Легендарная «Аврора» вновь отправляется в путь между Петербургом и Москвой

В соответствии с историческими традициями
Поезд с героическим именем «Аврора», любимый многими еще с советских времен, но в обновленном варианте, Федеральная пассажирская компания (АО «ФПК», дочка РЖД) представила в рамках ПМЭФ 2024. Уже тогда в компании подчеркивали, что перерыв, пусть и длительный, в путешествиях составов был временным. Презентация прошла на стенде АО «ФПК», которому этом году исполняется 15 лет. Тогда показали лишь макеты вагонов и предварительную визуализацию. Но сейчас намерения полностью воплощены в жизнь.
Напомним, что «Аврора» полностью перестала курсировать между Петербургом и Москвой с апреля 2010 года. Хотя еще в конце 2009-го ее уже начали заменять и теснить экспрессы «Сапсан».
Теперь с 19 декабря 2024-го обновленный легендарный отечественный скоростной поезд «Аврора» возвращается к регулярным маршрутам между двумя столицами. Первая поездка вновь стартует синхронно из Санкт-Петербурга и Москвы.
Отравляться поезд будет рано утром и днем по зеркальному расписанию, а пребывать в дневное и вечернее время. Запомним это важное обстоятельство.
На преодоление расстояния между Петербургом и Москвой потребуется в среднем 5 часов 30 минут. Это чуть больше, чем у «Сапсана», готового домчать за 4 — 4 часа 30 минут, но и цены на билеты у «премьеры» стали более доступны.
Разбираемся, какой раньше была «Аврора» и насколько она теперь стала комфортнее для пассажиров.

В пути с 1963 года?
В первую поездку скоростная «Аврора», по одной из народных версий названная так в честь одноименного знаменитого крейсера, отправилась 12 июня 1963 года. Поезд вёл ЧС2-78 под управлением машиниста Сахарова и помощника Захарова. Путь от Ленинграда до Москвы удалось преодолеть за 5 часов 27 минут. Это был первый поезд, способный развивать скорость до 160 и даже затем 180 км/ч., и принципиально важный этап в развитии скоростного движения.

Тогда поезд курсировал под номером 9/10. Затем он изменился на № 159/160. Последние поездки состоялись в апреле 2010 года, но в декабре 2009-го уже состоялся запуск скоростных «Сапсанов».
Изначально вагоны «Авроры» были окрашены в темно-вишневый цвет с желтым оконным поясом. Надпись в названии была выполнена накладными буквами. Потом фирменная окраска сменилась на серо-голубую с темно-синей полосой по низу кузова вагона. А надпись стала красной.
В салонах вагонов были установлены кресла самолетного типа, имелись системы кондиционирования воздуха и люминесцентное освещение.

В 1965 году прошли опытные поездки «Авроры». В их ходе удалось достичь минимального времени в пути 4 часа 59 минут. Во второй половине 1970-х из-за увеличения числа вагонов время в пути выросло 7 часов. Но дело исправили мощные локомотивы ЧС6. Они помогли вернуться к изначальному времени в 5 часов 30 минут.
Собственно, сама «Аврора» состояла из скоростного локомотива-электровоза (чехословацкого производства, сначала ЧС2 и ЧС2т, затем — ЧС6), 9 пассажирских вагонов межобластного типа и вагона-электростанции для централизованного электроснабжения.

Локомотив ЧС2м уже был способен развивать максимальную скорость до 180 км/ч. Но количество вагонов пришлось уменьшить до 8.
Переход на ЧС2т позволил увеличить составность до 12 вагонов, ЧС6/ЧС200 — до 15.
И даже «звездное небо»?
Обновленная «Аврора» стала двухэтажной. В ее составе уже 15 комфортабельных современных вагонов, позволяющих одновременно перевозить свыше 1 тысячи пассажиров, хотя и на прежней скорости в 160 км/ч.

Номер теперь сменился на 741/742, № 743/744. В первом варианте маршрут выполняется с остановкой на станции Чудово-Московское.
В составе теперь есть вагоны с местами для сидения стандартной (104 места) и улучшенной «бизнес» компоновки (60 мест), 1 вагон СВ (30), а также 1 купейный вагон со специализированным купе для людей с ограниченными возможностями.
Смогут пассажиры посетить и двухэтажный ресторан-бистро. Там в меню имеются завтраки, салаты и закуски, гарниры, десерты и различные напитки.
В стандартной компоновке все места оборудованы индивидуальными розетками, а также разъемами USB и Type-C для зарядки мобильных устройств. Конечно, имеются удобные кресла с откидными столиками и подножками.
По его мнению, для бизнеса время в пути критично. Там важен даже час. Бизнес, скорее всего, выберет «Сапсан».
— Но есть и те, для кого важно хорошее соотношение цена- качество-время. Им разница в час будет не так принципиальна. Зато перевесит в выборе возможность сэкономить. Это, например, туристы. Наконец, есть те, кто не любит путешествовать ночью или летать на самолетах, — полагает эксперт.
Как заключает Илья Резников, «Аврора» по логике должна стать востребованной.