«Гнилые рецепты»: Бывший сотрудник показал все ужасы Можайского кондитерского дома

Гнилые фрукты, сломанное оборудование, грязь повсюду — и это не какой-то подпольный цех, а крупное кондитерское производство. Если б все это не снял уже бывший сотрудник предприятия, покупатели и не узнали бы, что на самом деле в их любимых банановых кексах и пирожных картошка из популярных продуктовых сетей.
Сразу после скандала в цех наведались сотрудники прокуратуры, а продукция кондитерского дома, как по щелчку пальцев, исчезла с полок магазинов.
— Поверьте, что в течение суток письма информационные разлетаются абсолютно по всем коммерческим департаментам всех территорий Российской Федерации, каждый проверяет в своей матрице остатки, и снимается такой товар мгновенно просто по приказу по всей сети, — объяснила председатель комитета по торговле Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Ольга Волкова.
Впрочем, сомнительных сладких товаров на прилавках, кажется, не убавилось. Странный внешний вид и пугающе низкая цена: сливочный рулет за каких-то 35 рублей, полкило кексов для детского питания — за 112 рублей, килограмм Курабье — всего 172 рубля, столько же пончиков — за 206 рублей. На прилавке выглядит заманчиво, совсем иначе — вблизи.
— Взяли мы на пробу несколько орешков со сгущенкой, но выглядят они, конечно, далеко не так, как в детстве: даже цвет у них не золотистый, как у выпечки, а как будто зеленоватый. Рискнем попробовать вместе с экспертом — шеф-поваром, — комментирует корреспондент 78.ru Наталия Оскерко.
Производитель орешков, как и Курабье — некое ООО «Арт-Конд». Адрес на этикетке указан, уже хорошо, — окраина Петербурга. По грязи и мусору, сквозь промышленный дым, вдоль забора с колючей проволокой — так выглядит путь к зданиям теплоэлектроцентрали и нужной кондитерской.
— Территория ТЭЦ, десятки складских помещений. Если верить этикетке на пачке печенья, то где-то здесь производят кондитерские изделия. Сладким здесь, конечно, даже и не пахнет, а вот едкий запах промышленного производства — повсюду, — жалуется корреспондент Оскерко.

Найти среди пунктов приема металла и переработки мусора кондитерское производство нелегко. Вход и вовсе притаился за странным контейнером и завален мусором. Прямо за дверью стоят стеллажи с готовой продукцией. Зато встречают радушно. Как потенциальным клиентам — приносят дегустационный сет и открывают секреты ценообразования.
— «Светофор» говорит: «Делайте некачественно, но дешево, мне все равно, мне главное — цена на полке». Поэтому то, что я отгружаю «Светофору», я вам не порекомендую, чтобы вы в кофейне давали, — сказали на предприятии.

А дальше — экскурсия по производству. Прямо в верхней одежде. Песочные кольца, печенье «Вкусняшка» с цукатами и те самые Курабье — лепят голыми руками, среди гор коробок и грязной посуды.
Куча теста лежит практически на полу. Ржавый вентилятор стоит вплотную к стеллажам с печеньем. Сложенный картон бросили прямо на открытых коробках с продукцией. Налицо — лишь малая часть из всего списка поводов закрыть предприятие — говорят эксперты.
— Нарушений там у них масса. Проще сказать, где нет нарушений. Однозначно, если бы пришел Роспотребнадзор с проверкой на такое предприятие, оно было бы закрыто, как минимум на 60 суток, потому что там полное несоответствие требованиям санитарного законодательства, — комментирует главный специалист регионального консультационного консалтингового центра «Тест-Консалт» Светлана Соклакова.
Но Роспотребнадзор не придет — мораторий на проверки все еще действует. Тем временем, объем производимой кондитерской продукции уже переваливает за 4 млн тонн в год. Это — больше тысячи фабрик по всей стране, по официальным данным.
Видео: 78.ru
В погоне за прибылью производители изгаляются, как могут. Экономят на аренде помещений: отсюда и крошечный цех в промзоне. На рабочей силе: когда средняя зарплата кондитера 80 тыс. рублей, большинство объявлений предлагают лишь 50 тыс. рублей, но не требуют богатого опыта. На средствах элементарной защиты: перчатках и фартуках. И, конечно, здоровье покупателей: удешевлять товар многие кондитеры научились профессионально.
— Не яйцо, а яичный порошок, или меланж, используют не муку высшего сорта, а какую-нибудь первосортную… не сливочное масло натуральное, а какие-нибудь аналоги — растительные жиры, пальмовое масло, маргарин, — объяснил шеф-повар Степан Чернышёв.
— Нам кажется, что мы едим какой-то эклер с каким-то классным заварным кремом, это может быть нифига не заварной крем, это могут быть компоненты растительные с разными добавками, которые эмульгируют, соединяются воедино, добавляется туда ваниль. Понятно, что это не чистая ваниль, а ванильные порошки какие-то… и нам кажется, что мы кушаем нормальный продукт, — добавил член правления национальной ассоциации кулинаров России Денис Перевоз.
Зато ультравыгодная цена для покупателя. Для сравнения: рулет из обычных продуктов — сахара, муки, яиц, сметаны, варенья — обошелся нам в 84 рубля. С торговой наценкой, которая нередко доходит до 40%, вышли бы все 117 рублей. А в магазине — 35 рублей — в три раза дешевле!
— Предположим, торговая наценка составляет 20%. Значит, соответственно, цена производителя за этот рулетик 28 рублей за сто грамм. … 40% — это производственные затраты — это аренда, это заработная плата, это коммуналка и так далее, и 60% — это себестоимость. Эти 60% от 28 рублей составят 16,8 рублей за сто грамм, — уточнил исполнительный директор ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» Вячеслав Лашманкин.
На фоне подорожания всех базовых составляющих «кондитерки» ситуация может только усугубиться — прогнозируют эксперты. Цена муки уже выросла на 30%, масел и жиров — на 50%, молока — на 20%, какао-бобов — на целых 150%.
— Чем дешевле кондитерское изделие, тем больше рисков, что производители, скажем там, пошли на какие-то манипуляции, чтобы добиться такой цены, и эти манипуляции могут быть связаны со снижением качества и безопасности продукции. При этом средний ценовой сегмент и высокий ценовой сегмент, к сожалению, сейчас в кондитерских изделиях это тоже не гарантия безопасности, — заявил председатель общественной организации «Общественная потребительская инициатива» Олег Павлов.
Как показал опыт кондитерского дома из Можайска, который регулярно проходил аудиты крупных торговых сетей (а это обязательная процедура перед заключением контракта), плановые проверки — не гарантия соблюдения всех правил производства. За сладкую жизнь придется платить: либо рублем, либо собственным здоровьем.