже предложила коллегам присоединиться к ней, устроить совместный день красоты и омоложения. Но, как это часто бывает, у всех нашлись дела поважнее. В тот день никто так и не смог составить ей компанию, и Мария, не желая откладывать задуманное, отправилась туда одна — чтобы больше никогда не вернуться
Последний путь Мария проделает в родной Волгоград, где её похоронят рядом с отцом. Из близких у погибшей осталась только мать. Правда, дело о трагической смерти взяли на контроль следственные органы Москвы и прокуратура, но вряд ли это принесёт утешение пожилой женщине, которая теперь вынуждена жить с этой невосполнимой утратой.
Умерла, так и не похудев
Эта трагедия — лишь одна из множества подобных историй, когда погоня за молодостью, стройностью и идеальной красотой превращается в смертельную ловушку. Женщины, стремясь соответствовать навязанным стандартам, всё чаще рискуют не только здоровьем, но и жизнью, ложась под нож хирурга или доверяя уколам в косметологических кабинетах. Для некоторых из них эта гонка за совершенством становится последней.
Так, похожая страшная история, закончившаяся трагедией, потрясла в ноябре 2024 года Санкт-Петербург. 44-летняя Анна решила прибегнуть к радикальным мерам, чтобы избавиться от лишнего веса, и доверилась частной клинике на улице Матроса Железняка. Здесь ей провели сложную полостную операцию по удалению жира на животе.

Но вместо желанного преображения всё обернулось кошмаром. На следующий день после процедуры женщине внезапно стало плохо — она перестала дышать. Врачи клиники пытались её спасти, но их усилия оказались напрасны. Анна умерла, так и не увидев в зеркале результатов своего последнего выбора.
Жир-убийца
Эта трагедия случилась буквально через пару месяцев после нашумевшего случая в Дагестане, когда местная жительница стала жертвой доморощенного пластического хирурга. Женщина по имени Сохиба, много лет комплексовавшая из-за лишнего веса, сначала записалась на липосакцию в Москве к пластическому хирургу Насият, но что-то пошло не так. Местная анестезия не подействовала, и женщина почувствовала жгучую боль. Однако вместо того чтобы остановиться, Насият предложила пациентке повторить процедуру в Дагестане: мол, там есть знакомый анестезиолог, который провести общую анестезию. Женщина согласилась — и это решение стоило ей жизни.
В тот роковой день, 8 сентября, Сохиба оказалась на операционном столе в Дагестане. Но двое маленьких детей так и не дождались маму: жир, попавший в кровь, привёл к мгновенной эмболии лёгких. Женщина начала задыхаться и почти мгновенно скончалась прямо на столе.
Родные Сохибы, потрясённые её смертью, не сомневаются — в трагедии виновата Насият. Они уверены, что женщина пошла на этот рискованный шаг, доверившись сомнительному врачу. Более того, перед операцией Сохибе, как выяснилось, не сделали ни одного анализа, а сама процедура проводилась в неприметной клинике без названия, которая ещё не была открыта для посетителей после ремонта.
Но не только Насият оказалась в числе обвиняемых. Родные считают, что анестезиолог, который проводил операцию, нарушил все возможные нормы: общий наркоз был сделан без необходимых анализов, что привело к фатальным последствиям. Следствие вскрыло ещё более шокирующие детали — оказалось, что у Насият не было медицинской лицензии, а по словам родных, она даже не имела медицинского образования. В итоге её некомпетентность стоила человеку жизни.

Забыла сказать про зуб и умерла от анестезии
Страшную цену заплатила за красоту ещё одна уроженка Дагестана, где в последнее время наблюдается прямо-таки аномальный ажиотаж вокруг всех видов косметических процедур и операций, зачастую проводимых без должных стандартов безопасности. Трагедия, потрясшая медицинское сообщество и всю страну, произошла в Махачкале: там во время ринопластики погибла 23-летняя студентка пятого курса государственного медицинского университета по имени Мадина.
Девушка, решившая улучшить свой внешний вид, пришла в медицинский центр «Авиценна» на операцию, которая должна была пройти относительно легко и без последствий. Но всё пошло наперекосяк с первой же минуты. После того как девушке ввели анестезию, её организм вдруг начал сдавать, а показатели жизненно важных функций стремительно пошли вниз. Врачи сделали всё возможное, чтобы спасти пациентку, но тщетно — Мадина ушла, так и не придя в сознание.
Позже выяснились ещё более жуткие подробности: оказалось, что девушка погибла ещё до начала операции. Всё, что успел сделать врач Рамис Нариманов, — это подготовить пациентку, но именно анестезия оказалась фатальной.
Лишь после смерти пациентки медики узнали, что незадолго до ринопластики Мадина лечила зуб, но хирургам о своём визите к стоматологу сообщить забыла. В итоге препарат, который был введён для наркоза, вызвал у пациентки сильнейшую аллергическую реакцию. Это стало последней каплей — её сердце не выдержало, и оно остановилось.
Вместо стройной талии — тромб и летальный исход
Вообще, 2024 год оказался своего рода «чемпионом» по смертельным инцидентам в клиниках. Одним из самых резонансных случаев стала смерть 40-летней Юлии П., которая погибла в минувшем апреле после операции по подтяжке живота в московской сети клиник. Женщина решила улучшить свою фигуру с помощью абдоминопластики — относительно простой и весьма популярной процедуры, при которой хирурги убирают лишний жир и кожу с живот. Чаще всего такую процедуру делают после сильного похудения или родов, когда живот обвисает и теряет упругость.

