«Это ещё по-божески»: почему цены на новогодние корпоративы 2025 так сильно выросли?
Корпоративные тренды-2024
В допандемийные годы компании начинали задумываться и планировать новогодние корпоративы сразу, как только завершались аналогичные летние мероприятия. В 2021-м и 2022-м такой тренд был разрушен, но затем всё начало возвращаться на круги своя.
Как заверяют участники рынка, в октябре 2024-го, несмотря на беспрецедентный рост цен на услуги организаторов и устроителей в 30—50% и входной бюджет в 1 млн рублей на 100 сотрудников, наиболее приличные места в Петербурге на декабрь на пятницы и субботы уже давно забронированы. Тем, кто не успел, предстоит теперь соглашаться на наименее востребованные будни.
За развлекательным контентом для гостей теперь начали пристально следить не только госкорпорации и компании с госучастием, но и частные организации.
Если в благонадёжности и лояльности политическим установкам артиста возникают хоть какие-то сомнения, даже если он не является иноагентом, его тут же вычёркивают из списков. Особый акцент на корпоративах делают на семейственность. Всё большим спросом пользуются так называемые family дни, которые проводят в январе и формируют повестку именно под детей сотрудников.
Терпеть больше нельзя
Как признался ресторатор Валерий Фенько, конечно, цены на корпоративы серьёзно выросли. Подорожала практически любая еда. По словам эксперта, красная рыба выросла за год в стоимости в два раза, икра тоже с момента проведения новогодних корпоративов.
— Тут дело уже доходит до того, что приходится «покушаться на святое». Я имею ввиду, что рестораторы сейчас серьёзно задумываются о повышении цен на завтраки. К их потреблению в заведениях общепита россиян долго и настойчиво приучили. Потому цены не росли годами. Но теперь наступил такой момент, когда терпеть больше нельзя. Что уж тут говорить о корпоративах?! — поделился он.
Президент Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запада Леонид Гарбар считает, что цены, например, на лосось выросли в три раза.
— Ещё понятно, когда увеличивается стоимость мяса. Того же телёнка растят два года. А о какой добавленной стоимости может идти речь для рыбаков, которые выходят в море, вытаскивают рыбу тралами, а потом продают её на суше? — возмутился он.
Как добавил Леонид Гарбар, зарплаты у персонала в общепите выросли за год в 1,5—2 раза, но всё равно работать никому, сотрудников не хватает просто катастрофически.
А они уже не возмущаются?
Ведущий корпоративов Влад считает, что всё подорожало, как минимум, на 30%, «факт есть факт». Однако это не привело с снижению спроса и утрате интереса к организации корпоративов.
— Более того, как мы пообщались с коллегами, многие работодатели даже не возмущаются ростом стоимости услуг. Вопросов типа, «а почему всё так дорого, а почему в прошлом году всё было намного дешевле», никому теперь не задают, — констатировал Влад.
По его мнению, возможно, такие разговоры ведутся на кулуарном уровне на предварительных стадиях переговоров. Но так все сами всё прекрасно понимают и видят как ценники на еду меняются в магазинах.
— Да, заказчики всё чаще отказываются от выступлений на корпоративах звёзд «первого эшелона», но на еде клиенты не экономят. Нет и тренда на то, чтобы сокращать количество приглашённых работников. Такого, чтобы звали только высший менеджмент или сотрудников головных офисов, точно не фиксирую, — добавляет Влад.
Ведущий мероприятий Пётр Чарушин утверждает, что всё подорожало на 50% точно, а то и больше, причём во всех сегментах от бюджетного до премиум.
— А что вы хотели? Это вам ещё повезло. Рост в 30-40% — это ещё по-божески, если стоимость еды выросла в два раза. Вот в эти два раза и должны были подняться расценки, — констатируют собеседники на условиях анонимности.
Сколько с человека?
Как рассказывает ведущий Влад, в Петербурге есть компании, где приглашают по 100 человек, это среднее количество гостей. Но есть и варианты по 200 персон.
— Ценник на услуги теперь начинается от 1 млн на 100 человек. Меньше чем эта сумма, не берут в принципе на такой известной площадке как ресторан Royal Beach. Там, кстати, все даты на декабрьские четверги, пятницы и субботы, а это самые востребованные дни, уже забронированы. Верхней предельной планки в принципе не существует как таковой. Это может быть и 15, и 150 условных миллионов, — поясняет он.
Таким образом, при входе на рынок с суммой 1 млн рублей на 100 человек затраты на сотрудника составят в Петербурге около 10 тыс. рублей. Здесь также важно прояснить, что еще около двух лет назад заказчики корпоративов начали вносить в договоры пункты, запрещающие разглашать суммы расходов.
Пётр Чарушин готов подтвердить: свободных мест на декабрь на пятницы и субботы тоже точно уже больше нет. Люди уже готовы соглашаться и на будни, просто уже, чтобы хоть куда-то попасть. В среднем в компании заказывают мероприятие на 50—150 персон.
Или всё-таки подешевле?
