Нетрадиционные ценности: как экс-помощник Курпатова получил приговор из-за «бывшего»
В понедельник, 2 декабря, в петербургском суде огласили приговор по тянувшемуся несколько лет делу Алексея Иевского, экс-помощника известного психолога Андрея Курпатова. Последний обвинил подчинённого в мошенничестве и краже на десятки миллионов рублей. Его бывший сотрудник парировал – все претензии не имеют ничего общего к уголовному кодексу, ведь там нет статьи за «разбитое сердце».
Как развивалась история, начавшаяся в 2021 году, и почему суд встал на сторону Курпатова в этом давнем, громком и пикантном противостоянии, превратившемся в ЛГБТ*-скандал.
Похищенные миллионы и/или сердечко?
Задержали Алексея Иевского в ноябре 2021 года и поначалу обвинения были даже тривиальными – кража серёжек за 2,6 млн рублей и элитных швейцарских часов Breguet type XXI за 1,3 млн рублей. Почти «бытовуха» про то, как особо стильная гувернантка «обнесла» хозяев.
Однако в дальнейшем размер финансовых претензий вырос кратно – дело было не только в ювелирных изделиях. Также к «украденному» добавились более 9 млн за Porsche Cayenne Coupe, на котором ездил Иевский (по версии следствия, машину должны были Курпатову купить на деньги, которые тот дал).
«Бонусом» ещё более 20 млн, которые психолог передал помощнику для строительства загородного дома на четырёх участках в Зеленогорске Ленинградской области (Иевский совладелец долей в собственности, как и его экс-работодатель). Недвижимость так и не построена.
Затем всплыла и схема с присвоением более 30 млн рублей экс-помощником. Суть проста: у Иевского есть компания ООО «Онлайн Продакшн», которая в том числе занималась продажей курсов Курпатова. Договорённость была, что помощник будет переводить половину от выручки психологу как авторские отчисления. Иевский же парировал: лицензионные договоры между ними были заключены лишь на два онлайн-курса и один «челлендж» с использованием изображения и имени именитого доктора – за них и заплатили более 76 млн рублей. По поводу других «инфопродуктов», которые нарезались из выступлений Курпатова, договора не было. Сторона обвинения вместе с психологом считала иначе, что сумма выплат эксперту по отношениям должна была составить 112 млн рублей.
Вот только сторона защиты Иевского настаивала: упомянутые ценности – это подарки. Сообщения, где сам психолог так характеризует указанное имущество имеется, но он утверждал, что смысл там был другой - это опровергла независимая лингвистическая экспертиза, приобщённая к делу. В недвижимость экс-помощник вкладывал личные деньги, а также своего отца, Константина, который активно участвовал в защите сына. Он, вслед за своим ребёнком, утверждал – заявление Курпатов написал в «отместку» за то, что экс-помощник его бросил, ведь связывали их далеко не только финансовые отношения.
От «меха горностая» до «посиди в СИЗО, зая»
Всплывало в деле, кстати, и другое имущество – «звёздное». В частности, в тг-каналах появлялась информация, что Курпатов ещё и накидку из горностая, принадлежавшую Людмиле Зыкиной, хочет вернуть (в судебном решении её нет). Иевский якобы утверждал, что и это, и часы, и серёжки Курпатов сам отдавал в доказательство своих чувств. Психолог ещё с 10-х в разводе после 11 лет брака со сценаристкой Лилией Ким. У них есть совместная дочь, которая с 2015-го живёт в США.
Иевский же утверждал, что между ним и начальником был пламенный роман, который очень плохо закончился.
– Фактически да [, я его бросил]. Там были такие истерики, поведение неадекватное. Например, мы договаривались о встрече, чтобы обсудить рабочие вопросы, он начинал реветь, начинал кидаться на меня, кричать: «Пожалуйста, не уходи! Ты всё, что у меня есть в жизни! Пожалуйста, не отпускай меня, держи меня крепко за руку». В самом конце, когда я к нему приехал уже в последний раз, когда я сказал, что всё, я уже никогда в жизни не хочу тебя видеть, там были угрозы, что «я затаскаю тебя по судам», «твоя жизнь превратится в ад», – рассказывал Иевский 78.ru.
Появились и переписки между психологом и его экс-помощником, которые тяжело воспринимать как рабочие. Вот, например, датированные 2021-м скриншоты диалогов Иевского и Курпатова, которые пестрят обращениями «малыш», а также цитатами вроде «не чувствую твоей любви» и «нам не суждено быть вместе».