Увы, в случае с Юлией процедура не успела сработать: на следующий день после операции москвичка почувствовала себя плохо, а вскоре умерла. Причиной смерти, скорее всего, стал оторвавшийся тромб, из-за которого рядовая операция обернулась смертельной ошибкой.
«Звёздного» хирурга обвиняют в смертях пациентов
А незадолго до этого на всю страну прогремел скандал с участием не кого-нибудь, а самого звёздного хирурга Тимура Хайдарова. Его обвинили в смерти известного продюсера Петра Гаврилова, которому в феврале провели операцию по шунтированию желудка. Эта операция обычно используется для лечения ожирения, когда ни диеты, ни спорт не помогают сбросить вес. Во время процедуры убирают часть желудка и тонкой кишки, что помогает уменьшить количество пищи, которую можно съесть, а значит, способствует потере веса.
Операция проходила в одной из самых солидных столичных клиник IQ Plastique, причём поначалу всё шло хорошо, а пациента благополучно отправили восстанавливаться дома. Однако через три дня после операции у Гаврилова начались сильные боли в животе и проблемы с дыханием. Всего спустя неделю молодого мужчины не стало.
Родные и друзья продюсера в один голос обвиняли в его смерти медиков: они предполагали, что Гаврилову во время процедуры занесли инфекцию. Однако руководитель клиники Тимур Хайдаров заявил, что за время работы заведения в нём не было ни одного летального случая, и вообще саму операцию Гаврилову проводил не он.
В СМИ тогда даже прошла информация, что дело взял под свой контроль сам глава СК РФ Александр Бастрыкин. Врачам IQ Plastique грозило до шести лет колонии. Однако до реальных сроков так и не дошло, а популярность Хайдарова, которого многие за глаза называли «мясником», не только не упала, но и непостижимым образом выросла. Более того, врачу удалось даже отсудить 5 млн рублей у тех, кто пытался привлечь его к ответственности.

«Ошибку хирурга никогда нельзя исключать»
Несмотря на все ужасающие случаи смерти во время пластических операций, желающих изменить свою внешность не становится меньше. Почему операции могут привести к трагедии и как минимизировать риски, объяснил в интервью «Вечерней Москве» пластический хирург, доктор медицинских наук Игорь Короткий.
Благодаря рекламе многие сегодня считают, что отрезать жир на животе или убрать мешки под глазами — плёвое дело, вроде похода в парикмахерскую или маникюра. Но это, предупреждает хирург, огромное заблуждение, ведь любая «пластика» может привести как минимум к серьёзным осложнениям, а как максимум — стоит пациенту жизни.
По словам Игоря Короткого, пластическая хирургия по большому счёту практически не отличается от любых других видов хирургических вмешательства, а порой пластические операции даже более опасны и травматичны.
К сожалению, несчастные случаи могут произойти даже при идеально выполненной работе. Например, никогда нельзя исключать различные осложнения, которые не связаны с деятельностью хирурга, — подчеркнул специалист.
Хирург напомнил, что любая операция — это серьёзнейшее воздействие на организм, а значит, оно может стать толчком к развитию сопутствующих заболеваний, запуская необратимые процессы в организме.
Врач перечислил наиболее частые причины летального исхода после пластических операций:
- тромбоэмболия легочной артерии;
- гнойно-септические осложнения;
- инфаркт;
- инсульт.
Впрочем, нередко ошибки совершают и хирурги — человеческий фактор исключать нельзя. Например, врач может случайно повредить крупные сосуды, и человек просто умирает от сильнейшего кровотечения, которое невозможно остановить.
Это является тяжелой хирургической ошибкой, которая случается редко, но её никогда нельзя исключать, — отметил доктор Короткий.