Управляющий партнер УК Evdokimov Group (ресторанная сеть «Паруса» в Петербурге и Сочи) Владислав Евдокимов готов назвать ещё две причины серьёзного роста расценок на корпоративы. Так, за свои услуги теперь хотят получать намного больше не только артисты «первого эшелона», но и просто кавер-группы. Если раньше свой гонорар они оценивали в 30—50 тыс. рублей, то теперь речь идёт уже о суммах в 150—170 тыс.
— Нам объясняют, что там происходит, в том числе, из-за роста стоимости оборудования, его содержания в надлежащем состоянии, да даже просто аренды, ссылаются на то, что цены выросли на всё и у всех, — отмечает Владислав Евдокимов.
Кроме того, с начала года на 25—30% увеличились цены на алкоголь из-за роста акцизов и колебания курса валют. Отсюда и выходит общий рост стоимости на 30—40%.
Как считает Владислав Евдокимов, 10 тыс. рублей — это всё-таки средний чек, если на корпоративе задействованы живые музыканты.
— В нашей сети это, например, 6000 рублей. Но это включает в себя меню с мясными, рыбными закусками и приветственный алкоголь на так называемых сборных корпоративах, мероприятиях, где собираются сотрудники разных компаний. Поймите правильно, рестораторы поднимают цены не потому что такие нехорошие, а просто хотят теперь выжить, — поясняет Владислав Евдокимов.
Соавтор концепций брендов ресторанов «Пхали Хинкали» и «Хачо и Пури» Максим Кораблёв-Дайсон готов назвать похожую сумму для Петербурга в 6000 рублей.
— В этом году рост цен на новогодние корпоративы по сравнению с 2023 годом в нашей компании запланирован на 30%. Если в прошлом году средний чек на человека в ресторанах «ПхалиХинкали» составлял 4500 рублей, включая еду и напитки, и 5000 в ресторанах «Хачо и Пури», то в этом году 6000 и 6500 соответственно, — отмечают в компании.
В эту сумму всё-таки входят услуги ди-джея и живая музыка, блюда грузинской и европейской кухни, но вот горячительное придётся покупать за свой счёт. Торжество примерно на 200 человек обойдется в 1,5 млн рублей.
По семейному и с ностальгией
Пётр Чарушин называет новинкой сезона тематические корпоративы по мотивам любимых новогодних фильмов времён СССР, например, «а-ля Карнавальная ночь». По его словам, это сейчас хит продаж.
— У нас запланирован корпоратив «а-ля Вязанка». То есть, там все должны появиться в уютных вязаных вещах: шарфах, свитерах, шапках и т.д. Это делается с тем, чтобы празднество прошло в комфортной домашней атмосфере, — отмечает Пётр Чарушин.
Как он добавляет, также в этом году в принципе делается сильный акцент на семейственность. На корпоративы зовут не только самих сотрудников, но и их детей с заказом блюд детского меню. Для новогодних торжеств это выливается в то, что в декабре поздравляют работников, а в январе организуют так называемый family day.
— Вот там вообще всё сконцентрировано на детях: им дарят подарки, вручают сертификаты, заказывают специальную программу, «заточенную» именно под детскую аудиторию. Понятно, что никакого алкоголя там в принципе нет, — поясняет Пётр Чарушин.
Забытое старое?
Особо участники рынка останавливаются на требованиях заказчиков к внешнему виду, прежде всего, работников. Для них, как и для гостей, дресс-кода как такового нет. Но для женского обслуживающего персонала всё чаще звучат требования не использовать вызывающий макияж.
— Про дресс-код я ничего не слышал, но в отношении организаторов и сотрудников, занятых обслуживанием, всё чаще звучат пожелания в размытых формулировках, «чтобы одежда была чистой, опрятной и не вызывающей, а также без яркой вульгарной косметики для женщин», — делится Петр Чарушин.
Как разъясняет Леонид Гарбар, правила пользования косметикой, маникюром всегда устанавливались внутренним распорядком заведения. С требованиями работник должен был согласиться, либо в противном случае он уходил.
— Я всегда выступал за то, что косметика не была вызывающей и вульгарной, а волосы должны быть собраны в причёску, а не распущены. Сами подумайте с тем же 4-сантимеровым маникюром, как женщина будет готовить на кухне да даже просто подавать еду? Не дай Бог, ноготь отвалиться и попадёт в пищу! Но опять же здесь всё решается конкретным работодателем. И в существующих реалиях он вполне может пойти на требования заказчика корпоратива и внести временные изменения в условия трудового распорядка, либо просто не допускать отказавшегося их выполнять работника к исполнениям обязанностей, — рассуждает эксперт.
Как вспоминает Леонид Гарбар, особо жёсткие требования к макияжу и внешнему виду всегда существовали и для работников казино. Там у сотрудников в принципе не допускается наличие татуировок на открытых частях тела. Но, сейчас, к сожалению, бороться с татуировками крайне сложно.
В общепите часто запрещают к ношению ювелирные изделия, за исключением гладких обручальных колец, под табу и часы в рабочее время.