От этих деталей слова отца Иевского приобретали дополнительную силу: не каждый мужчина в РФ признает нетрадиционную ориентацию наследника даже если тому срок в колонии грозит. Тут, правда, нужно сделать оговорку: Константин Иевский живёт в Таиланде с немного другими нравами.
Были у обвиняемого экс-помощника и другие претензии, которыми он пытался доказать, что уголовное дело сфабриковано. В частности, утверждал, что это его силовики обокрали.
– Из моей квартиры были похищены денежные средства в размере 1 млн 100 тыс. рублей в ходе обыска. <…> Все предметы из моего стола были уже заранее разложены. Там были предметы, которые видел в первый раз. Когда я обнаружил, что денег нет, я задал вопрос специалисту и оперуполномоченному, на что последовал ответ: «Никаких денег у тебя здесь не было, о деньгах можешь не думать – они тебе больше не пригодятся», – заявил Иевский на одном из заседаний в суде.
Более того, он добавлял в разговоре с 78.ru, что видел те самые «роковые» серёжки прямо на следователе, работавшей над его делом во время одной из встреч.
Не очень чистый бизнес
Сторона Курпатова была в своих комментариях куда более сдержана: юристы крайне неохотно общались с прессой, вероятно, чтобы «не разжигать» ЛГБТ*-скандал сильнее. Психолог, который в том числе посвящал свои выступления здоровым отношениям и конкретно тому, как правильно разводиться, и так получил страшный удар по репутации. Например, его встречу в Петербурге пытались сорвать из-за «дела Иевского».
Программное заявление Курпатов сделал в соцсетях, где экс-помощника даже по фамилии не называл, именуя «фигурантом уголовного дела» и выразив надежду, что следствие со всем разберётся. Что же касается их личных отношений, психолог заявил, что всё сказанное – это часть «информационной войны», в которой Иевский использовал самые грязные приёмы.
– Мошенническим образом, через злоупотребление доверием были похищены десятки миллионов рублей. При этом захватчик пошёл на все мыслимые и немыслимые нарушения уголовных норм – это не только вывод средств и воровство имущества, но ещё и слежение, прослушка, а затем и грубый шантаж. На своём личном опыте я с таким беспределом сталкиваюсь впервые. <…> Всё, что вы сейчас читаете в прессе – это часть информационной войны, развязанной против меня в рамках этого захвата, и поддерживается позицией обвиняемого, желающего таким образом уйти от ответственности. Мы все это понимаем, и как сказал сам фигурант – «ничего личного, чистый бизнес».
Впоследствии психолог лишь сильнее дистанцировался от скандала и уголовного дела на публике. Например, 2 декабря на оглашение приговора его бывшему сотруднику не приехал.
Суд прошёл «между»
Можно добавить, что защита Иевского, конечно, рассчитывала на оправдательный приговор. У них даже были к тому «неформальные сигналы» – экс-помощника в итоге выпустили из СИЗО и отправили домой, смягчив меру пресечения, в суд он сегодня приехал сам, а не под конвоем. Появлялись слухи и о том, что психолог готов пойти на «мировую», которые были опровергнуты его представителями.
Вердикт суда – Иевский виновен в двух эпизодах мошенничества и краже, в обоих случаях в особо крупном размере. Также был удовлетворён гражданский иск Курпатова к Иевскому на 78 006 029 рублей. Экс-помощник вину не признал. Его отец в комментарии 78.ru заявил – сегодня умерла его вера в правосудие, опять же утверждая, что следствие изначально «подыгрывало», по его мнению, «звёздному» психологу.
– Естественно, мы будем идти до конца, мы дойдём до Верховного суда. Какие планы могут быть? Понимаете, человека невинного нельзя судить. Это неправильно, это незаконно. <...> Алексей говорил: «Пап, да всё будет нормально, ну не переживай». Он до последнего верил, что как-то дело отправят на доследование, на дознание, или как это называется. Он предположить не мог, что ему дадут шесть лет.
При этом апелляций можно ожидать с обеих сторон: следствие просило 13 лет, но суд был куда мягче – приговорил Иевского к шести годам лишения свободы в колонии общего режима. Так что спорить с решением есть повод не только у защиты. Адвокат Курпатова, Артём Козырев, в комментарии 78.ru отметил, что не может комментировать, пока приговор не вступил в силу, но допустил возможность обжалования.
*движение ЛГБТ внесено в реестр экстремистских и террористических организаций