Прыгают с парашютом на третий день после операции
Но в большинстве случаев в осложнениях после «пластики» виноваты сами пациенты, которые не соблюдают рекомендации врача.
Они совершают такие поступки, которые даже в голову не могут прийти! - поделился специалист. - В моей практике был вопиющий эпизод. Напомню, что операции в области молочных желез — это сложное хирургическое вмешательство, после него возможны кровотечения в отдаленном послеоперационном периоде в связи с неверным поведением пациента. Однажды мне позвонила пациентка и спросила, можно ли ей после операции на грудь прыгнуть с парашютом на третий день после «пластики». Я категорически запретил это делать, но оказалось, что она не послушалась, не осознавая, насколько это огромный риск для здоровья и жизни.
К слову, представители сильного пола куда более дисциплинированы, чем женщины, и намного серьёзнее относятся к послеоперационному периоду, поэтому случаи осложнений у них крайне редки.
«Топить пациента в общем наркозе из-за увеличения груди всё равно что взрывать дом»
Своё мнение о том, почему люди становятся жертвами пластической хирургии, ранее высказал ещё один популярный пластический хирург Андрей Росс. Он назвал три основные причины трагедий.
Первая и самая частая причина, по его словам, это неправильный наркоз. Врач уверен, что чаще всего общий наркоз при пластических операциях не нужен, а используют его лишь те доктора, которые не желают учится новому и пересматривать свои методики.
Общий наркоз понятен в клинической хирургии. Когда стоит вопрос жизни и смерти. Когда надо удалить горбинку носа использовать общий наркоз со всеми его побочными эффектами глупо, - пишет Росс.

«Топить пациента в общем наркозе из-за увеличения груди это всё равно что взрывать дом чтобы избавится от тараканов, - говорит хирург. - Эффект будет. Но какой ценой».
Выгоднее вкладываться в мрамор на ресепшене
Вторая и не менее важная причина, которая нередко приводит к летальному исходу для пациента — отсутствие реанимационных аппаратов. Росс раскрыл невероятный факт: в большинстве отечественных клиник, если пациент вдруг начинает умирать на операционном столе, первым делом... вызывают скорую:
Нет, не проводить реанимационные действия. Не спасать человека. А реально звонить ноль-три. А вы представляете себе что такое вызвать скорую. Особенно в Москве. И происходит этот мрак, потому что большинство хирургов арендуют операционные. Закон не обязывает в операционных устанавливать реанимационные аппараты. А если не запрещено, значит разрешено.
Поэтому, повторят врач, решение подстраховаться остаётся только на совести хирурга, а скорее даже на его кошельке, поскольку реанимационные аппараты очень дорогие.
И если совесть с кошельком не договорились, на операционном столе ситуацией будет владеть не хирург а перипетии судьбы совместно с кармической астральной картой, - разводит руками доктор.
Росс не скрывает: хирургам сегодня куда выгоднее вкладываться в рекламу или мрамор на ресепшене:
Потому что это продаёт, это актив. А реанимационный аппарат ничего не продаёт. Его клиенту не покажешь. Вот и получается что клиент со своим здоровьем уходит на второй план в эстетической медицине. Жутко.

«Нанимают молодых за три копейки»
Третьей же причиной высокой смертности под скальпелями Росс считает банальную человеческую жадность и как следствие — отсутствие достаточного опыта у врачей.
Пластическая хирургия манит к себе молодых специалистов золотым тельцом. Гонорары опытных и востребованных пластических хирургов представляются студентам заоблачным богатством. Но мало кто задумывается о том, сколько пришлось пройти востребованным хирургам чтобы достичь такого результата, - объясняет специалист.
Опыт, подчёркивает хирург, это не взмах волшебной палочки, а количество знаний, помноженное на количество ошибок. «Только вот в пластической хирургии ошибок быть не может», - говорит врач.
Получается, что пока общество не образумится, а государство не начнёт жёстко контролировать этот прибыльный бизнес, владельцы клиник в погоне за прибылью так и будут нанимать молодых и неопытных специалистов за три копейки. А эти молодые и неопытные специалисты так и будут гробить людей, мечтающих о красоте и молодости.
Как избежать риска, ложась под скальпель?
Прежде всего врачи советуют не гнаться за дешевизной: это не тот случай, когда цена важнее всего. Чем дороже специалист, тем он опытнее, а значит, тем меньше рисков, утверждает тот же доктор Росс:
У востребованного специалиста пластическая операция стоит в два раза выше рынка не потому что он сошёл с ума. А потому что сильный специалист нанимает сильный, более высокооплачиваемый персонал – забота о репутации. Потому что закупается безумно дорогая техника, в том числе и реанимационная – забота о репутации и исключение рисков. Потому что в сутках 24 часа. И вот с этими ценами у этого пластического хирурга скорее всего 100% занятость. Если заказов будет в два раза больше, цены увеличатся. Если меньше – уменьшатся.

Росс дал ценный совет всем, кто планирует лечь на операционный стол, чтобы сделать себя стройнее, привлекательнее и сексуальнее. Главное, по его словам — не спешить при выборе специалиста.
Видите – опытный и очень дорогой. Подкопите денег. Сделайте операцию через три, шесть месяцев. Но не торопитесь. Потому что есть случаи, когда пациенты торопились, а потом успевали.
«Жизнь у вас одна. И лицо одно. Поэтому не рискуйте», — напоминает врач. Эти слова, возможно, стоило бы выгравировать золотыми буквами на дверях каждой клиники. Но вот вопрос: найдётся ли у российских «хайдаровых» достаточно совести для этого, если на первом месте у них давно стоит не здоровье пациентов, а наполненный кошелек?