От двора у залива до кукурузы: как «Лахта Центр» стал новым символом Петербурга
На русский лад
Деревня Конная Лахта была впервые упомянута в Обыскной книге Спасско-Городенского погоста под именем «Ковдуя» в составе села Лахта. Название «Конная» — искажение от финского «конту», что означает «двор», «хозяйство». В буквальном переводе Конту Лахта — «двор у залива». В 1617 году деревня оказалась в составе Швеции и на несколько десятилетий запустела.
— В середине 20-го века производились археологические раскопки, и была найдена стоянка древнего человека. Земли населяли карелы, финны, потом русские сюда пришли, — рассказала экскурсовод Анна Соболева.
Постоянные жители вновь появились на Конной Лахте только в 1680-м. В состав России она вернулась в 1703 — в ходе Северной войны. В начале деревня находилась во владении казны и была приписана к Дубковскому дворцу и Сестрорецкому оружейному заводу. В итоге территорию отдали под собственное поместье Петра I. Деревянный дворец был окружён красивейшим парком с вековыми дубами.
В конце 18-го века эти земли получают нового хозяина. Екатерина II жалует их своему фавориту Григорию Орлову. Через два года здесь найдут знаменитый гром камень, который станет постаментом к Медному всаднику.
Увековеченный в камне
В Северной столице существует множество памятников, изображающих российского императора. Самый известный, конечно, на Сенатской площади. Он давно стал одним из главных символов нашего города. А вот одной из самых молодых считается скульптурная композиция «Пётр I, спасающий утопающих близ Лахты» на северном берегу Лахтинской гавани у «Лахта-Центра».
В основе композиции лежит легенда о причине смерти Петра I. По утверждению академика Якоба Штелина, 5 ноября 1724 года царь, возвращаясь из поездки, обнаружил у Лахты севший на мель бот с людьми, бросился их спасать, простудился в ледяной воде и заболел.
История монумента зародилась ещё в 1907 году, когда на выставке в Париже императору Николаю II понравилась работа скульптора — эскиз памятника Петру I. Все затраты на приобретение и установку царь оплатил из собственных средств. Скульптура была открыта 27 июня 1909 года на Адмиралтейской набережной в день двухсотлетия Полтавской битвы. Однако спустя десять лет её признали антихудожественной и переплавили без сохранения копий.
Новый памятник — не точная копия старого. Чертежи скульптора канули в лету. Тем не менее, его создатели постарались приблизиться к оригиналу, и в то же время выразили собственное современное видение.
Традиция сквозь века
В 1882 году на Конной Лахте проживало 19 крестьянских семей коренного населения и 11 семей пришлых, всего 123 человека, подавляющее большинство лютеранского вероисповедания. Конная Лахта, расположенная далеко от моря и гораздо дальше от Петербурга, чем Лахта, популярностью у дачников не пользовалась, и её жители в большей степени сохраняли традиционные крестьянские занятия. Здесь располагался один из двух графских охотничьих домов. В 1899—1900 годах граф Александр Стенбок-Фермор построил там новый каменный охотничий дом с застольной, спальней, комнатами для лесника и егеря.
— Это была очень известная тогда фамилия. На протяжении нескольких веков выходцы из Швеции находились на службе у России, и были действительно очень богаты. <…> Они начали организовывать посёлки под застройку дач. Как раз во второй половине 19 века начинается дачный бум, а сюда, на Северное побережье, ещё была проведена железная дорога, и дачникам стало гораздо удобнее выезжать на летний отдых, — поделилась экскурсовод с ведущим программы «Новая география».
Они ездили к друг к другу в гости, ставили спектакли, катались на велосипедах и, конечно, устраивали променады вдоль Финского залива. Получается, что прогуливаться здесь — давняя привычка петербуржцев.
Пешеходная набережная у «Лахты» пользуется популярностью и сегодня. Однако если раньше люди ехали сюда только ради залива, то теперь на берегу выстроен целый комплекс сооружений и арт-объектов: планетарий, панорамный двухуровневый ресторан, зал-трансформер, выставочный зал, научно-образовательный центр, спортивный комплекс, центр медицины, рестораны, кафе, торговые площадки и, конечно же, сама башня — или «Кукуруза», как её прозвали местные.
— Если смотреть на неё со стороны моря, это некий как бы нос корабля с высокой мачты, который идет в сторону Балтийского моря. Есть некий символизм, — считает Соболева.
Видео: 78.ru
Но, похоже, за последние годы «Лахта Центр» всё же обрёл своё место в сердцах горожан. Как ни крути, от неё не спрятаться и не скрыться. Это не просто архитектурная доминанта города, это новый символ Петербурга.
Экскурсии по главным достопримечательностям Петербурга и пригородов в бюро «Визит СПб».